КазначЕйское и банковское сопровождение государственного оборонного заказа
Подборка наиболее важных документов по запросу КазначЕйское и банковское сопровождение государственного оборонного заказа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 N 02АП-6881/2023, 02АП-6987/2023 по делу N А82-13185/2023
Требование: Об отмене определения о принятии обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.Однако принятые обеспечительные меры не исключает возможность исполнения обязательств в рамках государственного оборонного заказа. Запрет на привлечение кредитных средств, не предусматривающих обременение активов Завода правами третьих лиц, а также запрет на открытие лицевых счетов в казначействе не установлен. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 заменена обеспечительная мера в виде запрета открывать новые банковские счета на обеспечительную меру в виде открывать новые банковские счета, за исключением открытия банковских счетов и договоров банковского сопровождения для целей исполнения государственного оборонного заказа. При этом на денежные средства арест не накладывался, денежные средства, предоставленные Минпромторгом России, на обеспечение финансовых затрат предприятия, не расходовались.
Требование: Об отмене определения о принятии обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.Однако принятые обеспечительные меры не исключает возможность исполнения обязательств в рамках государственного оборонного заказа. Запрет на привлечение кредитных средств, не предусматривающих обременение активов Завода правами третьих лиц, а также запрет на открытие лицевых счетов в казначействе не установлен. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 заменена обеспечительная мера в виде запрета открывать новые банковские счета на обеспечительную меру в виде открывать новые банковские счета, за исключением открытия банковских счетов и договоров банковского сопровождения для целей исполнения государственного оборонного заказа. При этом на денежные средства арест не накладывался, денежные средства, предоставленные Минпромторгом России, на обеспечение финансовых затрат предприятия, не расходовались.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особые условия допуска кредитных организаций к отдельным сферам экономической деятельности: к вопросу о понятии "уполномоченные банки"
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2021, N 1)Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, банковское законодательство, уполномоченные банки, долевое строительство, государственный оборонный заказ, казначейское сопровождение средств.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2021, N 1)Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, банковское законодательство, уполномоченные банки, долевое строительство, государственный оборонный заказ, казначейское сопровождение средств.
Статья: Правовые формы деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса по исполнению государственного оборонного заказа
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)Государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию головного исполнителя, являются сопровождаемыми сделками (п. 8 ст. 3 Закона о гособоронзаказе). Большинство сопровождаемых сделок подлежит банковскому или казначейскому сопровождению.
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)Государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию головного исполнителя, являются сопровождаемыми сделками (п. 8 ст. 3 Закона о гособоронзаказе). Большинство сопровождаемых сделок подлежит банковскому или казначейскому сопровождению.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2.1. При размещении государственного оборонного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет осуществляться банковское сопровождение или по которому будет осуществляться казначейское сопровождение расчетов, не требуется.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2.1. При размещении государственного оборонного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет осуществляться банковское сопровождение или по которому будет осуществляться казначейское сопровождение расчетов, не требуется.
Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024
(ред. от 15.10.2025)
"О правилах казначейского сопровождения"
(вместе с "Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством", "Правилами расширенного казначейского сопровождения")18. При казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа условия ведения и использования лицевого счета (режим лицевого счета) в дополнение к положениям пунктов 10 и 11 настоящих Правил, содержащимся в государственных контрактах, контрактах (договорах), предусматривают условия о перечислении целевых средств на счета, открытые в банке участнику казначейского сопровождения, являющемуся:
(ред. от 15.10.2025)
"О правилах казначейского сопровождения"
(вместе с "Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством", "Правилами расширенного казначейского сопровождения")18. При казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа условия ведения и использования лицевого счета (режим лицевого счета) в дополнение к положениям пунктов 10 и 11 настоящих Правил, содержащимся в государственных контрактах, контрактах (договорах), предусматривают условия о перечислении целевых средств на счета, открытые в банке участнику казначейского сопровождения, являющемуся:
Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)<20> Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции от 23 октября 2024 г. N 160 "На проект федерального закона N 731062-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" // СПС "КонсультантПлюс".
