Изъятие из хозяйственного ведения МУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие из хозяйственного ведения МУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача и принятие имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)"...МУП... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) Департамента муниципальной собственности администрации города... и об обязании департамента совершить действия по изъятию у МУП... из хозяйственного ведения автомобильной дороги... автомобильной дороги... развязки... и магистральной улицы...
(КонсультантПлюс, 2025)"...МУП... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) Департамента муниципальной собственности администрации города... и об обязании департамента совершить действия по изъятию у МУП... из хозяйственного ведения автомобильной дороги... автомобильной дороги... развязки... и магистральной улицы...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении""В связи с тем, что Администрация города Тамбова Тамбовской области является собственником спорных ЦТП и, определяя гарантирующим поставщиком ООО "Тамбов-15", в зоне деятельности которого находятся спорные ЦТП, не урегулировав вопрос об их изъятии из хозяйственного ведения МУП "ТТС" (по его волеизъявлению) и решения вопроса о передаче их ООО "Тамбов-15", который без данных спорных ЦТП не может осуществлять свою хозяйственную деятельность по поставке теплового ресурса и горячей воды своим потребителям, именно Администрация является тем лицом, на которое должна быть возложена ответственность за длительное неурегулирование данного правового вопроса, как собственник спорного имущества и лицо, в обязанности которого входит организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории города Тамбова."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Возникает ли у арендатора неосновательное обогащение, если договор аренды был признан незаключенным или недействительным, но арендатор использовал имущество и не вносил арендную плату
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.08.2007 по делу N А03-4696/2007 сделка по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Жилтрест N 3", оформленная актом приема-передачи от 04.04.2005, признана недействительной.
Возникает ли у арендатора неосновательное обогащение, если договор аренды был признан незаключенным или недействительным, но арендатор использовал имущество и не вносил арендную плату
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.08.2007 по делу N А03-4696/2007 сделка по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Жилтрест N 3", оформленная актом приема-передачи от 04.04.2005, признана недействительной.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)К сведению. В судебной практике имеется случай, когда администрацией было изъято находившееся у должника (МУП) на праве хозяйственного ведения и необходимое для осуществления уставной деятельности имущество при осведомленности о большой кредиторской задолженности должника и отсутствии иного имущества для продолжения деятельности и расчетов с кредиторами.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)К сведению. В судебной практике имеется случай, когда администрацией было изъято находившееся у должника (МУП) на праве хозяйственного ведения и необходимое для осуществления уставной деятельности имущество при осведомленности о большой кредиторской задолженности должника и отсутствии иного имущества для продолжения деятельности и расчетов с кредиторами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ
(ред. от 29.12.2017)
"Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"33. В случае, если на земельных участках, предназначенных для размещения необходимых для проведения саммита объектов, расположены объекты недвижимого имущества, иное имущество, которые закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, такие объекты недвижимого имущества, иное имущество подлежат изъятию без согласия этих предприятий, учреждений и независимо от предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований по решению:
(ред. от 29.12.2017)
"Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"33. В случае, если на земельных участках, предназначенных для размещения необходимых для проведения саммита объектов, расположены объекты недвижимого имущества, иное имущество, которые закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, такие объекты недвижимого имущества, иное имущество подлежат изъятию без согласия этих предприятий, учреждений и независимо от предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований по решению:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. В случае, если недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, предназначенном в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории для размещения объекта федерального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, указанное право прекращается на основании решения органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, о прекращении права без согласия соответствующего государственного или муниципального унитарного предприятия либо государственного или муниципального учреждения независимо от оснований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. В случае, если недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, предназначенном в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории для размещения объекта федерального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, указанное право прекращается на основании решения органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, о прекращении права без согласия соответствующего государственного или муниципального унитарного предприятия либо государственного или муниципального учреждения независимо от оснований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства о несостоятельности (банкротстве)
("Арбитражный управляющий", 2023, N 3)4. О правовом значении факта возникновения права хозяйственного ведения на недвижимое имущество в отсутствие его государственной регистрации при оспаривании сделок, связанных с изъятием имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий.
("Арбитражный управляющий", 2023, N 3)4. О правовом значении факта возникновения права хозяйственного ведения на недвижимое имущество в отсутствие его государственной регистрации при оспаривании сделок, связанных с изъятием имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Статья: Компенсация за объекты, которые подлежат исключению из конкурсной массы: обзор правоприменительной практики
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В деле о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Энерго-Сервис" Яшкинского муниципального округа рассматривался обособленный спор о признании недействительными сделок по изъятию из хозяйственного ведения должника имущественного комплекса, который включал в себя объекты водоснабжения и водоотведения, и последующей передаче этого комплекса новому предприятию.
