Казна публично-Правового обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Казна публично-Правового обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 110 АПК РФ "Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле"2.1.5. Судебные расходы по удовлетворенному иску к государственному (муниципальному) органу по его денежным обязательствам взыскиваются с этого органа за счет соответствующего бюджета, а не за счет казны публично-правового образования (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Судебные расходы по удовлетворенному иску к государственному (муниципальному) органу по его денежным обязательствам взыскиваются с этого органа за счет соответствующего бюджета, а не за счет казны публично-правового образования
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
Применимые нормы: ч. 1 ст. 110 АПК РФПозиция ВС РФ: Судебные расходы по удовлетворенному иску к государственному (муниципальному) органу по его денежным обязательствам взыскиваются с этого органа за счет соответствующего бюджета, а не за счет казны публично-правового образования
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
Применимые нормы: ч. 1 ст. 110 АПК РФПозиция ВС РФ: Судебные расходы по удовлетворенному иску к государственному (муниципальному) органу по его денежным обязательствам взыскиваются с этого органа за счет соответствующего бюджета, а не за счет казны публично-правового образования
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представители публично-правовых образований в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Подлежат корректировке и положения об ответственности представителей за их действия перед такими юридическими лицами, предусматривающие возмещение причиненных действующими по указанию (директивам) уполномоченных органов представителями публично-правовых образований убытков другим участникам хозяйственного общества за счет казны соответствующего публично-правового образования.
(Петров И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Подлежат корректировке и положения об ответственности представителей за их действия перед такими юридическими лицами, предусматривающие возмещение причиненных действующими по указанию (директивам) уполномоченных органов представителями публично-правовых образований убытков другим участникам хозяйственного общества за счет казны соответствующего публично-правового образования.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Иск к публично-правовому образованию - иск о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Иск к публично-правовому образованию - иск о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности (далее - иск к публично-правовому образованию);
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности (далее - иск к публично-правовому образованию);
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
Статья: Обращение взыскания по судебному акту на средства казны: бюджетные процедуры против материального права
(Кустова М.В.)
("Закон", 2021, N 4)Правовые споры вызваны закрепленными в бюджетном законодательстве особенностями процедур исполнения судебных актов, встроенных в исполнение соответствующих бюджетов, что предопределяет включение регламентирующей такие процедуры главы 24.1 Бюджетного кодекса (БК) РФ в раздел VIII "Исполнение бюджетов". Так, порядок исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, а также иным искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правовых образований (за исключением взыскания, осуществляемого в порядке субсидиарной ответственности) определен ст. 242.2 БК РФ. В этом случае документы направляются на исполнение в финансовый орган соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, ст. 242.3 - 242.5 БК РФ закрепляют порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам казенных учреждений. Обращение к этой процедуре предполагает направление пакета документов на исполнение в тот орган, в котором должнику как получателю бюджетных средств открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
(Кустова М.В.)
("Закон", 2021, N 4)Правовые споры вызваны закрепленными в бюджетном законодательстве особенностями процедур исполнения судебных актов, встроенных в исполнение соответствующих бюджетов, что предопределяет включение регламентирующей такие процедуры главы 24.1 Бюджетного кодекса (БК) РФ в раздел VIII "Исполнение бюджетов". Так, порядок исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, а также иным искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правовых образований (за исключением взыскания, осуществляемого в порядке субсидиарной ответственности) определен ст. 242.2 БК РФ. В этом случае документы направляются на исполнение в финансовый орган соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, ст. 242.3 - 242.5 БК РФ закрепляют порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам казенных учреждений. Обращение к этой процедуре предполагает направление пакета документов на исполнение в тот орган, в котором должнику как получателю бюджетных средств открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
Статья: Вещные права в Гражданском кодексе Российской Федерации
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество составляет казну соответствующих публично-правовых образований. Казна Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований состоит из средств соответствующих бюджетов и иного государственного и муниципального имущества. Средства государственной и муниципальной казны в целом и бюджетные средства в первую очередь являются объектом взыскания кредиторов по обязательствам публичных собственников. За счет бюджетных средств осуществляется субсидиарная ответственность государства и муниципальных образований по обязательствам созданных ими казенных предприятий и учреждений.
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество составляет казну соответствующих публично-правовых образований. Казна Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований состоит из средств соответствующих бюджетов и иного государственного и муниципального имущества. Средства государственной и муниципальной казны в целом и бюджетные средства в первую очередь являются объектом взыскания кредиторов по обязательствам публичных собственников. За счет бюджетных средств осуществляется субсидиарная ответственность государства и муниципальных образований по обязательствам созданных ими казенных предприятий и учреждений.
