Изменения природоохранного законодательства 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения природоохранного законодательства 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие института защиты экологических прав граждан в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
(Фицай Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)<11> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г. С. 161. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020.
(Фицай Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)<11> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г. С. 161. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, можно выделить следующие вопросы, с которыми могут столкнуться правоприменители при реализации отношений по рекультивации земель, в связи с изменениями, внесенными в природоохранное законодательство и законодательство о лицензировании в 2023 - 2024 году.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, можно выделить следующие вопросы, с которыми могут столкнуться правоприменители при реализации отношений по рекультивации земель, в связи с изменениями, внесенными в природоохранное законодательство и законодательство о лицензировании в 2023 - 2024 году.
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза России от 25.11.2020 N 706
"Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов блютанга"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61792)15. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2020, N 30, ст. 4756), при обнаружении на закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, - при обнаружении в общедоступных охотничьих угодьях и на территории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, природоохранные учреждения - при обнаружении на территории ООПТ федерального значения, а также граждане при обнаружении восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для блютанга, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, либо трупов восприимчивых животных должны:
"Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов блютанга"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61792)15. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2020, N 30, ст. 4756), при обнаружении на закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, - при обнаружении в общедоступных охотничьих угодьях и на территории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, природоохранные учреждения - при обнаружении на территории ООПТ федерального значения, а также граждане при обнаружении восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для блютанга, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, либо трупов восприимчивых животных должны:
Приказ Минсельхоза России от 25.11.2020 N 705
(ред. от 24.08.2021)
"Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61631)9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2020, N 30, ст. 4756), на закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, - на общедоступных охотничьих угодьях и на территории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, государственные учреждения, осуществляющие управление ООПТ федерального значения (далее - природоохранные учреждения), - на территории ООПТ федерального значения должны оказывать содействие специалистам госветслужбы в проведении оральной вакцинации диких плотоядных восприимчивых животных.
(ред. от 24.08.2021)
"Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61631)9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2020, N 30, ст. 4756), на закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, - на общедоступных охотничьих угодьях и на территории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, государственные учреждения, осуществляющие управление ООПТ федерального значения (далее - природоохранные учреждения), - на территории ООПТ федерального значения должны оказывать содействие специалистам госветслужбы в проведении оральной вакцинации диких плотоядных восприимчивых животных.
Статья: Экологический конституционализм в современной юриспруденции: от доктрины к практике
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)В этих условиях повышенный интерес представляют конституционные основы экологического развития, в том числе связанные с внесением в Основной Закон России поправок 2020 года, которые призваны гарантировать следование заданным ориентирам экологически устойчивого развития. К таковым следует отнести новые положения статьи 114 Конституции РФ, согласно которым Правительство обеспечивает проведение единой социально ориентированной государственной политики в области охраны окружающей среды; осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным; создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры. Эти конституционные положения явились основой внесенных изменений в Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <15> (п. 5 ст. 22).
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)В этих условиях повышенный интерес представляют конституционные основы экологического развития, в том числе связанные с внесением в Основной Закон России поправок 2020 года, которые призваны гарантировать следование заданным ориентирам экологически устойчивого развития. К таковым следует отнести новые положения статьи 114 Конституции РФ, согласно которым Правительство обеспечивает проведение единой социально ориентированной государственной политики в области охраны окружающей среды; осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным; создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры. Эти конституционные положения явились основой внесенных изменений в Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <15> (п. 5 ст. 22).
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)К примеру, 30 декабря 2020 г. главой государства был подписан Федеральный закон N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 505-ФЗ). Теперь, по смыслу положений Федерального закона N 505-ФЗ, исключается ограничение оборотоспособности земельных участков на территории населенного пункта, находящегося в составе особо охраняемой природной территории (далее - Природоохранная зона) федерального или регионального значения. Кроме того, в отношении таких участков земли появилась возможность их нахождения не только в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальной собственности, но и в собственности граждан или юридических лиц.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)К примеру, 30 декабря 2020 г. главой государства был подписан Федеральный закон N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 505-ФЗ). Теперь, по смыслу положений Федерального закона N 505-ФЗ, исключается ограничение оборотоспособности земельных участков на территории населенного пункта, находящегося в составе особо охраняемой природной территории (далее - Природоохранная зона) федерального или регионального значения. Кроме того, в отношении таких участков земли появилась возможность их нахождения не только в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальной собственности, но и в собственности граждан или юридических лиц.
