Изъятие земельного участка для публичных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие земельного участка для публичных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 56.4 "Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФ"Так, статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для публичных нужд не только по инициативе уполномоченных органов, но и по ходатайству организаций, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд".
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФВ данном случае в качестве обстоятельства, указывающего на наличие публичных нужд, требующих изъятие земельного участка, являются муниципальные нужды без установления цели изъятия, что само по себе не является достаточным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обратить имущество в государственную (муниципальную) собственность
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как изъять земельный участок для публичных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как изъять земельный участок для публичных нужд
Статья: Изъятие земельных участков для публичных нужд
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2015, N 1)ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ НУЖД
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2015, N 1)ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ НУЖД
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также в целях реконструкции, капитального ремонта инженерного сооружения или его участка (части)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также в целях реконструкции, капитального ремонта инженерного сооружения или его участка (части)
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)В данном споре в качестве обстоятельства, указывающего на наличие публичных нужд, требующих изъятие земельных участков у заявителей, суды признали сам факт принятия администрацией постановления о развитии застроенной территории и заключения с компанией договора о развитии застроенной территории.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)В данном споре в качестве обстоятельства, указывающего на наличие публичных нужд, требующих изъятие земельных участков у заявителей, суды признали сам факт принятия администрацией постановления о развитии застроенной территории и заключения с компанией договора о развитии застроенной территории.
Статья: Мировое соглашение в частноправовых и публично-правовых делах
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 8)Например, положения ГК РФ, регламентирующие правовой порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, сложно назвать частноправовыми. Очевидно, что указанные правоотношения возникают на основании одностороннего решения уполномоченного органа государственной или муниципальной власти вопреки общему правилу о том, что субъекты гражданского права реализуют свои права своей волей и в своем интересе. Это как если бы решение о покупке квартиры принималось только будущим покупателем, а продавцу не оставалось бы ничего иного, кроме как освободить свое жилье, да еще по цене, указанной ее приобретателем. При этом закон прямо устанавливает, что споры из правоотношений в связи с изъятием земельных участков для нужд публично-правовых образований должны рассматриваться в исковом производстве (ст. 282 ГК РФ).
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 8)Например, положения ГК РФ, регламентирующие правовой порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, сложно назвать частноправовыми. Очевидно, что указанные правоотношения возникают на основании одностороннего решения уполномоченного органа государственной или муниципальной власти вопреки общему правилу о том, что субъекты гражданского права реализуют свои права своей волей и в своем интересе. Это как если бы решение о покупке квартиры принималось только будущим покупателем, а продавцу не оставалось бы ничего иного, кроме как освободить свое жилье, да еще по цене, указанной ее приобретателем. При этом закон прямо устанавливает, что споры из правоотношений в связи с изъятием земельных участков для нужд публично-правовых образований должны рассматриваться в исковом производстве (ст. 282 ГК РФ).
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Существуют две различные процедуры оформления пользователем недр прав на земельный участок в зависимости от того, в чьей собственности находится необходимый лицензиату участок. Если он в публичной собственности (государственной в виде федеральной, собственности субъектов РФ, неразграниченной или муниципальной) и не обременен правами третьих лиц, то недропользователь может получить его в аренду без торгов <1>. Если же он состоит в частной собственности, то пользователь недр либо пытается самостоятельно договориться с собственником, либо обращается в Роснедра, чтобы инициировать процедуру изъятия земельного участка для публичных нужд. В последнем случае, несмотря на реформирование законодательства <2>, возникает гораздо больше проблем, чем при оформлении прав на публичный земельный участок, особенно если лицензионный участок попадает на огромные земельные массивы, раньше находившиеся в пользовании колхозов или совхозов, в ходе аграрной реформы 1990-х годов переданные в коллективно-долевую собственность бывших колхозников, а ныне находящиеся в общей долевой собственности огромного количества частных лиц. В ряде случаев суды толкуют некоторые нормы права, содержащие реальные или мнимые противоречия, в пользу недропользователя и выносят решения, не основанные на правильном толковании закона <3>. Так, согласно ст. 14 и 43 Закона о государственной регистрации недвижимости часть земельного участка может быть поставлена на кадастровый учет только для целей обременения ее арендой или сервитутом. Переход прав на часть земельного участка невозможен - объектом оборота может быть только целый земельный участок. Поэтому неудивительно, что в научной литературе существенное внимание уделяется теме изъятия земельных участков для целей недропользования, причем в большинстве случаев - с позиции защиты интересов не пользователя недр, а частных собственников <4>. Вместе с тем и при получении публичного земельного участка в аренду без торгов нередко возникают проблемы, вплоть до того, что пользователь недр при наличии лицензии так и не может оформить права на нужный ему земельный участок. Среди причин, по которым у пользователя недр возникают сложности с получением участка, есть такие, что существуют уже на протяжении десятилетий, а есть и те, что порождены динамично развивающимся законодательством. С последними по мере их выявления пытается бороться сам же законодатель либо судебная практика, которая способна проявить гибкость, чем законодатель.