Статья: Особенности наследования жилых помещений, являющихся выморочным имуществом и относящихся к категории "роскошных"
(Ершова Н.А.)
("Наследственное право", 2022, N 1)В настоящее время - в эпоху рыночной экономики и развития частной собственности - роль государства в обеспечении права граждан Российской Федерации на жилые помещения по-прежнему велика и наследование жилых помещений как выморочного имущества является одним из основных способов формирования имущественной казны публично-правового образования, которая, в свою очередь, представляет собой единственный источник обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на жилищном учете, ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот.
(Ершова Н.А.)
("Наследственное право", 2022, N 1)В настоящее время - в эпоху рыночной экономики и развития частной собственности - роль государства в обеспечении права граждан Российской Федерации на жилые помещения по-прежнему велика и наследование жилых помещений как выморочного имущества является одним из основных способов формирования имущественной казны публично-правового образования, которая, в свою очередь, представляет собой единственный источник обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на жилищном учете, ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот.
Готовое решение: Что такое казна
(КонсультантПлюс, 2025)Казной публично-правового образования называют средства его бюджета и иное принадлежащее ему имущество, не закрепленное за учреждениями и унитарными предприятиями. ППО отвечает имуществом казны по своим долговым обязательствам.
(КонсультантПлюс, 2025)Казной публично-правового образования называют средства его бюджета и иное принадлежащее ему имущество, не закрепленное за учреждениями и унитарными предприятиями. ППО отвечает имуществом казны по своим долговым обязательствам.
Статья: К вопросу о судебной неустойке в административном судопроизводстве
(Черланов А.Ю.)
("Закон", 2024, N 8)Во-вторых, поскольку административные органы не обладают собственными бюджетами, взыскание судебной неустойки должно осуществляться за счет казны публично-правового образования. Это логично и с той точки зрения, что в неисполнении судебного акта может отсутствовать вина административного ответчика (как в случае с невыделением ему бюджетных средств для исполнения судебного акта), но быть вина государства в лице других его органов, за противоправную деятельность которых оно и должно отвечать. Следовательно, взыскание судебной неустойки должно осуществляться по правилам не исполнительного производства, а исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (глава 24.1 БК РФ). Наиболее подходящими к отношениям по поводу исполнения судебного акта к публично-правовому образованию о взыскании судебной неустойки представляются положения ст. 242.2 БК РФ, регламентирующие исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) их органов и должностных лиц, потому что в обоих случаях речь идет о незапланированных расходах, несение которых может потребовать выделения дополнительных бюджетных средств.
(Черланов А.Ю.)
("Закон", 2024, N 8)Во-вторых, поскольку административные органы не обладают собственными бюджетами, взыскание судебной неустойки должно осуществляться за счет казны публично-правового образования. Это логично и с той точки зрения, что в неисполнении судебного акта может отсутствовать вина административного ответчика (как в случае с невыделением ему бюджетных средств для исполнения судебного акта), но быть вина государства в лице других его органов, за противоправную деятельность которых оно и должно отвечать. Следовательно, взыскание судебной неустойки должно осуществляться по правилам не исполнительного производства, а исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (глава 24.1 БК РФ). Наиболее подходящими к отношениям по поводу исполнения судебного акта к публично-правовому образованию о взыскании судебной неустойки представляются положения ст. 242.2 БК РФ, регламентирующие исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) их органов и должностных лиц, потому что в обоих случаях речь идет о незапланированных расходах, несение которых может потребовать выделения дополнительных бюджетных средств.
