Классификация должностей государственной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Классификация должностей государственной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понижение в должности. Анахронизм советского права или работающий механизм?
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)Также надо учитывать, что в ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <3> установлена классификация должностей государственной гражданской службы, с помощью которой можно определить, как соотносятся должности госслужбы между собой <4>. В частности, должности подразделяются:
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)Также надо учитывать, что в ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <3> установлена классификация должностей государственной гражданской службы, с помощью которой можно определить, как соотносятся должности госслужбы между собой <4>. В частности, должности подразделяются:
Статья: Понятие и классификация должностей Российского государства
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В статье рассматриваются установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной службы. Осуществлена классификация указанных должностей, которые предлагается именовать должностями Российского государства. Предложены определения понятиям "должность Российского государства", "государственная должность" и "должность государственной службы".
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В статье рассматриваются установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной службы. Осуществлена классификация указанных должностей, которые предлагается именовать должностями Российского государства. Предложены определения понятиям "должность Российского государства", "государственная должность" и "должность государственной службы".
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы
Статья: Правовые основы публичной службы в Российской Федерации: отдельные проблемы законодательства
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации "предусматривает единую классификацию должностей гражданской службы по категориям и группам и на ее основе закрепляет единые квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы, а также порядок присвоения классных чинов государственной гражданской службы" <11>.
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации "предусматривает единую классификацию должностей гражданской службы по категориям и группам и на ее основе закрепляет единые квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы, а также порядок присвоения классных чинов государственной гражданской службы" <11>.
Вопрос: Каким нормативным актом учреждаются должности федеральной государственной гражданской службы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона о государственной гражданской службе).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона о государственной гражданской службе).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 7. Классификация должностей в органах принудительного исполнения
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 7. Классификация должностей в органах принудительного исполнения
Вопрос: Как формируется реестр должностей на государственной службе?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы формируется из должностей федеральной государственной гражданской службы, классифицированных по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, которые составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами указанного Реестра. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы формируется из должностей федеральной государственной гражданской службы, классифицированных по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, которые составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами указанного Реестра. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ.
Статья: Перспективы развития общества в условиях цифровой трансформации
(Степанов О.А.)
("Современное право", 2024, N 5)Граждане с высоким рейтингом получают полный доступ к рынку труда, включая возможность занимать должности на государственной службе, могут свободно арендовать или приобретать объекты недвижимости, получать банковские кредиты, в том числе по сниженным процентным ставкам, приобретать льготные медицинские страховки и пользоваться повышенным уровнем обслуживания в медицинских учреждениях, бесплатно посещать фитнес-центры, иметь бесплатный доступ к услугам каршеринга, велошеринга и др.
(Степанов О.А.)
("Современное право", 2024, N 5)Граждане с высоким рейтингом получают полный доступ к рынку труда, включая возможность занимать должности на государственной службе, могут свободно арендовать или приобретать объекты недвижимости, получать банковские кредиты, в том числе по сниженным процентным ставкам, приобретать льготные медицинские страховки и пользоваться повышенным уровнем обслуживания в медицинских учреждениях, бесплатно посещать фитнес-центры, иметь бесплатный доступ к услугам каршеринга, велошеринга и др.
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования запрета разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную информацию
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Однако и в случае внесения соответствующих изменений дискуссионным останется вопрос возможности распространения служебной информации, не отнесенной к информации ограниченного распространения, но и не являющейся общедоступной. К такой информации можно отнести политически чувствительные сведения, например, о деятельности лиц, замещающих государственные должности. Учитывая сложность классификации подобной информации, возможным видится только введение соответствующего запрета для отдельных должностей государственной гражданской службы, что потребует конкретизации и систематизации должностной структуры всего института гражданской службы.
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Однако и в случае внесения соответствующих изменений дискуссионным останется вопрос возможности распространения служебной информации, не отнесенной к информации ограниченного распространения, но и не являющейся общедоступной. К такой информации можно отнести политически чувствительные сведения, например, о деятельности лиц, замещающих государственные должности. Учитывая сложность классификации подобной информации, возможным видится только введение соответствующего запрета для отдельных должностей государственной гражданской службы, что потребует конкретизации и систематизации должностной структуры всего института гражданской службы.
Статья: Проблемы правового регулирования труда государственных гражданских служащих
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, составляют перечни, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, составляют перечни, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.
Статья: Деяния, несовместимые с должностью, как основание конституционно-правовой ответственности
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Наиболее верной, на наш взгляд, классификацией деяний, несовместимых с должностью, является та, что представлена в Федеральном законе о государственной службе <1> и Федеральном законе о муниципальной службе <2>, где обязанности (основные и дополнительные), запреты и ограничения даны в виде отдельных перечней. А вот, например, в Федеральном законе о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ <3> (в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации функционирования публичной власти" <4> (далее - Закон РФ о поправке к Конституции РФ) члены СФ будут именоваться сенаторами) и запреты, и ограничения, и обязанности статусоограничительного свойства собраны под одним заголовком "условия деятельности" (ст. 6) и без какого-либо разделения.
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Наиболее верной, на наш взгляд, классификацией деяний, несовместимых с должностью, является та, что представлена в Федеральном законе о государственной службе <1> и Федеральном законе о муниципальной службе <2>, где обязанности (основные и дополнительные), запреты и ограничения даны в виде отдельных перечней. А вот, например, в Федеральном законе о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ <3> (в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации функционирования публичной власти" <4> (далее - Закон РФ о поправке к Конституции РФ) члены СФ будут именоваться сенаторами) и запреты, и ограничения, и обязанности статусоограничительного свойства собраны под одним заголовком "условия деятельности" (ст. 6) и без какого-либо разделения.
Статья: О некоторых проблемных организационно-правовых аспектах понятия государственной службы в Российской Федерации
(Иванский В.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)4) прохождение государственной службы в государственных органах всегда предусматривает в них наличие государственных должностей и должностей государственной службы. Профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий в государственных учреждениях осуществляется лишь на должностях государственной службы. При этом государственные должности для государственных учреждений не закреплены. По этой причине можно утверждать, что государственная служба для этой организационно-правовой формы сводится к деятельности лиц, замещающих должности государственной службы, называемых государственными служащими. Наиболее распространенным типом государственных учреждений выступают казенные учреждения;
(Иванский В.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)4) прохождение государственной службы в государственных органах всегда предусматривает в них наличие государственных должностей и должностей государственной службы. Профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий в государственных учреждениях осуществляется лишь на должностях государственной службы. При этом государственные должности для государственных учреждений не закреплены. По этой причине можно утверждать, что государственная служба для этой организационно-правовой формы сводится к деятельности лиц, замещающих должности государственной службы, называемых государственными служащими. Наиболее распространенным типом государственных учреждений выступают казенные учреждения;
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Нормы о конфликте интересов в законодательстве о государственной службе закреплены в Германии (Закон о государственной службе 1957 г., Закон о государственных служащих 2009 г.), Австралии (Закон о государственной службе 1999 г.), Ирландии (Закон об этике поведения лиц, занимающих государственные должности Ирландии, 1995 г.) <45>.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Нормы о конфликте интересов в законодательстве о государственной службе закреплены в Германии (Закон о государственной службе 1957 г., Закон о государственных служащих 2009 г.), Австралии (Закон о государственной службе 1999 г.), Ирландии (Закон об этике поведения лиц, занимающих государственные должности Ирландии, 1995 г.) <45>.