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)<20> Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции от 23 октября 2024 г. N 160 "На проект федерального закона N 731062-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Нюансы кредитного анализа корпоративных заемщиков, применяющих специальные банковские счета
(Бродский Г.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)- лицевые счета в Казначействе (Правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, от 24.11.2021 N 2024);
(Бродский Г.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)- лицевые счета в Казначействе (Правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, от 24.11.2021 N 2024);
Вопрос: О необходимости открытия отдельного счета в уполномоченном банке по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ. Сумма государственного контракта составляет 515 тысяч рублей, контракт заключен для осуществления услуг по ремонту служебного автотранспорта.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)С учетом положений части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.06.2015 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" банковское или казначейское сопровождение после 1 января 2017 года в отношении государственных контрактов, заключенных не федеральным органом в области обороны, осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, принятым на основании обращения соответствующего государственного заказчика.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)С учетом положений части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.06.2015 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" банковское или казначейское сопровождение после 1 января 2017 года в отношении государственных контрактов, заключенных не федеральным органом в области обороны, осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, принятым на основании обращения соответствующего государственного заказчика.
Статья: Совершенствование инструментария казначейского контроля в целях повышения эффективности бюджетных расходов
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2023, N 5)- средства по государственным контрактам, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2023, N 5)- средства по государственным контрактам, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Вопрос: Организация планирует заключить договор поставки товара в рамках гособоронзаказа на сумму менее 3 млн руб. В договоре указан номер ИГК, но отсутствует указание на открытие специального счета. Организация не является исполнителем первого уровня. Обязана ли организация вести раздельный учет?
(Консультация эксперта, 2023)- отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта, а также используемый для совершения операции, разрешенной в соответствии с п. 16 ст. 8.4 настоящего Федерального закона, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков;
(Консультация эксперта, 2023)- отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта, а также используемый для совершения операции, разрешенной в соответствии с п. 16 ст. 8.4 настоящего Федерального закона, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков;
Статья: Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)При этом нет и однозначного ответа, понимается под средствами разведывательной деятельности, средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом. По сути, данная неопределенность позволяет любые закупки СВР и ФСБ России осуществлять с обходом банковского и казначейского сопровождения, хотя именно они законодателем определены как приоритетные способы осуществления расчетов в рамках ГОЗ.
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)При этом нет и однозначного ответа, понимается под средствами разведывательной деятельности, средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом. По сути, данная неопределенность позволяет любые закупки СВР и ФСБ России осуществлять с обходом банковского и казначейского сопровождения, хотя именно они законодателем определены как приоритетные способы осуществления расчетов в рамках ГОЗ.
Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Каков порядок выдачи (перевода, отзыва) КОО при казначейском и банковском сопровождении контрактов
(КонсультантПлюс, 2025)3. Каков порядок выдачи (перевода, отзыва) КОО при казначейском и банковском сопровождении контрактов
Статья: Государственные закупки и государственный оборонный заказ: апрельские новеллы
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)- устранить существовавшую неопределенность в механизме закупки средств разведывательной, контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, а также товаров, работ, услуг в ядерной области, в части банковского и казначейского сопровождения;
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)- устранить существовавшую неопределенность в механизме закупки средств разведывательной, контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, а также товаров, работ, услуг в ядерной области, в части банковского и казначейского сопровождения;
Готовое решение: Каков порядок банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Это сопровождение банки осуществляют в отношении ряда контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), если есть соответствующее решение Правительства РФ. Оно распространяется на определенные в п. п. 1, 3 - 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ средства, по которым осуществляется казначейское сопровождение (кроме расширенного). К ним, в частности, относятся авансовые платежи по госконтрактам, заключаемым на сумму 100 000 тыс. руб. и более (кроме госконтрактов в рамках гособоронзаказа). Указанное сопровождение также не осуществляется в отношении средств, обеспечиваемых грантами в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям (п. п. 1 - 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 N 2185).
(КонсультантПлюс, 2025)Это сопровождение банки осуществляют в отношении ряда контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), если есть соответствующее решение Правительства РФ. Оно распространяется на определенные в п. п. 1, 3 - 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ средства, по которым осуществляется казначейское сопровождение (кроме расширенного). К ним, в частности, относятся авансовые платежи по госконтрактам, заключаемым на сумму 100 000 тыс. руб. и более (кроме госконтрактов в рамках гособоронзаказа). Указанное сопровождение также не осуществляется в отношении средств, обеспечиваемых грантами в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям (п. п. 1 - 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 N 2185).
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- утверждены два вида правил казначейского сопровождения отдельно для "гражданского" казначейского сопровождения и казначейского сопровождения государственного оборонного заказа;
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- утверждены два вида правил казначейского сопровождения отдельно для "гражданского" казначейского сопровождения и казначейского сопровождения государственного оборонного заказа;