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Существуют две различные процедуры оформления пользователем недр прав на земельный участок в зависимости от того, в чьей собственности находится необходимый лицензиату участок. Если он в публичной собственности (государственной в виде федеральной, собственности субъектов РФ, неразграниченной или муниципальной) и не обременен правами третьих лиц, то недропользователь может получить его в аренду без торгов <1>. Если же он состоит в частной собственности, то пользователь недр либо пытается самостоятельно договориться с собственником, либо обращается в Роснедра, чтобы инициировать процедуру изъятия земельного участка для публичных нужд. В последнем случае, несмотря на реформирование законодательства <2>, возникает гораздо больше проблем, чем при оформлении прав на публичный земельный участок, особенно если лицензионный участок попадает на огромные земельные массивы, раньше находившиеся в пользовании колхозов или совхозов, в ходе аграрной реформы 1990-х годов переданные в коллективно-долевую собственность бывших колхозников, а ныне находящиеся в общей долевой собственности огромного количества частных лиц. В ряде случаев суды толкуют некоторые нормы права, содержащие реальные или мнимые противоречия, в пользу недропользователя и выносят решения, не основанные на правильном толковании закона <3>. Так, согласно ст. 14 и 43 Закона о государственной регистрации недвижимости часть земельного участка может быть поставлена на кадастровый учет только для целей обременения ее арендой или сервитутом. Переход прав на часть земельного участка невозможен - объектом оборота может быть только целый земельный участок. Поэтому неудивительно, что в научной литературе существенное внимание уделяется теме изъятия земельных участков для целей недропользования, причем в большинстве случаев - с позиции защиты интересов не пользователя недр, а частных собственников <4>. Вместе с тем и при получении публичного земельного участка в аренду без торгов нередко возникают проблемы, вплоть до того, что пользователь недр при наличии лицензии так и не может оформить права на нужный ему земельный участок. Среди причин, по которым у пользователя недр возникают сложности с получением участка, есть такие, что существуют уже на протяжении десятилетий, а есть и те, что порождены динамично развивающимся законодательством. С последними по мере их выявления пытается бороться сам же законодатель либо судебная практика, которая способна проявить гибкость, чем законодатель.
Статья: О достижении публичных целей при изъятии земельных участков и проблемах защиты прав заинтересованных лиц
(Вакула М.А., Гасанов О.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Ключевые слова: изъятие земельных участков для публичных нужд, защита интересов и прав частных собственников, ограничение права собственника земельного участка, нарушение прав собственника земли.
(Вакула М.А., Гасанов О.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Ключевые слова: изъятие земельных участков для публичных нужд, защита интересов и прав частных собственников, ограничение права собственника земельного участка, нарушение прав собственника земли.
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Конституцией Российской Федерации в качестве основных условий гарантий прав собственников и иных правообладателей изымаемых для публичных нужд земельных участков установлены необходимость предварительного и равноценного возмещения, а также обязательный судебный порядок такого принудительного прекращения прав. Очевидно, что для достижения баланса публичных и частных интересов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд таких условий недостаточно. Необходимо законодательное закрепление системы гарантий прав правообладателей земельных участков, в том числе строго регламентированной процедуры изъятия, которая должна учитывать прежде всего права и интересы правообладателей земельных участков и быть направлена на максимально возможную минимизацию негативных последствий для них.
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Конституцией Российской Федерации в качестве основных условий гарантий прав собственников и иных правообладателей изымаемых для публичных нужд земельных участков установлены необходимость предварительного и равноценного возмещения, а также обязательный судебный порядок такого принудительного прекращения прав. Очевидно, что для достижения баланса публичных и частных интересов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд таких условий недостаточно. Необходимо законодательное закрепление системы гарантий прав правообладателей земельных участков, в том числе строго регламентированной процедуры изъятия, которая должна учитывать прежде всего права и интересы правообладателей земельных участков и быть направлена на максимально возможную минимизацию негативных последствий для них.
Статья: Нотариальный округ на федеральной территории
(Майборода В.А.)
("Нотариус", 2021, N 1)<18> Майборода В.А. Изъятие земельных участков для публичных нужд // Правовые вопросы недвижимости. 2015. N 1. С. 30.
(Майборода В.А.)
("Нотариус", 2021, N 1)<18> Майборода В.А. Изъятие земельных участков для публичных нужд // Правовые вопросы недвижимости. 2015. N 1. С. 30.