Статья: Последствия отказа в удовлетворении исковых требований
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отказ в удовлетворении исковых требований влечет по общему правилу распределения судебных расходов взыскание с истца судебных расходов (ст. 110 АПК РФ). Однако здесь также возможны исключения. Например, судебные расходы могут быть отнесены на выигравшего дело ответчика, если спор возник вследствие нарушения им претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, либо он злоупотреблял своими процессуальными правами или не выполнил своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта (ст. 111 АПК РФ). Судебные расходы не взыскиваются с некоторых процессуальных истцов (прокурора, государственных органов, муниципальных органов и др.), в этом случае они возмещаются за счет казны соответствующего публично-правового образования (ч. 3 ст. 52, ч. 4 ст. 53, ч. 1 ст. 53.1 АПК РФ, п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 160 "О некоторых вопросах участия в арбитражном процессе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"). Однако, в отличие от гражданского судопроизводства, в арбитражном судопроизводстве судебные расходы могут быть взысканы с некоторых процессуальных истцов. В случае отказа в косвенном иске участнику юридического лица, обратившемуся в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных этому юридическому лицу, судебные расходы по такого рода делам возлагаются на лиц, предъявивших иск, то есть на этого процессуального истца - участника юридического лица (ч. 3, 4 ст. 225.8 АПК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2024 N Ф06-13183/2024 по делу N А55-39410/2022).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отказ в удовлетворении исковых требований влечет по общему правилу распределения судебных расходов взыскание с истца судебных расходов (ст. 110 АПК РФ). Однако здесь также возможны исключения. Например, судебные расходы могут быть отнесены на выигравшего дело ответчика, если спор возник вследствие нарушения им претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, либо он злоупотреблял своими процессуальными правами или не выполнил своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта (ст. 111 АПК РФ). Судебные расходы не взыскиваются с некоторых процессуальных истцов (прокурора, государственных органов, муниципальных органов и др.), в этом случае они возмещаются за счет казны соответствующего публично-правового образования (ч. 3 ст. 52, ч. 4 ст. 53, ч. 1 ст. 53.1 АПК РФ, п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 160 "О некоторых вопросах участия в арбитражном процессе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"). Однако, в отличие от гражданского судопроизводства, в арбитражном судопроизводстве судебные расходы могут быть взысканы с некоторых процессуальных истцов. В случае отказа в косвенном иске участнику юридического лица, обратившемуся в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных этому юридическому лицу, судебные расходы по такого рода делам возлагаются на лиц, предъявивших иск, то есть на этого процессуального истца - участника юридического лица (ч. 3, 4 ст. 225.8 АПК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2024 N Ф06-13183/2024 по делу N А55-39410/2022).
Статья: Классификация налоговых обязанностей: развитие в условиях цифровизации
(Лютова О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Общепризнанным является деление налоговых обязанностей на основные (всеобщие, общие, исходные) и иные (специальные, дополнительные, производные) <5>. В качестве основной обязанности налогоплательщика в литературе указывается обязанность по уплате налога - по причине конституционного характера ее установления (ст. 57 Конституции РФ), а также ввиду особой значимости ее содержания, связанного с обеспечением формирования казны публично-правового образования. Помимо уплаты налога, к основным налоговым обязанностям можно отнести постановку на учет в налоговых органах и представление налоговой отчетности <6>, поскольку они, наряду с обязанностью уплаты, имеют универсальный характер и непосредственно связаны с такой уплатой.
(Лютова О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Общепризнанным является деление налоговых обязанностей на основные (всеобщие, общие, исходные) и иные (специальные, дополнительные, производные) <5>. В качестве основной обязанности налогоплательщика в литературе указывается обязанность по уплате налога - по причине конституционного характера ее установления (ст. 57 Конституции РФ), а также ввиду особой значимости ее содержания, связанного с обеспечением формирования казны публично-правового образования. Помимо уплаты налога, к основным налоговым обязанностям можно отнести постановку на учет в налоговых органах и представление налоговой отчетности <6>, поскольку они, наряду с обязанностью уплаты, имеют универсальный характер и непосредственно связаны с такой уплатой.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)В современных работах по налоговому праву общепризнанным считается деление обязанностей участников налоговых отношений на основные (всеобщие, общие, исходные) и иные (специальные, дополнительные, производные). В качестве основных обязанностей налогоплательщика в литературе обычно указывается обязанность по уплате налога, не только по причине конституционного характера ее установления (ст. 57 Конституции Российской Федерации), но и ввиду особой значимости ее содержания, связанного с обеспечением формирования казны публично-правового образования.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)В современных работах по налоговому праву общепризнанным считается деление обязанностей участников налоговых отношений на основные (всеобщие, общие, исходные) и иные (специальные, дополнительные, производные). В качестве основных обязанностей налогоплательщика в литературе обычно указывается обязанность по уплате налога, не только по причине конституционного характера ее установления (ст. 57 Конституции Российской Федерации), но и ввиду особой значимости ее содержания, связанного с обеспечением формирования казны публично-правового образования.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.
Статья: Практика рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа дел, связанных с применением Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(Елагина О.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 4)- по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности;
(Елагина О.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 4)- по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности;