Какие акты подлежат государственной регистрации
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие акты подлежат государственной регистрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Если договор аренды признан незаключенным, но имущество принято в пользование, а соглашение о размере платы исполнялось сторонами, то установленная таким соглашением неустойка может быть взыскана
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73
Применимые нормы: ст. 310, п. 1 ст. 330, п. 2 ст. 609 ГК РФПримечание. Имеется в виду ситуация, когда стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который не был зарегистрирован, хотя согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ подлежит государственной регистрации.
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73
Применимые нормы: ст. 310, п. 1 ст. 330, п. 2 ст. 609 ГК РФПримечание. Имеется в виду ситуация, когда стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который не был зарегистрирован, хотя согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ подлежит государственной регистрации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 201 "Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" АПК РФ"Однако в силу ч. 8 ст. 201 АПК РФ акт регистрирующего органа о государственной регистрации не подлежит применению со дня принятия решения арбитражного суда о признании такого акта недействительным, и не распространяется на правоотношения возникшие ранее."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке принимаются подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 10, 11 Правил государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ с занесением в специальный Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые в том числе:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 10, 11 Правил государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ с занесением в специальный Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые в том числе:
Вопрос: Подлежат ли государственной регистрации в Минюсте России нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые в том числе:
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые в том числе:
Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые в том числе:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые в том числе:
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Право собственности у публично-правовой компании возникает по общим правилам - с момента передачи имущества, то есть фактического поступления его во владение (если иной момент не указан нормативными правовыми актами). Право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 131 ГК). В случае передачи компании имущества реорганизуемого юридического лица право собственности возникает с момента завершения реорганизации. При этом Верховным Судом РФ изложена позиция, что подлежащее государственной регистрации право на имущество в случаях универсального правопреемства переходит вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации права <410>. Имущественное право требования на безналичные денежные средства компании возникает с момента их поступления на счет компании в соответствии с бюджетным законодательством.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Право собственности у публично-правовой компании возникает по общим правилам - с момента передачи имущества, то есть фактического поступления его во владение (если иной момент не указан нормативными правовыми актами). Право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 131 ГК). В случае передачи компании имущества реорганизуемого юридического лица право собственности возникает с момента завершения реорганизации. При этом Верховным Судом РФ изложена позиция, что подлежащее государственной регистрации право на имущество в случаях универсального правопреемства переходит вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации права <410>. Имущественное право требования на безналичные денежные средства компании возникает с момента их поступления на счет компании в соответствии с бюджетным законодательством.
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза: порядок и сроки проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение 7 дней информируют об этом Минюст РФ. При этом федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом и организацией указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа. В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения заключений, соответствующий орган не позднее следующего дня после его изменения размещает информацию о новом адресе электронной почты на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение 7 дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Минюст РФ (п. 7(2) Правил проведения антикоррупционной экспертизы).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение 7 дней информируют об этом Минюст РФ. При этом федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом и организацией указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа. В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения заключений, соответствующий орган не позднее следующего дня после его изменения размещает информацию о новом адресе электронной почты на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение 7 дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Минюст РФ (п. 7(2) Правил проведения антикоррупционной экспертизы).
Ситуация: Как зарегистрировать брак в ЗАГСе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Акты гражданского состояния, в том числе заключение брака, подлежат государственной регистрации (в частности, органом ЗАГС) посредством составления в Едином государственном реестре соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации брака (п. 1 ст. 3, п. 2.3 ст. 4, п. 2 ст. 6, ст. 13.1 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Акты гражданского состояния, в том числе заключение брака, подлежат государственной регистрации (в частности, органом ЗАГС) посредством составления в Едином государственном реестре соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации брака (п. 1 ст. 3, п. 2.3 ст. 4, п. 2 ст. 6, ст. 13.1 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1) реквизиты (вид, наименование, дата утверждения, номер и дата государственной регистрации в Минюсте России (для нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Минюсте России));
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1) реквизиты (вид, наименование, дата утверждения, номер и дата государственной регистрации в Минюсте России (для нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Минюсте России));
Статья: Научная обоснованность нормотворческой инициативы федеральных органов исполнительной власти
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Третье - это важные, введенные в действие в 2020 г. положения, содержащиеся в п. 36.1 - 36.3 Приказа N 484. Из них следует, что субъект нормотворчества в процессе работы над проектом нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации в органах юстиции, должен обеспечить изучение в том числе научной литературы. Соответствующая обязанность реализуется им как самостоятельно, так и посредством привлечения к изучению данных вопросов научной организации системы МВД России. В этой связи также при отсутствии возможности самостоятельного изучения вопроса, касающегося предмета проектируемого правового регулирования, допускается направление заявки на проведение научного исследования, либо, если проект приказа МВД России подготавливается на внеплановой основе, головной разработчик направляет в научную либо образовательную организацию письмо с указанием информации о предмете и целях правового регулирования (или сам проект приказа), а последняя, в свою очередь, готовит и направляет разработчику проекта нормативного правового акта аналитическую справку.
