Изменения по налогам в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения по налогам в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 64 НК РФсрок в мировом соглашении может превышать указанный в НК РФ, когда задолженность незначительна и изменение срока экономически оправданно >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу правомерности отказа в предоставлении субсидии в связи с коронавирусом СМСП, который не внес своевременно изменения в ЕГРЮЛ, из-за чего к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям относился дополнительный вид деятельности, практика неоднозначна:
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу правомерности отказа в предоставлении субсидии в связи с коронавирусом СМСП, который не внес своевременно изменения в ЕГРЮЛ, из-за чего к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям относился дополнительный вид деятельности, практика неоднозначна:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разовый налог на итоги приватизации: перспективы введения в России
(Попкова Ж.Г.)
("Закон", 2021, N 7)<10> Мачехин В.А. Закрутить гайки обратно: как изменятся налоги после COVID-19 // Право.Ru. 2020. 1 мая. URL: https://pravo.ru/opinion/221110/ (дата обращения: 23.07.2021).
(Попкова Ж.Г.)
("Закон", 2021, N 7)<10> Мачехин В.А. Закрутить гайки обратно: как изменятся налоги после COVID-19 // Право.Ru. 2020. 1 мая. URL: https://pravo.ru/opinion/221110/ (дата обращения: 23.07.2021).
Статья: Эпидемиологический кризис и его влияние на развитие корпоративного законодательства и практику его применения
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 6, 7)50. Изменения налогового законодательства в связи с коронавирусом. URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/izmeneniya_nalogovogo_zakonodatelstva_v_svyazi_s_koronavirusom/ (дата обращения: 01.11.2023).
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 6, 7)50. Изменения налогового законодательства в связи с коронавирусом. URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/izmeneniya_nalogovogo_zakonodatelstva_v_svyazi_s_koronavirusom/ (дата обращения: 01.11.2023).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"6. Установить, что по итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2020 году установленные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) могут быть превышены на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов.
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"6. Установить, что по итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2020 году установленные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) могут быть превышены на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 3 апреля 2020 г. N 432, которым регламентирован ряд мер финансовой поддержки медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и вынужденно приостановивших (ограничивших) работу в связи с ограничительными мерами, введенными в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 3 апреля 2020 г. N 432, которым регламентирован ряд мер финансовой поддержки медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и вынужденно приостановивших (ограничивших) работу в связи с ограничительными мерами, введенными в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Несмотря на слабую проработанность общего подхода к оценке совокупного регулятивного воздействия права на конкретных юридических лиц, нельзя сказать, что обозначенный компенсаторный механизм вовсе не работает. Так, например, в 2020 году в Российской Федерации был принят Закон, направленный на снижение налоговых издержек для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые безвозмездно помогают организациям, индивидуальным предпринимателям и социально ориентированным некоммерческим организациям в борьбе с коронавирусной инфекцией (COVID-19) <1>. Таким образом, государство, поощряя меры корпоративной социальной ответственности, адресно и точечно ослабило налоговую нагрузку для конкретных лиц.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Несмотря на слабую проработанность общего подхода к оценке совокупного регулятивного воздействия права на конкретных юридических лиц, нельзя сказать, что обозначенный компенсаторный механизм вовсе не работает. Так, например, в 2020 году в Российской Федерации был принят Закон, направленный на снижение налоговых издержек для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые безвозмездно помогают организациям, индивидуальным предпринимателям и социально ориентированным некоммерческим организациям в борьбе с коронавирусной инфекцией (COVID-19) <1>. Таким образом, государство, поощряя меры корпоративной социальной ответственности, адресно и точечно ослабило налоговую нагрузку для конкретных лиц.
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)3) два изменения в части налогообложения доходов физических лиц связаны с повышением налогов и напрямую не обусловлены кризисом COVID-19.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)3) два изменения в части налогообложения доходов физических лиц связаны с повышением налогов и напрямую не обусловлены кризисом COVID-19.
Статья: Принцип законности налогообложения в условиях преодоления чрезвычайных ситуаций
(Журавлева О.О.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)В период социальных ограничений, направленных на противодействие коронавирусной инфекции, в России, как и в других государствах, выросла доля подзаконного регулирования <25>, поскольку исполнительной власти были временно переданы полномочия по регулированию, традиционно относящиеся к прерогативе представительной власти. Произошедшее временное изменение в 2020 г. состава источников правового регулирования в налоговой сфере и принципов распределения между ними нормативного материала было обусловлено законодательным наделением высших исполнительных органов государственной власти (Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на этот период правом издавать нормативные правовые акты, предусматривавшие регулирование вопросов, которые в обычных условиях являются предметом Налогового кодекса Российской Федерации <26>, законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (их перечень был закрытым).
(Журавлева О.О.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)В период социальных ограничений, направленных на противодействие коронавирусной инфекции, в России, как и в других государствах, выросла доля подзаконного регулирования <25>, поскольку исполнительной власти были временно переданы полномочия по регулированию, традиционно относящиеся к прерогативе представительной власти. Произошедшее временное изменение в 2020 г. состава источников правового регулирования в налоговой сфере и принципов распределения между ними нормативного материала было обусловлено законодательным наделением высших исполнительных органов государственной власти (Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на этот период правом издавать нормативные правовые акты, предусматривавшие регулирование вопросов, которые в обычных условиях являются предметом Налогового кодекса Российской Федерации <26>, законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (их перечень был закрытым).
