Код операции 4005
Подборка наиболее важных документов по запросу Код операции 4005 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок представления банком сведений в Росфинмониторинг с кодом 4005?
(Консультация эксперта, 2025)Сведения с кодом 4005 должны представляться банком в Росфинмониторинг в электронном виде в течение трех рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
(Консультация эксперта, 2025)Сведения с кодом 4005 должны представляться банком в Росфинмониторинг в электронном виде в течение трех рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
Статья: Контроль операций клиентов: как обеспечить юридически корректную реализацию нового Закона N 208-ФЗ
(Каратаев М.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2020, N 4)1. Операции по счетам индивидуальных предпринимателей. Исходя из буквального прочтения нормы Закона N 208-ФЗ обязательному контролю подлежат лишь операции по снятию со счета/зачислению на счет денежных средств в наличной форме по счетам юридических лиц, что оставляет за рамками контроля операции индивидуальных предпринимателей и иностранные структуры без образования юридического лица. В то же время ранее высказанная в информационных письмах позиция Банка России (поддержанная Комитетом АРБ по ПОД/ФТ) заставила многие банки расширить периметр контроля за счет отнесения операций индивидуальных предпринимателей к числу подлежащих мониторингу по кодам 4005 - 4006 сделок. Необоснованность подобной логики Банка России позже была подтверждена в судебном порядке <3>, что, однако, не привело к массовому пересмотру методологии кредитными организациями.
(Каратаев М.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2020, N 4)1. Операции по счетам индивидуальных предпринимателей. Исходя из буквального прочтения нормы Закона N 208-ФЗ обязательному контролю подлежат лишь операции по снятию со счета/зачислению на счет денежных средств в наличной форме по счетам юридических лиц, что оставляет за рамками контроля операции индивидуальных предпринимателей и иностранные структуры без образования юридического лица. В то же время ранее высказанная в информационных письмах позиция Банка России (поддержанная Комитетом АРБ по ПОД/ФТ) заставила многие банки расширить периметр контроля за счет отнесения операций индивидуальных предпринимателей к числу подлежащих мониторингу по кодам 4005 - 4006 сделок. Необоснованность подобной логики Банка России позже была подтверждена в судебном порядке <3>, что, однако, не привело к массовому пересмотру методологии кредитными организациями.
Нормативные акты
Приказ Росфинмониторинга от 15.06.2018 N 181
"О внесении изменений в приложение N 4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.08.2018 N 51797)В СПРАВОЧНИКЕ КОДОВ ВИДОВ ОПЕРАЦИЙ, ИНФОРМАЦИЯ О КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ В РОСФИНМОНИТОРИНГ:
"О внесении изменений в приложение N 4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.08.2018 N 51797)В СПРАВОЧНИКЕ КОДОВ ВИДОВ ОПЕРАЦИЙ, ИНФОРМАЦИЯ О КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ В РОСФИНМОНИТОРИНГ:
Письмо Банка России от 27.08.2015 N 12-1-10/1988
"Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России"15. Следует ли квалифицировать в качестве операций, подлежащих обязательному контролю по коду вида операции 4005 <1> в соответствии с абзацем пятым подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, операции юридического лица, наименование которого приведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.05.2014 N 99 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ)?
"Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России"15. Следует ли квалифицировать в качестве операций, подлежащих обязательному контролю по коду вида операции 4005 <1> в соответствии с абзацем пятым подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, операции юридического лица, наименование которого приведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.05.2014 N 99 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ)?
"Комментарий к Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Деловой двор", 2011)5) зачисление на счет (вклад) или списание со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации (код вида операции - 4005).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Деловой двор", 2011)5) зачисление на счет (вклад) или списание со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации (код вида операции - 4005).