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Относительно изъятия земельных участков для публичных нужд необходимо указать, что оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие <6>. В соответствии с положениями ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для публичных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается в случае, если данные указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования) или утвержденными проектами планировки территории.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Относительно изъятия земельных участков для публичных нужд необходимо указать, что оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие <6>. В соответствии с положениями ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для публичных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается в случае, если данные указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования) или утвержденными проектами планировки территории.
Готовое решение: Что такое публичная собственность и как ею распоряжаются
(КонсультантПлюс, 2025)изъятие земельного участка для публичных нужд (ст. 279 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)изъятие земельного участка для публичных нужд (ст. 279 ГК РФ);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии со ст. 32 ЖК РФ при изъятии земельного участка у собственника жилого дома для публичных нужд способ защиты регламентирован в жилищном законе, форма защиты права поименована как иск, под которым необоснованно понимается гражданский, а не административный иск. При существующем подходе не учитывается, что сущность правоотношений по изъятию земельного участка у собственника жилого дома для публичных нужд состоит в изъятии имущества, находящегося в частном обороте, и включении в публичный оборот посредством административной процедуры. Кроме того, указанное правоотношение обладает такими признаками, характерными для публичного правоотношения, как императивность изъятия, независимость от волеизъявления собственника, наличие субъектов с разным статусом: орган публичной власти и лицо, которому на праве собственности принадлежит жилое помещение, подлежащее изъятию.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии со ст. 32 ЖК РФ при изъятии земельного участка у собственника жилого дома для публичных нужд способ защиты регламентирован в жилищном законе, форма защиты права поименована как иск, под которым необоснованно понимается гражданский, а не административный иск. При существующем подходе не учитывается, что сущность правоотношений по изъятию земельного участка у собственника жилого дома для публичных нужд состоит в изъятии имущества, находящегося в частном обороте, и включении в публичный оборот посредством административной процедуры. Кроме того, указанное правоотношение обладает такими признаками, характерными для публичного правоотношения, как императивность изъятия, независимость от волеизъявления собственника, наличие субъектов с разным статусом: орган публичной власти и лицо, которому на праве собственности принадлежит жилое помещение, подлежащее изъятию.
Статья: Спорные вопросы реализации процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)Появление новой главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) явилось логичным. В настоящее время, несмотря на наличие проблем и пробелов в земельном законодательстве, процедура изъятия земельных участков для публичных нужд достаточно подробно определена. Основания экспроприации определены в ст. 49 ЗК РФ. К дополнительным случаям изъятия земельных участков у частных собственников в то же время относим и закрепленные в иных актах:
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)Появление новой главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) явилось логичным. В настоящее время, несмотря на наличие проблем и пробелов в земельном законодательстве, процедура изъятия земельных участков для публичных нужд достаточно подробно определена. Основания экспроприации определены в ст. 49 ЗК РФ. К дополнительным случаям изъятия земельных участков у частных собственников в то же время относим и закрепленные в иных актах:
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В действующем земельном и гражданском законодательстве не раскрывается содержание термина "улучшение земельного участка". ГК РФ предусматривает общую юридическую категорию "улучшение имущества", используемую с целью урегулирования споров, возникающих среди участников долевой собственности (ст. 245 ГК РФ), между уполномоченным органом и лицом, осуществившим вложения в объекты недвижимости, в отношении которых принято решение об их изъятии для государственных или муниципальных нужд (ст. 280 ГК РФ); при расчетах, связанных с возвратом имущества из чужого незаконного владения (303 ГК РФ); в арендных отношениях (ст. 623, 662 ГК РФ). В ЗК РФ нормы об улучшении земельного участка изложены в разделах, посвященных рекультивации земель и определению размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для публичных нужд (ст. 12, 13, 45, 56.8).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В действующем земельном и гражданском законодательстве не раскрывается содержание термина "улучшение земельного участка". ГК РФ предусматривает общую юридическую категорию "улучшение имущества", используемую с целью урегулирования споров, возникающих среди участников долевой собственности (ст. 245 ГК РФ), между уполномоченным органом и лицом, осуществившим вложения в объекты недвижимости, в отношении которых принято решение об их изъятии для государственных или муниципальных нужд (ст. 280 ГК РФ); при расчетах, связанных с возвратом имущества из чужого незаконного владения (303 ГК РФ); в арендных отношениях (ст. 623, 662 ГК РФ). В ЗК РФ нормы об улучшении земельного участка изложены в разделах, посвященных рекультивации земель и определению размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для публичных нужд (ст. 12, 13, 45, 56.8).