Категории публичных должностных лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Категории публичных должностных лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)В теории права децентрализация рассматривается как способ распределения нормотворческих полномочий между уровнями публичного управления; децентрализация означает делегирование на уровень публичных органов власти и управления полномочий, позволяющих конфигурировать собственное правовое регулирование, при одновременном сохранении высшими органами власти возможности регламентации наиболее важных из них [6]. Соответственно, на основе децентрализации антикоррупционное правовое регулирование осуществляется органами публичной власти и управления федерального, регионального, муниципального и объектового уровня в отношении соответствующих категорий публичных должностных лиц. В теории права отмечается, что централизация подразумевает, что конкретные объекты и уровни, в том числе нижестоящие, публичной власти не способны выполнить те или иные задачи эффективнее, чем вышестоящие структуры [6]. В данном случае применительно к антикоррупционному правовому регулированию такая централизация означала бы его осуществление на основе федеральных законов и актов высших органов государственной власти, имеющих прямое действие (прежде всего указов Президента РФ) в отношении всех категорий публичных должностных лиц (без принятия актов нормативного характера в соответствующих органах публичной власти и управления).
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)В теории права децентрализация рассматривается как способ распределения нормотворческих полномочий между уровнями публичного управления; децентрализация означает делегирование на уровень публичных органов власти и управления полномочий, позволяющих конфигурировать собственное правовое регулирование, при одновременном сохранении высшими органами власти возможности регламентации наиболее важных из них [6]. Соответственно, на основе децентрализации антикоррупционное правовое регулирование осуществляется органами публичной власти и управления федерального, регионального, муниципального и объектового уровня в отношении соответствующих категорий публичных должностных лиц. В теории права отмечается, что централизация подразумевает, что конкретные объекты и уровни, в том числе нижестоящие, публичной власти не способны выполнить те или иные задачи эффективнее, чем вышестоящие структуры [6]. В данном случае применительно к антикоррупционному правовому регулированию такая централизация означала бы его осуществление на основе федеральных законов и актов высших органов государственной власти, имеющих прямое действие (прежде всего указов Президента РФ) в отношении всех категорий публичных должностных лиц (без принятия актов нормативного характера в соответствующих органах публичной власти и управления).
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Федеральное правовое регулирование в отношении указанной категории публичных должностных лиц не является полным. В соответствии с концепцией Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ законотворческие и исполнительно-распорядительные полномочия в сфере организации представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, проведения проверки их достоверности и полноты переданы органам государственной власти субъектов РФ. Граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации, и лица, их замещающие, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта РФ, а проверка достоверности и полноты сведений о доходах проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, имеют право на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией с предварительным уведомлением об этом высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Федеральное правовое регулирование в отношении указанной категории публичных должностных лиц не является полным. В соответствии с концепцией Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ законотворческие и исполнительно-распорядительные полномочия в сфере организации представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, проведения проверки их достоверности и полноты переданы органам государственной власти субъектов РФ. Граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации, и лица, их замещающие, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта РФ, а проверка достоверности и полноты сведений о доходах проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, имеют право на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией с предварительным уведомлением об этом высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)4. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)4. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Информационное письмо Росфинмониторинга от 12.12.2017 N 53
"О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами"II. Категории публичных должностных лиц (ПДЛ),
"О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами"II. Категории публичных должностных лиц (ПДЛ),
Статья: Особый порядок уголовного судопроизводства России в отношении отдельной категории лиц и особенности нормативного регулирования их должностного иммунитета
(Ковтун Н.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Автором исследованы проблемы нормативной регламентации ограниченного иммунитета отдельной категории публичных должностных лиц применительно к актам возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, применения к ним мер процессуального принуждения в порядке гл. 52 УПК РФ в соотношении с системой дополнительных гарантий, установленных для этой категории лиц федеральным законодательством. Поставлены на обсуждение наиболее острые коллизии, связанные с несогласованностью нормативно-правовых актов - как в части регламентации порядка осуществления уголовного преследования в отношении этой категории лиц, так и в контексте обеспечения установленной для данных лиц системы процессуальных гарантий.