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В деле о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Энерго-Сервис" Яшкинского муниципального округа рассматривался обособленный спор о признании недействительными сделок по изъятию из хозяйственного ведения должника имущественного комплекса, который включал в себя объекты водоснабжения и водоотведения, и последующей передаче этого комплекса новому предприятию.
Готовое решение: Как учитывать основные средства, полученные в хозяйственное ведение
(КонсультантПлюс, 2025)Пример отражения в бухгалтерском учете получения объекта ОС в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда и последующего изъятия его собственником
(КонсультантПлюс, 2025)Пример отражения в бухгалтерском учете получения объекта ОС в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда и последующего изъятия его собственником
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так например, при рассмотрении дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Покой" (дело N А76-14121/2015) было установлено, что прекращение права хозяйственного ведения предприятия на имущество по инициативе собственника такого имущества является недействительной сделкой в случае, если такое изъятие имущества приводит к возникновению признаков неплатежеспособности и причиняет кредиторам вред, выражающийся в уменьшении потенциальной конкурсной массы (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2017 N Ф09-2637/17 по делу N А76-14121/2015). При этом, как было указано в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2020 года по тому же делу, оценка факта изъятия собственником имущества соответствующих активов на предмет причинно-следственной связи с несостоятельностью должника должна исходить из следующего. Как указал суд округа, целью создания публично-правовым образованием соответствующего предприятия являлась не столько реализация ее имущественных прав учредителя, сколько выполнение публично-правовых обязанностей, вытекающих из государственных функций, вызванное необходимостью осуществления им деятельности для решения общественно значимых задач, и обусловлена публичным интересом (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В связи с чем указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана непосредственно их указаниями или иными действиями. В качестве примера, в котором суд усмотрел возможность привлечения контролирующих лиц должника по долгам унитарного предприятия, можно привести дело Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Соколовское ЖКХ", рассмотренное Арбитражным судом Дальневосточного округа. В рамках указанного дела рассматривалось заявление о привлечении контролирующих должника, муниципального унитарного предприятия, лиц к субсидиарной ответственности. В частности, установив, что указанные лица, действуя в нарушение ст. 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", лишили предприятие имущества, позволяющего осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом, суд привлек контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.06.2018 N Ф03-2214/2018 по делу N А37-175/2013).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так например, при рассмотрении дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Покой" (дело N А76-14121/2015) было установлено, что прекращение права хозяйственного ведения предприятия на имущество по инициативе собственника такого имущества является недействительной сделкой в случае, если такое изъятие имущества приводит к возникновению признаков неплатежеспособности и причиняет кредиторам вред, выражающийся в уменьшении потенциальной конкурсной массы (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2017 N Ф09-2637/17 по делу N А76-14121/2015). При этом, как было указано в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2020 года по тому же делу, оценка факта изъятия собственником имущества соответствующих активов на предмет причинно-следственной связи с несостоятельностью должника должна исходить из следующего. Как указал суд округа, целью создания публично-правовым образованием соответствующего предприятия являлась не столько реализация ее имущественных прав учредителя, сколько выполнение публично-правовых обязанностей, вытекающих из государственных функций, вызванное необходимостью осуществления им деятельности для решения общественно значимых задач, и обусловлена публичным интересом (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В связи с чем указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана непосредственно их указаниями или иными действиями. В качестве примера, в котором суд усмотрел возможность привлечения контролирующих лиц должника по долгам унитарного предприятия, можно привести дело Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Соколовское ЖКХ", рассмотренное Арбитражным судом Дальневосточного округа. В рамках указанного дела рассматривалось заявление о привлечении контролирующих должника, муниципального унитарного предприятия, лиц к субсидиарной ответственности. В частности, установив, что указанные лица, действуя в нарушение ст. 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", лишили предприятие имущества, позволяющего осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом, суд привлек контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.06.2018 N Ф03-2214/2018 по делу N А37-175/2013).
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Постановлением главы муниципального образования "Город Полярные Зори с подведомственными территориями" от 7 мая 2002 года N 247 имущество, имевшееся на праве хозяйственного ведения у муниципального межотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Полярные Зори и использовавшееся для осуществления его уставной деятельности, изъято из хозяйственного ведения предприятия и передано в хозяйственное ведение другого муниципального унитарного предприятия.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Постановлением главы муниципального образования "Город Полярные Зори с подведомственными территориями" от 7 мая 2002 года N 247 имущество, имевшееся на праве хозяйственного ведения у муниципального межотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Полярные Зори и использовавшееся для осуществления его уставной деятельности, изъято из хозяйственного ведения предприятия и передано в хозяйственное ведение другого муниципального унитарного предприятия.