Как получить пособие на ребенка до 3- лет с 2020 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Как получить пособие на ребенка до 3- лет с 2020 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Государственное социальное обеспечение. Цифровизация экономики активно стимулирует развитие социальной сферы в направлении использования современных передовых технологий и процессов. Предоставление многих социальных услуг упростилось благодаря использованию единого портала государственных услуг, но возникли также трудности, с которыми раньше не приходилось иметь дело. Недостаточное внимание государства к функционированию электронных цифровых сервисов, их развитие, опережающее обновление законодательной базы, вместо ожидаемой отдачи иногда дает обратный эффект. Наглядной иллюстрацией служит ситуация с получением пособий на детей от 3 до 16 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в беззаявительном порядке лицами, которые в силу определенных причин не могли претендовать на получение названной выплаты. Как позже выяснилось, целевое назначение данной выплаты - материальная поддержка граждан с детьми во время пандемии COVID-19 независимо от уровня доходов - не соответствовало избранному способу ее предоставления с использованием цифровых технологий.
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Государственное социальное обеспечение. Цифровизация экономики активно стимулирует развитие социальной сферы в направлении использования современных передовых технологий и процессов. Предоставление многих социальных услуг упростилось благодаря использованию единого портала государственных услуг, но возникли также трудности, с которыми раньше не приходилось иметь дело. Недостаточное внимание государства к функционированию электронных цифровых сервисов, их развитие, опережающее обновление законодательной базы, вместо ожидаемой отдачи иногда дает обратный эффект. Наглядной иллюстрацией служит ситуация с получением пособий на детей от 3 до 16 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в беззаявительном порядке лицами, которые в силу определенных причин не могли претендовать на получение названной выплаты. Как позже выяснилось, целевое назначение данной выплаты - материальная поддержка граждан с детьми во время пандемии COVID-19 независимо от уровня доходов - не соответствовало избранному способу ее предоставления с использованием цифровых технологий.
Статья: Развитие Российской Федерации как социального государства в контексте 30-летия Конституции Российской Федерации
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)В период пандемии государство оказывало активную финансовую поддержку семьям. Так, в 2020 г. была установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей (размер выплаты составлял 50% от величины прожиточного минимума) <33>, было удвоено минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет до 6 752 руб. <34>, а семьям с детьми до трех лет были установлены дополнительные ежемесячные выплаты по 5 тыс. руб. на каждого ребенка <35>. Кроме того, в 2020 г. имеющие детей безработные граждане получали дополнительные выплаты по 3 тыс. руб. на каждого ребенка и две единовременные выплаты в размере 10 тыс. руб. на каждого ребенка в возрасте 3 - 16 лет <36>.
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)В период пандемии государство оказывало активную финансовую поддержку семьям. Так, в 2020 г. была установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей (размер выплаты составлял 50% от величины прожиточного минимума) <33>, было удвоено минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет до 6 752 руб. <34>, а семьям с детьми до трех лет были установлены дополнительные ежемесячные выплаты по 5 тыс. руб. на каждого ребенка <35>. Кроме того, в 2020 г. имеющие детей безработные граждане получали дополнительные выплаты по 3 тыс. руб. на каждого ребенка и две единовременные выплаты в размере 10 тыс. руб. на каждого ребенка в возрасте 3 - 16 лет <36>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Размер пособий и выплат гражданам, имеющим детей"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан >>>
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан >>>
Приказ Росстата от 16.11.2023 N 567
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере финансового лизинга и за сведениями о средствах на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и муниципальных образований"29. Из строк 28, 63 "Семьи с детьми" выделяются данные по строкам 29 и 64 "Малоимущие семьи с детьми". Мерами социальной поддержки в данном случае могут выступать, например: пособие на ребенка с применением критериев нуждаемости в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей" (право на получение выплаты, назначенной до 1 января 2023 г., предусмотренной утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", сохраняется до окончания периодов, на которые они назначены) и так далее.
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере финансового лизинга и за сведениями о средствах на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и муниципальных образований"29. Из строк 28, 63 "Семьи с детьми" выделяются данные по строкам 29 и 64 "Малоимущие семьи с детьми". Мерами социальной поддержки в данном случае могут выступать, например: пособие на ребенка с применением критериев нуждаемости в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей" (право на получение выплаты, назначенной до 1 января 2023 г., предусмотренной утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", сохраняется до окончания периодов, на которые они назначены) и так далее.