Вопрос: ...Все операции клиентов-юрлиц, период деятельности которых не превышает трех месяцев от даты внесения в ЕГРЮЛ записи о вновь возникшем юридическом лице, рассматриваются на предмет отнесения к операциям, подлежащим обязательному контролю по коду 4005. Кредитная организация не располагает информацией о преобразовании клиентов до момента представления ими подтверждающих документов и не имеет оснований квалифицировать такие операции в качестве подлежащих обязательному контролю. Возможно ли изменение действующего подхода при проведении процедур дистанционного надзора в части направления кредитным организациям запросов о представлении документов и объяснений по операциям с кодом 4005 до момента возбуждения административных производств?
(Письмо Банка России от 19.04.2013 N 12-5-2/666)Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы в связи с увеличением количества случаев привлечения кредитных организаций к административной ответственности в рамках ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по формальным основаниям.
(Письмо Банка России от 19.04.2013 N 12-5-2/666)Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы в связи с увеличением количества случаев привлечения кредитных организаций к административной ответственности в рамках ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по формальным основаниям.
Статья: Аудит системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (изменения в законодательной и нормативной базе) (Окончание)
(Газиян С.)
("Бухгалтерия и банки", 2009, N 12)- определения единого подхода и возможности составления справочного перечня счетов второго порядка согласно Плану счетов, содержащемуся в Положении Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", для проведения обязательного контроля по кодам 4005/4006. Ответ Банка России указывает на невозможность использования номера счета в качестве основного критерия, но предлагает руководствоваться в первую очередь характером и экономическим содержанием операции, что, впрочем, не исключает возможности использования именно номеров счетов в качестве удобного первичного фильтра (в частности, при автоматизации контроля) с последующим мотивированным исключением отдельных счетов или операций, как, например, было указано выше в отношении транзитных валютных счетов, или счетов "ностро" банков-корреспондентов, или счетов по учету межбанковских кредитов (размещенных средств) - как используемых для специфических целей учета внутрибанковских "технических" счетов, открываемых без волеизъявления клиента (лица, находящегося на обслуживании) и не в соответствии с договором банковского счета (вклада) или аналогичным по экономическому смыслу соглашением;
(Газиян С.)
("Бухгалтерия и банки", 2009, N 12)- определения единого подхода и возможности составления справочного перечня счетов второго порядка согласно Плану счетов, содержащемуся в Положении Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", для проведения обязательного контроля по кодам 4005/4006. Ответ Банка России указывает на невозможность использования номера счета в качестве основного критерия, но предлагает руководствоваться в первую очередь характером и экономическим содержанием операции, что, впрочем, не исключает возможности использования именно номеров счетов в качестве удобного первичного фильтра (в частности, при автоматизации контроля) с последующим мотивированным исключением отдельных счетов или операций, как, например, было указано выше в отношении транзитных валютных счетов, или счетов "ностро" банков-корреспондентов, или счетов по учету межбанковских кредитов (размещенных средств) - как используемых для специфических целей учета внутрибанковских "технических" счетов, открываемых без волеизъявления клиента (лица, находящегося на обслуживании) и не в соответствии с договором банковского счета (вклада) или аналогичным по экономическому смыслу соглашением;
Вопрос: ...Произведена инкассация денежных средств клиента-юрлица в сумме 600 000 руб. для зачисления на его счет в кредитной организации. Кого необходимо указывать в разделе "Сведения о лице, совершающем операцию с денежными средствами или иным имуществом" по коду 4005 при направлении сообщения в Росфинмониторинг - инкассатора или юрлицо?
(Консультация эксперта, 2013)Как отмечается в п. 14 Правил формирования ОЭС и заполнения отдельных полей записей ОЭС (Приложение 3 к Положению N 321-П), под лицом, совершающим операцию, следует понимать лицо, со счета которого осуществляется списание денежных средств, а под получателем - лицо, на счет которого осуществляется зачисление денежных средств (код операции 4005).