Статья: Квотирование выбросов как способ снижения негативного воздействия на атмосферный воздух: проблемы реализации экспериментального правового режима
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)<2> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2021.
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)<2> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2021.
Статья: К вопросу обеспечения правопорядка и эффективного управления лесным фондом Кировской области
(Луппова М.А., Мухлынин Д.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<12> В Порошино незаконно вырубили лес почти на 5 млн рублей // Аргументы и факты. 2020. 23 декабря.
(Луппова М.А., Мухлынин Д.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<12> В Порошино незаконно вырубили лес почти на 5 млн рублей // Аргументы и факты. 2020. 23 декабря.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 24.04.2020) зона территориального развития в Российской Федерации - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 24.04.2020) зона территориального развития в Российской Федерации - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.
Статья: Регулирование режима земель национальных парков и развитие туристической деятельности
(Мамедов С.Н. оглы, Авраменко М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)В пояснительной записке к проекту Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указывается цель совершенствования законодательства - обеспечение баланса сохранения объектов природного и культурного наследия национальных парков и интересов населения. Однако видится, что обеспокоенность разработчиков законопроекта в большей степени выражалась в обеспечении интересов населения, нежели в сохранении природоохранной зоны, поскольку в качестве возможных последствий принятия законопроекта раскрыты только социальные и экономические аспекты, а вот сохранение объектов природного и культурного наследия национальных парков в рамках реализации положений данного Закона не содержится <21>. Поэтому мнение, что Федеральный закон N 505-ФЗ принят в большей мере с целью социально-экономического развития территорий в ущерб экологическому - сохранению природоохранных зон, весьма обоснованно. Новые правила могут повлечь ослабление правового режима специальной охраны национальных парков и привести к существенному сокращению площади природоохранных зон.
(Мамедов С.Н. оглы, Авраменко М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)В пояснительной записке к проекту Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указывается цель совершенствования законодательства - обеспечение баланса сохранения объектов природного и культурного наследия национальных парков и интересов населения. Однако видится, что обеспокоенность разработчиков законопроекта в большей степени выражалась в обеспечении интересов населения, нежели в сохранении природоохранной зоны, поскольку в качестве возможных последствий принятия законопроекта раскрыты только социальные и экономические аспекты, а вот сохранение объектов природного и культурного наследия национальных парков в рамках реализации положений данного Закона не содержится <21>. Поэтому мнение, что Федеральный закон N 505-ФЗ принят в большей мере с целью социально-экономического развития территорий в ущерб экологическому - сохранению природоохранных зон, весьма обоснованно. Новые правила могут повлечь ослабление правового режима специальной охраны национальных парков и привести к существенному сокращению площади природоохранных зон.
Статья: Правовое регулирование минимизации экологических рисков в строительной сфере. Опыт ЕС
(Лебедев И.М., Старцевс-Апелис В. де, Хейдендорф П.М. де)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)<18> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
(Лебедев И.М., Старцевс-Апелис В. де, Хейдендорф П.М. де)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)<18> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)<23> См.: Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения". Подготовлен Минприроды России, ID проекта 02/07/02-21/00113069 // СПС "КонсультантПлюс".