Статья: Правовые вопросы обеспечения адресности при предоставлении единого пособия на ребенка
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Возникновение права на единое пособие законодатель обусловил прежде всего уровнем среднедушевого дохода семьи с детьми - его размер не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, в котором проживает заявитель. Таким образом, уровень среднедушевого дохода семьи является одним из критериев, определяющих адресата единого пособия, и одновременно указывает на предназначение рассматриваемой социальной выплаты. Правила подробно регламентируют виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, и особенности их подсчета. Разумеется, речь идет об официальных доходах членов семьи. Неслучайно в Послании Федеральному Собранию глава государства, предлагая ввести ежемесячную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет, говорил о том, что для ее получения необходимо будет указать "свой официальный, легальный доход" <3>.
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Возникновение права на единое пособие законодатель обусловил прежде всего уровнем среднедушевого дохода семьи с детьми - его размер не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, в котором проживает заявитель. Таким образом, уровень среднедушевого дохода семьи является одним из критериев, определяющих адресата единого пособия, и одновременно указывает на предназначение рассматриваемой социальной выплаты. Правила подробно регламентируют виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, и особенности их подсчета. Разумеется, речь идет об официальных доходах членов семьи. Неслучайно в Послании Федеральному Собранию глава государства, предлагая ввести ежемесячную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет, говорил о том, что для ее получения необходимо будет указать "свой официальный, легальный доход" <3>.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете начисление и выплату работнице ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?..
(Консультация эксперта, 2022)С 01.01.2020 право на получение ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет сохраняется за гражданами, которым эти выплаты назначены до 01.01.2020, а также за теми, кто находится в отпуске по уходу за ребенком, родившимся до указанной даты (п. 3 Указа Президента РФ от 25.11.2019 N 570). При назначении пособий в отношении детей, родившихся до 01.01.2020, применяется Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан (далее - Порядок), хотя Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206, которым он утвержден, утратило силу (п. п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 19.11.2020 N 1884, п. 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 19.11.2020 N 1884) <*>.
(Консультация эксперта, 2022)С 01.01.2020 право на получение ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет сохраняется за гражданами, которым эти выплаты назначены до 01.01.2020, а также за теми, кто находится в отпуске по уходу за ребенком, родившимся до указанной даты (п. 3 Указа Президента РФ от 25.11.2019 N 570). При назначении пособий в отношении детей, родившихся до 01.01.2020, применяется Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан (далее - Порядок), хотя Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206, которым он утвержден, утратило силу (п. п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 19.11.2020 N 1884, п. 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 19.11.2020 N 1884) <*>.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия является заявление застрахованного лица о назначении пособия по уходу за ребенком, которое застрахованное лицо подает страхователю одновременно с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ч. 10 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 34 Правил взаимодействия с Фондом).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия является заявление застрахованного лица о назначении пособия по уходу за ребенком, которое застрахованное лицо подает страхователю одновременно с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ч. 10 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 34 Правил взаимодействия с Фондом).
Статья: Совершенствование мер социальной поддержки семей, имеющих детей
(Ережипалиев Д.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость создания единой и стройной системы поддержки семей от этапа беременности до достижения детьми 18 лет. В последнее десятилетие на федеральном уровне принят комплекс беспрецедентных правовых мер, направленных на выстраивание целостной системы поддержки семей, куда входят пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет и др. В целях реализации конституционных гарантий в сфере социального обеспечения граждан государством принят ряд дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.
(Ережипалиев Д.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость создания единой и стройной системы поддержки семей от этапа беременности до достижения детьми 18 лет. В последнее десятилетие на федеральном уровне принят комплекс беспрецедентных правовых мер, направленных на выстраивание целостной системы поддержки семей, куда входят пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет и др. В целях реализации конституционных гарантий в сфере социального обеспечения граждан государством принят ряд дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.
Статья: Нарушение срока передачи данных в СФР не всегда приводит к штрафу!
(Зарипова М.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)- после получения вышеуказанных данных о закрытии ЭЛН и запроса страховщика произвел проверку имеющихся сведений для размещения в информационной системе страховщика. В результате проверки было обнаружено, что в двух календарных годах (2022 - 2023 годах), непосредственно предшествующих наступлению страхового случая, застрахованное лицо находилось в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и не имело дохода для расчета среднего заработка за данный период;
(Зарипова М.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)- после получения вышеуказанных данных о закрытии ЭЛН и запроса страховщика произвел проверку имеющихся сведений для размещения в информационной системе страховщика. В результате проверки было обнаружено, что в двух календарных годах (2022 - 2023 годах), непосредственно предшествующих наступлению страхового случая, застрахованное лицо находилось в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и не имело дохода для расчета среднего заработка за данный период;
Статья: Проблемы определения среднедушевого дохода семьи с учетом доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности для целей предоставления адресной социальной поддержки
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)<5> Статьи 10.1 - 10.3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)<5> Статьи 10.1 - 10.3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Готовое решение: Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет при рождении двух детей (двойни)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какими документами оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет при рождении двойни
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какими документами оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет при рождении двойни