Статья: Специальные меры, предпринимаемые государствами БРИКС в сфере правового регулирования налога на добавленную стоимость в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)В статье предложен обзор изменений законодательства о налогообложении добавленной стоимости в государствах БРИКС, осуществленных в 2020 - 2021 гг. с целью снижения негативных последствий новой коронавирусной инфекции и поддержания темпов экономического роста. Выполнено обобщение предпринимаемых мер и способов внесения коррективов в конкретные правовые порядки налогообложения добавленной стоимости в зарубежных государствах. Акцентировано внимание на необходимости выработки системных решений по совершенствованию правового регулирования НДС в Российской Федерации.
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)В статье предложен обзор изменений законодательства о налогообложении добавленной стоимости в государствах БРИКС, осуществленных в 2020 - 2021 гг. с целью снижения негативных последствий новой коронавирусной инфекции и поддержания темпов экономического роста. Выполнено обобщение предпринимаемых мер и способов внесения коррективов в конкретные правовые порядки налогообложения добавленной стоимости в зарубежных государствах. Акцентировано внимание на необходимости выработки системных решений по совершенствованию правового регулирования НДС в Российской Федерации.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2024 N 259-ФЗ
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Как и в случае с изменениями в части первой НК РФ, поправки по отдельным налогам, сборам и взносам вступают в силу поэтапно. Уже продлено освобождение от НДС по внутренним авиаперевозкам, а также изменился доход в виде материальной выгоды по НДФЛ. По налогу на прибыль с 2025 года массово исключены устаревшие нормы по коронавирусу. В том же году вырастет большинство госпошлин, а для ИП и лиц с частной практикой возрастут суммы взносов за себя.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Как и в случае с изменениями в части первой НК РФ, поправки по отдельным налогам, сборам и взносам вступают в силу поэтапно. Уже продлено освобождение от НДС по внутренним авиаперевозкам, а также изменился доход в виде материальной выгоды по НДФЛ. По налогу на прибыль с 2025 года массово исключены устаревшие нормы по коронавирусу. В том же году вырастет большинство госпошлин, а для ИП и лиц с частной практикой возрастут суммы взносов за себя.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам первого обращения к гражданам в связи с противодействием распространению коронавирусной инфекции 25 марта 2020 г. принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <17>.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам первого обращения к гражданам в связи с противодействием распространению коронавирусной инфекции 25 марта 2020 г. принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <17>.
Статья: Объективность причин банкротства как основание для отказа в привлечении к субсидиарной ответственности
(Журиков И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 2)- торговые ограничения, остановившаяся логистика из-за различных государственных мер (например, при пандемии COVID-19, в случае закрытия границ);
(Журиков И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 2)- торговые ограничения, остановившаяся логистика из-за различных государственных мер (например, при пандемии COVID-19, в случае закрытия границ);
Статья: Обзор антикризисных мер налоговой поддержки компаний: итоги 2022 года
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)При введении антикризисных мер налоговой поддержки в 2022 г. законодатель во многом опирался на успешный опыт времен пандемии COVID-19, что в том числе позволило отреагировать на меняющуюся реальность достаточно быстро - основной пакет налоговых изменений был принят уже в марте и уточнялся впоследствии летом 2022 г.
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)При введении антикризисных мер налоговой поддержки в 2022 г. законодатель во многом опирался на успешный опыт времен пандемии COVID-19, что в том числе позволило отреагировать на меняющуюся реальность достаточно быстро - основной пакет налоговых изменений был принят уже в марте и уточнялся впоследствии летом 2022 г.
Вопрос: О предложении по освобождению от налогообложения субсидий на возобновление деятельности субъектами МСП, пострадавшими от паводка в Оренбургской области, и субсидий на оплату труда работников.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 03-04-09/64178)Минфин России рассмотрел обращение от 05.06.2024, поступившее письмами, по вопросу внесения изменений в действующее законодательство (аналогично изменениям, принятым в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с пунктом 89 статьи 217, а также подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), предусматривающих освобождение от налогообложения субсидий, полученных из бюджета на возобновление предпринимательской деятельности, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате масштабного весеннего паводка в Оренбургской области, и субсидий на расходы по оплате труда работников в режиме чрезвычайной ситуации, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 03-04-09/64178)Минфин России рассмотрел обращение от 05.06.2024, поступившее письмами, по вопросу внесения изменений в действующее законодательство (аналогично изменениям, принятым в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с пунктом 89 статьи 217, а также подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), предусматривающих освобождение от налогообложения субсидий, полученных из бюджета на возобновление предпринимательской деятельности, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате масштабного весеннего паводка в Оренбургской области, и субсидий на расходы по оплате труда работников в режиме чрезвычайной ситуации, и сообщает следующее.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.