Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд возмещение
Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд возмещение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.1.10. Возмещение убытков, возникших вследствие изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)2.6.7. Доходы в виде сумм возмещения,
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)2.6.7. Доходы в виде сумм возмещения,
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Готовое решение: Какие доходы не учитываются при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)возмещение, выплачиваемое при изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам участков и правообладателям объектов недвижимости, расположенных на этих участках (пп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)возмещение, выплачиваемое при изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам участков и правообладателям объектов недвижимости, расположенных на этих участках (пп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
Статья: Изъятие имущества для госнужд: будут ли налог на прибыль и НДС?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)В соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев. Так как в рассматриваемом случае имело место прекращение права владения и пользования земельным участком при его изъятии, а также лишение компании права собственности на иное имущество, расположенное на данном участке, средства, полученные компанией в виде компенсации указанных убытков, не подлежали включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)В соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев. Так как в рассматриваемом случае имело место прекращение права владения и пользования земельным участком при его изъятии, а также лишение компании права собственности на иное имущество, расположенное на данном участке, средства, полученные компанией в виде компенсации указанных убытков, не подлежали включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Статья: Проблемы компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)В статье анализируются правовые нормы, регулирующие определение размера возмещения при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. При рассмотрении нормативно-правовых актов и судебной практики авторами выявляются проблемы данной компенсации, требующие законодательного урегулирования. Особо подчеркивается несоразмерность размера выкупной цены, предлагаемой собственникам изымаемых земельных участков и иным лицам, имеющим права на него, и претерпеваемого ими ущерба. Также внимание уделяется проблемам проведения оценки стоимости земельного участка и иных прав на него. Предложения и выводы, сформулированные в данной статье, способствуют реализации правообладателями земельных участков права на равноценное возмещение при изъятии их недвижимости для государственных и муниципальных нужд и направлены на совершенствование законодательства.
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)В статье анализируются правовые нормы, регулирующие определение размера возмещения при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. При рассмотрении нормативно-правовых актов и судебной практики авторами выявляются проблемы данной компенсации, требующие законодательного урегулирования. Особо подчеркивается несоразмерность размера выкупной цены, предлагаемой собственникам изымаемых земельных участков и иным лицам, имеющим права на него, и претерпеваемого ими ущерба. Также внимание уделяется проблемам проведения оценки стоимости земельного участка и иных прав на него. Предложения и выводы, сформулированные в данной статье, способствуют реализации правообладателями земельных участков права на равноценное возмещение при изъятии их недвижимости для государственных и муниципальных нужд и направлены на совершенствование законодательства.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Размер возмещения при выкупе определяется по правилам, предусмотренным нормами ЗК РФ в отношении размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При этом определение размера возмещения производится исходя из ВРИ участка на день, предшествующий дню принятия решения об установлении (изменении) ЗОУИТ (п. 9 ст. 107 ЗК РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Размер возмещения при выкупе определяется по правилам, предусмотренным нормами ЗК РФ в отношении размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При этом определение размера возмещения производится исходя из ВРИ участка на день, предшествующий дню принятия решения об установлении (изменении) ЗОУИТ (п. 9 ст. 107 ЗК РФ).
Статья: Какие налоговые последствия влечет изъятие земли и недвижимости для госнужд
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Также есть письмо от 21.11.2019 N 03-03-06/1/90029, где Минфин России сослался на постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09, в котором сделан вывод, что средства, полученные налогоплательщиком в виде компенсации убытков, причиненных в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Президиум ВАС РФ объяснил это тем, что в соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Также есть письмо от 21.11.2019 N 03-03-06/1/90029, где Минфин России сослался на постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09, в котором сделан вывод, что средства, полученные налогоплательщиком в виде компенсации убытков, причиненных в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Президиум ВАС РФ объяснил это тем, что в соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изъятие земельного участка в принудительном порядке по решению суда на основании ст. 282 ГК РФ и п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ не является сделкой. Следовательно, операция по переводу денежных средств, являющихся возмещением по принудительному изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании решения суда, не соответствует критериям отнесения операции к подлежащим обязательному контролю в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ). Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое на основании соглашения об изъятии, должно рассматриваться в качестве сделки, а операция по переводу денежных средств, являющихся возмещением по изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании соглашения об изъятии, на сумму, равную или превышающую 5 млн руб., либо эквивалент в иностранной валюте подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ (Письмо Росфинмониторинга от 28.03.2025 N 01-01-33/8549 "О рассмотрении обращения").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изъятие земельного участка в принудительном порядке по решению суда на основании ст. 282 ГК РФ и п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ не является сделкой. Следовательно, операция по переводу денежных средств, являющихся возмещением по принудительному изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании решения суда, не соответствует критериям отнесения операции к подлежащим обязательному контролю в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ). Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое на основании соглашения об изъятии, должно рассматриваться в качестве сделки, а операция по переводу денежных средств, являющихся возмещением по изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании соглашения об изъятии, на сумму, равную или превышающую 5 млн руб., либо эквивалент в иностранной валюте подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ (Письмо Росфинмониторинга от 28.03.2025 N 01-01-33/8549 "О рассмотрении обращения").
Вопрос: Об определении рыночной стоимости объекта оценки, а также размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.12.2022 N Д20и-42893)Вопрос: Об определении рыночной стоимости объекта оценки, а также размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.12.2022 N Д20и-42893)Вопрос: Об определении рыночной стоимости объекта оценки, а также размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Готовое решение: Какие особенности надо учесть плательщикам налога при УСН в 2025 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Из числа облагаемых доходов исключены суммы возмещения, полученного в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд (пп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Из числа облагаемых доходов исключены суммы возмещения, полученного в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд (пп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Оба основания прекращения являются возмездными, в то же время при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд возмещаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, упущенная выгода, рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению; стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут).
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Оба основания прекращения являются возмездными, в то же время при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд возмещаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, упущенная выгода, рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению; стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут).