Как провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Как провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими по предыдущим местам службы.
(Письмо Минтруда России от 25.08.2022 N 28-6/ООГ-1177)Вопрос: Исходя из содержания п. п. 4, 7, 13 и 14 Положения <1>, устанавливающего порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, такая проверка осуществляется соответствующей кадровой службой ФГО <2> либо кадровой службой ТО ФГО <3>, в который государственным служащим представлены сведения (при поступлении на службу или во время ее прохождения).
(Письмо Минтруда России от 25.08.2022 N 28-6/ООГ-1177)Вопрос: Исходя из содержания п. п. 4, 7, 13 и 14 Положения <1>, устанавливающего порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, такая проверка осуществляется соответствующей кадровой службой ФГО <2> либо кадровой службой ТО ФГО <3>, в который государственным служащим представлены сведения (при поступлении на службу или во время ее прохождения).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Кроме того, проверка полноты и достоверности сведений о доходах проводится в рамках контроля расходов <4>, что также следует учитывать при определении времени начала прокурорской проверки и с учетом позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу <5>.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Кроме того, проверка полноты и достоверности сведений о доходах проводится в рамках контроля расходов <4>, что также следует учитывать при определении времени начала прокурорской проверки и с учетом позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу <5>.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Комитет по противодействию коррупции Республики Крым уведомил истца о том, что в отношении него проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая завершена 20 апреля 2018 г. и применена мера юридической ответственности - увольнение в связи с утратой доверия. Однако никаких доказательств совершенного деяния и пояснений Комитетом представлено не было, о дате, времени и месте заседания истец не извещался. Кроме того, при применении дисциплинарного взыскания работодателем не было учтено, что за время прохождения гражданской службы истец не имел взысканий, не была учтена также и тяжесть совершенного им проступка.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Комитет по противодействию коррупции Республики Крым уведомил истца о том, что в отношении него проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая завершена 20 апреля 2018 г. и применена мера юридической ответственности - увольнение в связи с утратой доверия. Однако никаких доказательств совершенного деяния и пояснений Комитетом представлено не было, о дате, времени и месте заседания истец не извещался. Кроме того, при применении дисциплинарного взыскания работодателем не было учтено, что за время прохождения гражданской службы истец не имел взысканий, не была учтена также и тяжесть совершенного им проступка.
Ситуация: В каких случаях необходимо предоставление сведений о счетах (вкладах) гражданина третьим лицам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении (в рамках противодействия коррупции) проверки достоверности и полноты предоставленных сведений о доходах, расходах и имуществе отдельных граждан (претендующих, например, на замещение государственных должностей субъектов РФ), их супругов и несовершеннолетних детей справки по их счетам (вкладам) выдаются по запросу определенным должностным лицам (в частности, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) (ч. 6 ст. 26 Закона N 395-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении (в рамках противодействия коррупции) проверки достоверности и полноты предоставленных сведений о доходах, расходах и имуществе отдельных граждан (претендующих, например, на замещение государственных должностей субъектов РФ), их супругов и несовершеннолетних детей справки по их счетам (вкладам) выдаются по запросу определенным должностным лицам (в частности, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) (ч. 6 ст. 26 Закона N 395-1).
Ситуация: Как госслужащему представить уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) остальные госслужащие, включенные в такой перечень, - в течение одного месяца или после 1 апреля или после 30 апреля года, следующего за отчетным, в зависимости от места прохождения госслужбы. Представить уточненные сведения целесообразно как можно быстрей, так как неточности и ошибки, допущенные госслужащим при заполнении справки, могут быть выявлены при проверке достоверности и полноты представленных сведений (см. Как провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих). В результате к госслужащему может быть применено дисциплинарное взыскание либо материалы проверки могут быть направлены в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Госслужащего могут привлечь к ответственности, даже если нарушения выявят до того, как истечет срок представления уточненных сведений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) остальные госслужащие, включенные в такой перечень, - в течение одного месяца или после 1 апреля или после 30 апреля года, следующего за отчетным, в зависимости от места прохождения госслужбы. Представить уточненные сведения целесообразно как можно быстрей, так как неточности и ошибки, допущенные госслужащим при заполнении справки, могут быть выявлены при проверке достоверности и полноты представленных сведений (см. Как провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих). В результате к госслужащему может быть применено дисциплинарное взыскание либо материалы проверки могут быть направлены в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Госслужащего могут привлечь к ответственности, даже если нарушения выявят до того, как истечет срок представления уточненных сведений.
Статья: Проверки достоверности и полноты сведений о доходах
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)С обязанностью представлять сведения о доходах на государственной и муниципальной службе корреспондирует обязанность уполномоченных лиц проверять такие сведения в определенных случаях. В целях обеспечения соблюдения законодательства, регулирующего данные отношения, предлагаем детально рассмотреть порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными гражданскими и муниципальными служащими.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)С обязанностью представлять сведения о доходах на государственной и муниципальной службе корреспондирует обязанность уполномоченных лиц проверять такие сведения в определенных случаях. В целях обеспечения соблюдения законодательства, регулирующего данные отношения, предлагаем детально рассмотреть порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными гражданскими и муниципальными служащими.
Статья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)В целях устранения указанных недостатков правового регулирования противодействия коррупции и во исполнение подп. "а" п. 11 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478, был подготовлен проект федерального закона N 297964-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> (далее - законопроект). Его основной задачей явилось совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционная проверка), в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены соответствующие антикоррупционные стандарты (далее - проверяемое лицо):
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)В целях устранения указанных недостатков правового регулирования противодействия коррупции и во исполнение подп. "а" п. 11 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478, был подготовлен проект федерального закона N 297964-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> (далее - законопроект). Его основной задачей явилось совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционная проверка), в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены соответствующие антикоррупционные стандарты (далее - проверяемое лицо):
Статья: Представление гражданами (государственными служащими) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверка их достоверности (полноты): проблемные вопросы, комментарии и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)7. Права должностных лиц и граждан, в отношении которых
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)7. Права должностных лиц и граждан, в отношении которых
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)На основании вышеизложенного можно заключить, что квалификация деятельности государственных и муниципальных служащих при получении ими дохода от сдачи внаем (в аренду) недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности, в качестве предпринимательской возможна только по результатам проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также мероприятий налогового контроля.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)На основании вышеизложенного можно заключить, что квалификация деятельности государственных и муниципальных служащих при получении ими дохода от сдачи внаем (в аренду) недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности, в качестве предпринимательской возможна только по результатам проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также мероприятий налогового контроля.