(Ковтун Н.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Автором исследованы проблемы нормативной регламентации ограниченного иммунитета отдельной категории публичных должностных лиц применительно к актам возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, применения к ним мер процессуального принуждения в порядке гл. 52 УПК РФ в соотношении с системой дополнительных гарантий, установленных для этой категории лиц федеральным законодательством. Поставлены на обсуждение наиболее острые коллизии, связанные с несогласованностью нормативно-правовых актов - как в части регламентации порядка осуществления уголовного преследования в отношении этой категории лиц, так и в контексте обеспечения установленной для данных лиц системы процессуальных гарантий.
Статья: Конституционно-правовые ограничения и запреты в деятельности заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(Морозов С.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Необходимо отметить, что в различных административно-территориальных единицах Российской Федерации степень урегулирования вопроса, касающегося правовых пределов, действующих в отношении заместителей глав регионов, сильно разнится. В большинстве случаев в основных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливается, что рассматриваемая категория публичных должностных лиц наделяется всеми правами и обязанностями главы субъекта Российской Федерации, за исключением нескольких правомочий, связанных с возможностями внесения изменений в конституцию (устав) субъекта и роспуском высшего органа исполнительной власти. В отдельных регионах может закрепляться большее количество ограничений или же, наоборот, - не фиксироваться вовсе.
(Морозов С.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Необходимо отметить, что в различных административно-территориальных единицах Российской Федерации степень урегулирования вопроса, касающегося правовых пределов, действующих в отношении заместителей глав регионов, сильно разнится. В большинстве случаев в основных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливается, что рассматриваемая категория публичных должностных лиц наделяется всеми правами и обязанностями главы субъекта Российской Федерации, за исключением нескольких правомочий, связанных с возможностями внесения изменений в конституцию (устав) субъекта и роспуском высшего органа исполнительной власти. В отдельных регионах может закрепляться большее количество ограничений или же, наоборот, - не фиксироваться вовсе.
Статья: Проблемы формулирования юридических дефиниций на примере антикоррупционного законодательства
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2025, N 7)В российской юридической доктрине авторами рассматриваются отдельные проблемные аспекты юридической техники антикоррупционного законодательства. В юридической литературе обращается внимание на отсутствие в законодательстве единого понятийного аппарата, включая определение категорий "коррупционное правонарушение", "публичное должностное лицо" <2>, указывается на несовершенство нормативного определения коррупции <3>, отмечается декларативный характер значительного числа норм Федерального закона N 273-ФЗ <4>, исследуются проблемы систематизации антикоррупционного законодательства, в частности множественности нормативных актов, тиражирования или дублирования нормативного правового содержания актов более высокой юридической силы в актах меньшей юридической силы <5>, обращается внимание на отсутствие в антикоррупционном законодательстве эффективных правовых технологий как средства правотворческой антикоррупционной деятельности <6> и др.
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2025, N 7)В российской юридической доктрине авторами рассматриваются отдельные проблемные аспекты юридической техники антикоррупционного законодательства. В юридической литературе обращается внимание на отсутствие в законодательстве единого понятийного аппарата, включая определение категорий "коррупционное правонарушение", "публичное должностное лицо" <2>, указывается на несовершенство нормативного определения коррупции <3>, отмечается декларативный характер значительного числа норм Федерального закона N 273-ФЗ <4>, исследуются проблемы систематизации антикоррупционного законодательства, в частности множественности нормативных актов, тиражирования или дублирования нормативного правового содержания актов более высокой юридической силы в актах меньшей юридической силы <5>, обращается внимание на отсутствие в антикоррупционном законодательстве эффективных правовых технологий как средства правотворческой антикоррупционной деятельности <6> и др.