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Третье - это важные, введенные в действие в 2020 г. положения, содержащиеся в п. 36.1 - 36.3 Приказа N 484. Из них следует, что субъект нормотворчества в процессе работы над проектом нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации в органах юстиции, должен обеспечить изучение в том числе научной литературы. Соответствующая обязанность реализуется им как самостоятельно, так и посредством привлечения к изучению данных вопросов научной организации системы МВД России. В этой связи также при отсутствии возможности самостоятельного изучения вопроса, касающегося предмета проектируемого правового регулирования, допускается направление заявки на проведение научного исследования, либо, если проект приказа МВД России подготавливается на внеплановой основе, головной разработчик направляет в научную либо образовательную организацию письмо с указанием информации о предмете и целях правового регулирования (или сам проект приказа), а последняя, в свою очередь, готовит и направляет разработчику проекта нормативного правового акта аналитическую справку.
Ситуация: Каков порядок внесения изменений в запись акта гражданского состояния?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением изменения в запись акта гражданского состояния (при его утрате повторное свидетельство для приобщения к заявлению не требуется);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением изменения в запись акта гражданского состояния (при его утрате повторное свидетельство для приобщения к заявлению не требуется);
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Согласно ч. 5 ст. 29.3 Градостроительного кодекса РФ утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в срок, не превышающий 5 дней со дня утверждения указанных нормативов. Однако следует учитывать наличие института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации как обязательной процедуры, предшествующей их опубликованию и применению на основании Указа Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации". При этом было принято решение о создании федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Срок регистрации, как правило, составляет по законодательству субъектов Российской Федерации 15 рабочих дней. Прошедший государственную регистрацию нормативный акт подлежит опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня его государственной регистрации. Таким образом, налицо противоречие между указанными правовыми актами.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Согласно ч. 5 ст. 29.3 Градостроительного кодекса РФ утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в срок, не превышающий 5 дней со дня утверждения указанных нормативов. Однако следует учитывать наличие института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации как обязательной процедуры, предшествующей их опубликованию и применению на основании Указа Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации". При этом было принято решение о создании федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Срок регистрации, как правило, составляет по законодательству субъектов Российской Федерации 15 рабочих дней. Прошедший государственную регистрацию нормативный акт подлежит опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня его государственной регистрации. Таким образом, налицо противоречие между указанными правовыми актами.
Статья: Юридический язык ведомственного нормотворчества: проблемы правового регулирования и практики
(Лелетина А.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)<1> В настоящей статье под ведомственными нормативными правовыми актами понимаются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению нормативно-правового регулирования в установленных сферах деятельности, а также нормативные правовые акты иных государственных органов и организаций, акты которых подлежат государственной регистрации Минюстом России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Среди них в том числе Следственный комитет Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, корпорации "Росатом", "Роскосмос".
(Лелетина А.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)<1> В настоящей статье под ведомственными нормативными правовыми актами понимаются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению нормативно-правового регулирования в установленных сферах деятельности, а также нормативные правовые акты иных государственных органов и организаций, акты которых подлежат государственной регистрации Минюстом России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Среди них в том числе Следственный комитет Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, корпорации "Росатом", "Роскосмос".
Статья: Правовое регулирование банковской деятельности в новых регионах Российской Федерации
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Кроме этого, специфика деятельности уже существующих кредитных учреждений в новых регионах может определяться Банком России, которому предоставлено право принимать акты по вопросам, относящимся к его компетенции, не предусмотренные статьей 7 Закона о Банке России <2>. Данные акты не подлежат государственной регистрации и имеют срочный характер действия (до 1 января 2025 г.).
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Кроме этого, специфика деятельности уже существующих кредитных учреждений в новых регионах может определяться Банком России, которому предоставлено право принимать акты по вопросам, относящимся к его компетенции, не предусмотренные статьей 7 Закона о Банке России <2>. Данные акты не подлежат государственной регистрации и имеют срочный характер действия (до 1 января 2025 г.).