(Консультация эксперта, 2013)Как отмечается в п. 14 Правил формирования ОЭС и заполнения отдельных полей записей ОЭС (Приложение 3 к Положению N 321-П), под лицом, совершающим операцию, следует понимать лицо, со счета которого осуществляется списание денежных средств, а под получателем - лицо, на счет которого осуществляется зачисление денежных средств (код операции 4005).
Статья: Оспаривание в суде отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в связи с нарушением действующего законодательства
(Гутников О.В.)
("Цивилист", 2006, N 4)Неоднократное нарушение кредитной организацией в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", выразилось в ненаправлении в Росфинмониторинг информации по девяти операциям, подлежащим обязательному контролю (зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации), в нарушении срока отправления сообщения в Росфинмониторинг по одной операции, подлежащей обязательному контролю (зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия). По этой же операции обществом нарушен п. 6.4 и приложение N 3 к Положению Банка России N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма": операция квалифицирована по коду "4005", в то время как она подлежала квалификации по коду "4006"; допущены нарушения требований, предъявляемых п. п. 4.1 и 4.3 Положения Банка России от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(Гутников О.В.)
("Цивилист", 2006, N 4)Неоднократное нарушение кредитной организацией в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", выразилось в ненаправлении в Росфинмониторинг информации по девяти операциям, подлежащим обязательному контролю (зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации), в нарушении срока отправления сообщения в Росфинмониторинг по одной операции, подлежащей обязательному контролю (зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия). По этой же операции обществом нарушен п. 6.4 и приложение N 3 к Положению Банка России N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма": операция квалифицирована по коду "4005", в то время как она подлежала квалификации по коду "4006"; допущены нарушения требований, предъявляемых п. п. 4.1 и 4.3 Положения Банка России от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Вопрос: ...Кого банк должен указать в блоке У1 "Сведения о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами" по коду 4005 при направлении сообщения в Росфинмониторинг в случае внесения через инкассатора средств организации?
(Консультация эксперта, 2016)Вопрос: ООО (деятельность ведется менее трех месяцев со дня регистрации) внесло в кассу банка на свой банковский счет через инкассатора - работника специализированной инкассаторской организации, с которой заключило договор об оказании услуг по инкассации и хранению ценных вещей и наличных средств, выручку от оказания платных услуг в сумме, превышающей 600 000 руб. Кого банк должен указать в блоке У1 "Сведения о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами" по коду 4005 при направлении сообщения в Росфинмониторинг (инкассатора или инкассаторскую организацию)?
(Консультация эксперта, 2016)Вопрос: ООО (деятельность ведется менее трех месяцев со дня регистрации) внесло в кассу банка на свой банковский счет через инкассатора - работника специализированной инкассаторской организации, с которой заключило договор об оказании услуг по инкассации и хранению ценных вещей и наличных средств, выручку от оказания платных услуг в сумме, превышающей 600 000 руб. Кого банк должен указать в блоке У1 "Сведения о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами" по коду 4005 при направлении сообщения в Росфинмониторинг (инкассатора или инкассаторскую организацию)?
Вопрос: ...Должен ли банк направлять в Росфинмониторинг сообщения с кодом вида операции 4005 в отношении операций, совершенных клиентом на сумму 600 тыс. руб. и больше за период с даты внесения изменений в ЕГРЮЛ до даты представления в банк подтверждающих документов?
(Консультация эксперта, 2019)Вопрос: ООО - клиент банка реорганизовано в форме преобразования. Через пять дней после внесения изменений в ЕГРЮЛ организация представила в банк подтверждающие документы. Должен ли банк направлять в Росфинмониторинг сообщения с кодом вида операции 4005 в отношении операций, совершенных клиентом на сумму 600 тыс. руб. и больше за период с даты внесения изменений в ЕГРЮЛ до даты представления в банк подтверждающих документов?
