Экономия подрядчика по государственному контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономия подрядчика по государственному контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2024 по делу N А74-1041/2023
Требование: О признании незаконным представления органа финансово-бюджетного надзора в части требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушений путем возврата неправомерно израсходованных средств.
Решение: Требование удовлетворено.Кроме того, в Определении от 15.11.2017 N 308-ЭС17-13912 по делу N А15-3160/2016 Верховным Судом Российской Федерации отмечено, что государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем закупки; в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения; применение подрядчиком упрощенной системы налогообложения не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ; заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене.
Требование: О признании незаконным представления органа финансово-бюджетного надзора в части требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушений путем возврата неправомерно израсходованных средств.
Решение: Требование удовлетворено.Кроме того, в Определении от 15.11.2017 N 308-ЭС17-13912 по делу N А15-3160/2016 Верховным Судом Российской Федерации отмечено, что государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем закупки; в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения; применение подрядчиком упрощенной системы налогообложения не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ; заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2024 N 13АП-16806/2024 по делу N А21-11503/2023
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования получателя бюджетных средств: О признании недействительным представления уполномоченного органа о возврате денежных средств бюджета, использованных не по целевому назначению.
Обстоятельства: Поводом для вынесения оспариваемого предписания послужил вывод уполномоченного органа о нарушении заявителем норм бюджетного законодательства, что выразилось в оплате работ в рамках исполнения государственного контракта по завышенной стоимости.
Решение: Удовлетворено.Исходя из статей 309, 310, 702, 740, 763 ГК РФ, положений Закона N 44-ФЗ, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем закупки; в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения; применение подрядчиком упрощенной системы налогообложения не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ; заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене; основания для уменьшения стоимости работ на сумму налога на добавленную стоимость отсутствуют (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2017 N 308-ЭС17-13912 по делу N А15-3160/2016).
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования получателя бюджетных средств: О признании недействительным представления уполномоченного органа о возврате денежных средств бюджета, использованных не по целевому назначению.
Обстоятельства: Поводом для вынесения оспариваемого предписания послужил вывод уполномоченного органа о нарушении заявителем норм бюджетного законодательства, что выразилось в оплате работ в рамках исполнения государственного контракта по завышенной стоимости.
Решение: Удовлетворено.Исходя из статей 309, 310, 702, 740, 763 ГК РФ, положений Закона N 44-ФЗ, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем закупки; в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения; применение подрядчиком упрощенной системы налогообложения не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ; заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене; основания для уменьшения стоимости работ на сумму налога на добавленную стоимость отсутствуют (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2017 N 308-ЭС17-13912 по делу N А15-3160/2016).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Установление в проекте государственного контракта положений о невыплате подрядчику суммы экономии, полученной подрядчиком при исполнении государственного контракта, влечет привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Установление в проекте государственного контракта положений о невыплате подрядчику суммы экономии, полученной подрядчиком при исполнении государственного контракта, влечет привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Является ли экономией подрядчика снижение стоимости работ по договору подряда за счет уменьшения их объема
(КонсультантПлюс, 2025)На основании изложенного, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив факт выполнения работ по государственному контракту в меньшем объеме, правомерно не признал разницу между стоимостью фактически выполненных работ и ценой, установленной в государственном контракте, экономией подрядчика и правомерно отказал в удовлетворении данного требования..."
Является ли экономией подрядчика снижение стоимости работ по договору подряда за счет уменьшения их объема
(КонсультантПлюс, 2025)На основании изложенного, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив факт выполнения работ по государственному контракту в меньшем объеме, правомерно не признал разницу между стоимостью фактически выполненных работ и ценой, установленной в государственном контракте, экономией подрядчика и правомерно отказал в удовлетворении данного требования..."
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 23.11.2018 N ММВ-7-5/655@
(ред. от 10.04.2024)
"Об утверждении показателей, характеризующих эффективность закупок, и порядка их применения"По показателю П2 определяется процент экономии при заключении государственных контрактов, рассчитанный относительно начальных (максимальных) цен контрактов, за отчетный период отдельно по каждому из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и устанавливаются баллы в соответствии с Таблицей 2. При расчете процента экономии не учитываются начальные (максимальные) цены контрактов по тем конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в результате проведения которых государственные контракты не заключены.
(ред. от 10.04.2024)
"Об утверждении показателей, характеризующих эффективность закупок, и порядка их применения"По показателю П2 определяется процент экономии при заключении государственных контрактов, рассчитанный относительно начальных (максимальных) цен контрактов, за отчетный период отдельно по каждому из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и устанавливаются баллы в соответствии с Таблицей 2. При расчете процента экономии не учитываются начальные (максимальные) цены контрактов по тем конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в результате проведения которых государственные контракты не заключены.