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)<23> См.: Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения". Подготовлен Минприроды России, ID проекта 02/07/02-21/00113069 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Часто приходится встречать аргументацию, несовместимую с природоохранными целями, в стратегических документах регионального уровня, а также и обосновании законодательных предложений, вносимых субъектами РФ. Например, Концепция развития системы ООПТ Республики Саха (Якутия) до 2020 года (Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 16.02.2011 N 54) в сфере совершенствования нормативной правовой базы развития ООПТ ставила задачу определить порядок изменения границ, реорганизации и ликвидации ООПТ при реализации федеральных и республиканских программ, направленных на развитие экономики (разведка и разработка полезных ископаемых, строительство ГЭС, железных и автомобильных дорог и т.д.), с учетом компенсации ущерба ООПТ. Или другой пример: в обоснование проекта федерального закона N 986748-7 приводился довод, что определенные территории изначально были вовлечены в хозяйственный оборот, а статус ООПТ без каких-либо экологических и научных изысканий присвоен позднее; достижение требований законодательства по их полному или частичному изъятию из хозяйственного использования всегда было и остается затруднительным на практике. Реализация мероприятий по индивидуальному жилищному строительству, заготовке древесины для собственных нужд граждан, обслуживанию линейных сооружений, разведке и добыче полезных ископаемых существенно ограничивается с учетом требований законодательства по ООПТ. Данные аргументы обоснованно отклонены Правительством РФ, в заключении которого указано, что наличие хозяйственных и экономических интересов по освоению земельных участков в границах ООПТ не может являться основанием изменения границ ООПТ, поскольку концепция создания ООПТ направлена на сохранение естественных природных комплексов и ландшафтов на территории, имеющей особое природоохранное значение.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Часто приходится встречать аргументацию, несовместимую с природоохранными целями, в стратегических документах регионального уровня, а также и обосновании законодательных предложений, вносимых субъектами РФ. Например, Концепция развития системы ООПТ Республики Саха (Якутия) до 2020 года (Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 16.02.2011 N 54) в сфере совершенствования нормативной правовой базы развития ООПТ ставила задачу определить порядок изменения границ, реорганизации и ликвидации ООПТ при реализации федеральных и республиканских программ, направленных на развитие экономики (разведка и разработка полезных ископаемых, строительство ГЭС, железных и автомобильных дорог и т.д.), с учетом компенсации ущерба ООПТ. Или другой пример: в обоснование проекта федерального закона N 986748-7 приводился довод, что определенные территории изначально были вовлечены в хозяйственный оборот, а статус ООПТ без каких-либо экологических и научных изысканий присвоен позднее; достижение требований законодательства по их полному или частичному изъятию из хозяйственного использования всегда было и остается затруднительным на практике. Реализация мероприятий по индивидуальному жилищному строительству, заготовке древесины для собственных нужд граждан, обслуживанию линейных сооружений, разведке и добыче полезных ископаемых существенно ограничивается с учетом требований законодательства по ООПТ. Данные аргументы обоснованно отклонены Правительством РФ, в заключении которого указано, что наличие хозяйственных и экономических интересов по освоению земельных участков в границах ООПТ не может являться основанием изменения границ ООПТ, поскольку концепция создания ООПТ направлена на сохранение естественных природных комплексов и ландшафтов на территории, имеющей особое природоохранное значение.
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Допущенное судом распределение взысканной суммы между федеральным бюджетом и бюджетом муниципального образования основано на действующем с 1 января 2020 г. новом порядке распределения доходов в бюджет <13>, когда в основу выбора бюджета бюджетной системы Российской Федерации, подлежащего пополнению средствами от причинения экологического вреда, положен критерий не только места причинения вреда (в том числе в зависимости от значения (федерального, регионального или местного) природоохранной территории), но и объекта причинения вреда.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Допущенное судом распределение взысканной суммы между федеральным бюджетом и бюджетом муниципального образования основано на действующем с 1 января 2020 г. новом порядке распределения доходов в бюджет <13>, когда в основу выбора бюджета бюджетной системы Российской Федерации, подлежащего пополнению средствами от причинения экологического вреда, положен критерий не только места причинения вреда (в том числе в зависимости от значения (федерального, регионального или местного) природоохранной территории), но и объекта причинения вреда.