(Консультация эксперта, 2019)Вопрос: ООО - клиент банка реорганизовано в форме преобразования. Через пять дней после внесения изменений в ЕГРЮЛ организация представила в банк подтверждающие документы. Должен ли банк направлять в Росфинмониторинг сообщения с кодом вида операции 4005 в отношении операций, совершенных клиентом на сумму 600 тыс. руб. и больше за период с даты внесения изменений в ЕГРЮЛ до даты представления в банк подтверждающих документов?
Вопрос: На счет некоммерческой организации в банке ошибочно зачислены денежные средства на крупную сумму. На следующий день клиент банка возвращает их обратно отправителю. Подлежит ли указанная операция обязательному контролю в соответствии с п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ? Если да, с каким кодом операции банк обязан отправить сообщение в Росфинмониторинг?
(Консультация эксперта, 2015)Кроме того, осуществление обязательного контроля за любым списанием денежных средств со счетов определенных клиентов является тенденцией законодательства о противодействии отмыванию "грязных" денег (так, например, подлежат обязательному контролю операции по списанию средств со счета (вклада) юридического лица на сумму, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, на сумму, равную или превышающую 600 000 руб. или суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной (код вида операции - 4005)).
(Консультация эксперта, 2015)Кроме того, осуществление обязательного контроля за любым списанием денежных средств со счетов определенных клиентов является тенденцией законодательства о противодействии отмыванию "грязных" денег (так, например, подлежат обязательному контролю операции по списанию средств со счета (вклада) юридического лица на сумму, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, на сумму, равную или превышающую 600 000 руб. или суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной (код вида операции - 4005)).
Статья: Новый порядок представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
(Минакова С.Л.)
("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2009, N 1)Указано, что при представлении сведений об операциях по зачислению (списанию) денежных средств со счета (на счет) юридических лиц, период деятельности которых не превышает 3 месяцев со дня регистрации, и оба юридических лица - участника операции находятся на обслуживании в одной кредитной организации, в уполномоченный орган направляется сообщение об одной операции. При этом под лицом, совершающим операцию, следует понимать лицо, со счета которого осуществляется списание денежных средств, а под получателем следует понимать лицо, на счет которого зачисляются денежные средства (код операции 4005).
(Минакова С.Л.)
("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2009, N 1)Указано, что при представлении сведений об операциях по зачислению (списанию) денежных средств со счета (на счет) юридических лиц, период деятельности которых не превышает 3 месяцев со дня регистрации, и оба юридических лица - участника операции находятся на обслуживании в одной кредитной организации, в уполномоченный орган направляется сообщение об одной операции. При этом под лицом, совершающим операцию, следует понимать лицо, со счета которого осуществляется списание денежных средств, а под получателем следует понимать лицо, на счет которого зачисляются денежные средства (код операции 4005).
Статья: Усиление финансового мониторинга - фактор повышения конкурентоспособности банков в России?
(Эзрох Ю.С.)
("Юрист", 2012, N 17)Анализируя операции по коду 4005, т.е. поступление либо списание денежных средств вновь зарегистрированного (до трех месяцев) юридического лица в сумме более 600 000 руб., можно прийти к выводу, что в поле зрения уполномоченного органа попадут по большей части обычные клиенты, открывшие новые фирмы. Недобросовестные контрагенты, осведомленные в области действующего законодательства, могут без труда открыть фирму, выждать три месяца, сдать нулевой баланс в налоговую инспекцию, после чего спокойно осуществлять запланированные махинации.
(Эзрох Ю.С.)
("Юрист", 2012, N 17)Анализируя операции по коду 4005, т.е. поступление либо списание денежных средств вновь зарегистрированного (до трех месяцев) юридического лица в сумме более 600 000 руб., можно прийти к выводу, что в поле зрения уполномоченного органа попадут по большей части обычные клиенты, открывшие новые фирмы. Недобросовестные контрагенты, осведомленные в области действующего законодательства, могут без труда открыть фирму, выждать три месяца, сдать нулевой баланс в налоговую инспекцию, после чего спокойно осуществлять запланированные махинации.