Как составить приказ на списание основных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Как составить приказ на списание основных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Банкротство организаций. Споры с арбитражным управляющим, кредиторами и иными лицами: Арбитражный управляющий хочет взыскать убытки должника с его Бывшего руководителя
(КонсультантПлюс, 2025)приказы о списании основных средств и составленные на их основании акты, принятые при отсутствии оснований и с нарушением порядка >>>
(КонсультантПлюс, 2025)приказы о списании основных средств и составленные на их основании акты, принятые при отсутствии оснований и с нарушением порядка >>>
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: НДС: Налоговый орган доначислил НДС, не восстановленный при списании из-за порчи (недостачи и т.п.) ТМЦ или ОС до истечения срока его полезного использования
(КонсультантПлюс, 2025)первичными учетными и иными документами, оформляемыми при списании ТМЦ или ОС (приказом руководителя о создании комиссии по оценке состояния и списании ОС, актом осмотра, инвентаризационной описью, сличительной ведомостью результатов инвентаризации, актом или приказом о списании и т.п.) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)первичными учетными и иными документами, оформляемыми при списании ТМЦ или ОС (приказом руководителя о создании комиссии по оценке состояния и списании ОС, актом осмотра, инвентаризационной описью, сличительной ведомостью результатов инвентаризации, актом или приказом о списании и т.п.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Списание (ликвидация) ОС оформляется приказом руководителя организации и первичным документом, например актом о списании (ликвидации) основных средств (формы N ОС-4, ОС-4а и ОС-4б), подписанным членами ликвидационной комиссии. При этом акт на списание (ликвидацию) подписывается членами комиссии только после окончания процесса ликвидации.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Списание (ликвидация) ОС оформляется приказом руководителя организации и первичным документом, например актом о списании (ликвидации) основных средств (формы N ОС-4, ОС-4а и ОС-4б), подписанным членами ликвидационной комиссии. При этом акт на списание (ликвидацию) подписывается членами комиссии только после окончания процесса ликвидации.
Готовое решение: Когда и как по правилам ФСБУ 6/2020 надо списать с бухгалтерского учета основное средство
(КонсультантПлюс, 2025)На основании заключения издайте приказ руководителя о списании объекта ОС. Такой приказ составляют в произвольной форме. Рекомендуем включить в него обязательные реквизиты первичного учетного документа (в частности, отметку о списании и подпись лица, ответственного за оформление) - тогда вы сможете списать выведенный из эксплуатации объект с учета непосредственно на основании приказа.
(КонсультантПлюс, 2025)На основании заключения издайте приказ руководителя о списании объекта ОС. Такой приказ составляют в произвольной форме. Рекомендуем включить в него обязательные реквизиты первичного учетного документа (в частности, отметку о списании и подпись лица, ответственного за оформление) - тогда вы сможете списать выведенный из эксплуатации объект с учета непосредственно на основании приказа.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)согласно принятому комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решению о списании объектов основных средств, оформленному первичным учетным документом, выбытие объекта отражается по его балансовой стоимости:
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)согласно принятому комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решению о списании объектов основных средств, оформленному первичным учетным документом, выбытие объекта отражается по его балансовой стоимости:
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)В целях контроля соответствия учетных данных по объектам основных средств, формируемых ответственными лицами, данным на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов составляется Оборотная ведомость по нефинансовым активам.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)В целях контроля соответствия учетных данных по объектам основных средств, формируемых ответственными лицами, данным на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов составляется Оборотная ведомость по нефинансовым активам.
Готовое решение: Как отражать в бухгалтерском учете ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств при применении ФСБУ 6/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Списывайте объект ОС с учета в тот момент, когда его использование прекращено без перспектив дальнейшего возобновления (пп. "а", "г", "д" п. 40, п. 41 ФСБУ 6/2020). Неиспользуемые объекты (например, находящиеся на консервации) спишите на дату подписания приказа руководителя об их ликвидации. Используемые объекты, в отношении которых принято решение о ликвидации, списывайте на дату составления документа, которым оформлен вывод ОС из эксплуатации.
(КонсультантПлюс, 2025)Списывайте объект ОС с учета в тот момент, когда его использование прекращено без перспектив дальнейшего возобновления (пп. "а", "г", "д" п. 40, п. 41 ФСБУ 6/2020). Неиспользуемые объекты (например, находящиеся на консервации) спишите на дату подписания приказа руководителя об их ликвидации. Используемые объекты, в отношении которых принято решение о ликвидации, списывайте на дату составления документа, которым оформлен вывод ОС из эксплуатации.
Корреспонденция счетов: Организация продала объект основных средств (ОС) с убытком. Согласно договору купли-продажи покупатель перечисляет организации 50% договорной цены авансом, а оставшуюся сумму - после отгрузки ОС. Как отражаются в учете организации данные операции, если организация применяет в налоговом учете метод начисления?..
(Консультация эксперта, 2025)Производственный конвейер (объект ОС) продан по договорной цене 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.). По данным бухгалтерского и налогового учета его первоначальная стоимость составляет 540 000 руб., срок полезного использования по данному объекту установлен равным шести годам, амортизация начислялась в течение двух лет. Ликвидационная стоимость признана равной нулю. Элементы амортизации в течение периода использования объекта ОС не менялись. Сумма накопленной амортизации по данным бухгалтерского и налогового учета на дату выбытия ОС составляет 180 000 руб. Балансовая стоимость на дату реализации объекта ОС - 360 000 руб. Она равна остаточной стоимости в налоговом учете. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется на конец каждого календарного месяца.