<Письмо> Госстроя России от 17.04.2000 N 6-17
<По вопросу финансирования подрядных работ>В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
<По вопросу финансирования подрядных работ>В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Является ли экономией подрядчика использование более дешевых материалов при выполнении работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно отчету ООО "ТТ-Сервис" от 18.08.2008 при штукатурке лестничных маршей и площадок использовалась песчано-цементная смесь вместо материала "РОДБАНД". В отчете также указано на наличие у подрядчика экономии материала на сумму 97 700 руб. за счет того, что общая стоимость штукатурки согласно локальной смете N 079-08, являющейся приложением N 1 к государственному контракту, составляет 175 850 руб., а фактически стоимость штукатурки - 78 150 руб.
Является ли экономией подрядчика использование более дешевых материалов при выполнении работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно отчету ООО "ТТ-Сервис" от 18.08.2008 при штукатурке лестничных маршей и площадок использовалась песчано-цементная смесь вместо материала "РОДБАНД". В отчете также указано на наличие у подрядчика экономии материала на сумму 97 700 руб. за счет того, что общая стоимость штукатурки согласно локальной смете N 079-08, являющейся приложением N 1 к государственному контракту, составляет 175 850 руб., а фактически стоимость штукатурки - 78 150 руб.
Статья: Модернизация уголовной политики: проблемы правового регулирования
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Дискуссионным также представляется включение ст. 201.2 и 201.3 УК РФ в гл. 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" УК РФ, притом что идентичные по содержанию (за исключением субъекта преступления) ст. 285.5 и 285.6 УК РФ обоснованно включены в гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" УК РФ как посягающие на установленный порядок заключения и выполнения контрактов по государственному оборонному заказу. Отметим, что закрепление в качестве субъекта преступления лица, не являющегося должностным (ст. 201.2, 201.3 УК РФ), или должностного лица (ст. 285.5, 285.6 УК РФ) в данном случае не оказывает влияния на объект преступления. Кроме того, характеристики субъекта не оказывают в данном случае влияния на санкции указанных норм (ст. 201.2, 285.5 УК РФ и ст. 201.3, 285.6 УК РФ), которые фактически идентичны, а уголовная ответственность наступает после привлечения к административной ответственности за одни и те же деяния (ст. 14.55 "Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа" и 7.29.2 "Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа" КоАП РФ). Очевидно, что в данном случае наличествует избыточное использование нормативного материала.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Дискуссионным также представляется включение ст. 201.2 и 201.3 УК РФ в гл. 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" УК РФ, притом что идентичные по содержанию (за исключением субъекта преступления) ст. 285.5 и 285.6 УК РФ обоснованно включены в гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" УК РФ как посягающие на установленный порядок заключения и выполнения контрактов по государственному оборонному заказу. Отметим, что закрепление в качестве субъекта преступления лица, не являющегося должностным (ст. 201.2, 201.3 УК РФ), или должностного лица (ст. 285.5, 285.6 УК РФ) в данном случае не оказывает влияния на объект преступления. Кроме того, характеристики субъекта не оказывают в данном случае влияния на санкции указанных норм (ст. 201.2, 285.5 УК РФ и ст. 201.3, 285.6 УК РФ), которые фактически идентичны, а уголовная ответственность наступает после привлечения к административной ответственности за одни и те же деяния (ст. 14.55 "Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа" и 7.29.2 "Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа" КоАП РФ). Очевидно, что в данном случае наличествует избыточное использование нормативного материала.
Вопрос: О санкционировании перечислений выплаты по окончательным расчетам, выплаты прибыли по контракту (договору), заключенному в рамках госконтракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
(Письмо Минфина России от 03.06.2025 N 02-12-08/54824)При этом выплаты по окончательным расчетам (экономия) производятся за исключением стоимости фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), выплаты прибыли в размере, определенном условиями государственного (муниципального) контракта, контракта (договора).
(Письмо Минфина России от 03.06.2025 N 02-12-08/54824)При этом выплаты по окончательным расчетам (экономия) производятся за исключением стоимости фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), выплаты прибыли в размере, определенном условиями государственного (муниципального) контракта, контракта (договора).
Статья: Автодороги. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Комлик В., Селютин И., Махтина Ю., Хожайнова Л., Босси А., Кузьмина Т., Блинкова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)При проведении контрольных мероприятий Счетной палатой Алтайского края отмечались случаи размещения заказов на выполнение работ по ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог путем укрупнения лотов на объекты, находящиеся в разных муниципальных образованиях края и не связанные между собой технологически и функционально, что ограничивало возможность участия в торгах для потенциальных подрядчиков.
(Комлик В., Селютин И., Махтина Ю., Хожайнова Л., Босси А., Кузьмина Т., Блинкова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)При проведении контрольных мероприятий Счетной палатой Алтайского края отмечались случаи размещения заказов на выполнение работ по ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог путем укрупнения лотов на объекты, находящиеся в разных муниципальных образованиях края и не связанные между собой технологически и функционально, что ограничивало возможность участия в торгах для потенциальных подрядчиков.