(Консультация эксперта, 2025)Производственный конвейер (объект ОС) продан по договорной цене 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.). По данным бухгалтерского и налогового учета его первоначальная стоимость составляет 540 000 руб., срок полезного использования по данному объекту установлен равным шести годам, амортизация начислялась в течение двух лет. Ликвидационная стоимость признана равной нулю. Элементы амортизации в течение периода использования объекта ОС не менялись. Сумма накопленной амортизации по данным бухгалтерского и налогового учета на дату выбытия ОС составляет 180 000 руб. Балансовая стоимость на дату реализации объекта ОС - 360 000 руб. Она равна остаточной стоимости в налоговом учете. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется на конец каждого календарного месяца.
Готовое решение: Как создать комиссию по приему и (или) списанию основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как документально оформить создание комиссии по приему и (или) списанию основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как документально оформить создание комиссии по приему и (или) списанию основных средств
Статья: Об особенностях принятия к учету и реализации металлолома
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Поскольку унифицированная форма решения постоянно действующей комиссии бюджетного (автономного) учреждения культуры, на основании которого производится списание объектов ОС, не предусмотрена Приказом N 52н, ее необходимо разработать и утвердить в рамках формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета. При оформлении решения в электронном виде применяется форма решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440), утвержденная Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н <5>.
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Поскольку унифицированная форма решения постоянно действующей комиссии бюджетного (автономного) учреждения культуры, на основании которого производится списание объектов ОС, не предусмотрена Приказом N 52н, ее необходимо разработать и утвердить в рамках формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета. При оформлении решения в электронном виде применяется форма решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440), утвержденная Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н <5>.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)80. На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)80. На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)- принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актом на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия к бухгалтерскому учету, год изготовления, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов);
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)- принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актом на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия к бухгалтерскому учету, год изготовления, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов);
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации (ООО) продажу физическому лицу (генеральному директору этой организации) автомобиля по цене, которая значительно ниже рыночной?..
(Консультация эксперта, 2025)Разница между суммой балансовой стоимости списываемого объекта и затрат на его выбытие, с одной стороны, и поступлениями от выбытия этого объекта, с другой стороны, признается доходом или расходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором списывается объект ОС (п. 44 ФСБУ 6/2020).
(Консультация эксперта, 2025)Разница между суммой балансовой стоимости списываемого объекта и затрат на его выбытие, с одной стороны, и поступлениями от выбытия этого объекта, с другой стороны, признается доходом или расходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором списывается объект ОС (п. 44 ФСБУ 6/2020).
Корреспонденция счетов: Как организации-арендодателю учитывать операции по договору аренды основного средства (движимого имущества), если по окончании срока действия договора предмет аренды выкупается?..
(Консультация эксперта, 2025)В последнем месяце аренды чистая стоимость инвестиции в аренду в бухгалтерском учете составляет 627 742,47 руб., а в налоговом учете остаточная стоимость выбывающего ОС - 560 000,00 руб. В этом месяце оставшиеся НВР в сумме 67 742,47 руб. (627 742,47 руб. - 560 000,00 руб.) и соответствующие им ОНО в сумме 16 935,62 руб. (67 742,47 руб. x 25%) погашаются (п. 18 ПБУ 18/02).
(Консультация эксперта, 2025)В последнем месяце аренды чистая стоимость инвестиции в аренду в бухгалтерском учете составляет 627 742,47 руб., а в налоговом учете остаточная стоимость выбывающего ОС - 560 000,00 руб. В этом месяце оставшиеся НВР в сумме 67 742,47 руб. (627 742,47 руб. - 560 000,00 руб.) и соответствующие им ОНО в сумме 16 935,62 руб. (67 742,47 руб. x 25%) погашаются (п. 18 ПБУ 18/02).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации продажу объекта основных средств (ОС), если согласно условиям договора право собственности на объект переходит к покупателю после полной оплаты? Оплата произведена покупателем в следующем после отгрузки объекта ОС месяце...
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации сумма поступлений от выбытия объекта ОС составляет 500 000 руб. (600 000 руб. - 100 000 руб.), балансовая стоимость - 490 000 руб. (900 000 руб. - 410 000 руб.). Следовательно, организация признает прочий доход в сумме 10 000 руб. (500 000 руб. - 490 000 руб.) (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации сумма поступлений от выбытия объекта ОС составляет 500 000 руб. (600 000 руб. - 100 000 руб.), балансовая стоимость - 490 000 руб. (900 000 руб. - 410 000 руб.). Следовательно, организация признает прочий доход в сумме 10 000 руб. (500 000 руб. - 490 000 руб.) (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
Вопрос: Каков порядок списания франкировальной машины?
(Консультация эксперта, 2025)Акт и инвентарная карточка могут оформляться по унифицированным формам ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств" (кроме автотранспортных средств) и ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, или по самостоятельно разработанным формам (ч. 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
(Консультация эксперта, 2025)Акт и инвентарная карточка могут оформляться по унифицированным формам ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств" (кроме автотранспортных средств) и ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, или по самостоятельно разработанным формам (ч. 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).