Изменение вида разрешенного использования лесного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение вида разрешенного использования лесного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешенное использование земельного участка, установленное до даты его предоставления гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида (видов) разрешенного использования (с учетом, в частности, градостроительного регламента (при его наличии) или ограничений, установленных для использования лесных земельных участков), без принятия уполномоченным органом решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 - 5, 6, 6.1 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешенное использование земельного участка, установленное до даты его предоставления гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида (видов) разрешенного использования (с учетом, в частности, градостроительного регламента (при его наличии) или ограничений, установленных для использования лесных земельных участков), без принятия уполномоченным органом решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 - 5, 6, 6.1 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)К примеру, до 2022 г. добиться от КЛХ МО рассмотрения вопроса о предоставлении лесного участка в собственность с изменением категории и вида разрешенного использования земельному участку при условии, что на нем расположены объекты, не имеющие отношения к лесной инфраструктуре, не представлялось возможным. Примером этому может послужить административное дело N 2а-1159/2020 (Наро-Фоминский городской суд Московской области, судья Е.А. Кутиченко), в ходе которого КЛХ МО доказывал, что услуги подобного рода не оказывает. Примечательно, что данное решение оставила в силе и коллегия по административным делам Московского областного суда (дело N 33а-28489/2020), и Первый кассационный суд (дело N 8а-5190/2021).
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)К примеру, до 2022 г. добиться от КЛХ МО рассмотрения вопроса о предоставлении лесного участка в собственность с изменением категории и вида разрешенного использования земельному участку при условии, что на нем расположены объекты, не имеющие отношения к лесной инфраструктуре, не представлялось возможным. Примером этому может послужить административное дело N 2а-1159/2020 (Наро-Фоминский городской суд Московской области, судья Е.А. Кутиченко), в ходе которого КЛХ МО доказывал, что услуги подобного рода не оказывает. Примечательно, что данное решение оставила в силе и коллегия по административным делам Московского областного суда (дело N 33а-28489/2020), и Первый кассационный суд (дело N 8а-5190/2021).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736
(ред. от 24.04.2025)
"О Федеральном агентстве лесного хозяйства"
(вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства")согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации);
(ред. от 24.04.2025)
"О Федеральном агентстве лесного хозяйства"
(вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства")согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации);
Статья: Резорбция регламентом jus in rem
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Этот же подход, то есть использование регламента для такого заполнения прав владения и пользования, что не предполагает иной их возможности реализации, нежели управление в публичном интересе, применен законодателем и при регулировании оборота земельных участков в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйствах. В первом случае конструкция регулирования оборота участков, отнесенных к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, не допускает возможности изменения их вида разрешенного использования помимо перевода этих участков из сельскохозяйственного назначения в другую категорию (ответ на вопрос 5 Обзора судебной практики ВС РФ за IV квартал 2013 г., утвержденного Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г). Во втором случае лесохозяйственный регламент (ст. 87 Лесного кодекса, далее - ЛК РФ) определяет самостоятельные виды разрешенного использования (ст. 25 ЛК РФ), кардинально отличающиеся от видов разрешенного использования для ординарных земельных участков, установленных Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". И в первом, и во втором случаях цели законодательного регулирования - сохранение и использование земельных участков в качестве средства производства - уже фактически преодолены экономическим лоббизмом, не предполагающим иной доходности использования земельного участка, нежели его застройка. Так, новеллами вышеприведенной нормотворческой плодовитости, осуществляемой вопреки несостоявшемуся частноправовому институту владения на угодьях, допускается возведение жилых домов фермеров (п. 2 ст. 77 ЗК РФ) <8>, а на лесных участках - строительство зданий для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан (ч. 3 ст. 41 ЛК РФ). Ясно: где здания, там и дорожная сеть и прочие инфраструктурные объекты.
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Этот же подход, то есть использование регламента для такого заполнения прав владения и пользования, что не предполагает иной их возможности реализации, нежели управление в публичном интересе, применен законодателем и при регулировании оборота земельных участков в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйствах. В первом случае конструкция регулирования оборота участков, отнесенных к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, не допускает возможности изменения их вида разрешенного использования помимо перевода этих участков из сельскохозяйственного назначения в другую категорию (ответ на вопрос 5 Обзора судебной практики ВС РФ за IV квартал 2013 г., утвержденного Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г). Во втором случае лесохозяйственный регламент (ст. 87 Лесного кодекса, далее - ЛК РФ) определяет самостоятельные виды разрешенного использования (ст. 25 ЛК РФ), кардинально отличающиеся от видов разрешенного использования для ординарных земельных участков, установленных Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". И в первом, и во втором случаях цели законодательного регулирования - сохранение и использование земельных участков в качестве средства производства - уже фактически преодолены экономическим лоббизмом, не предполагающим иной доходности использования земельного участка, нежели его застройка. Так, новеллами вышеприведенной нормотворческой плодовитости, осуществляемой вопреки несостоявшемуся частноправовому институту владения на угодьях, допускается возведение жилых домов фермеров (п. 2 ст. 77 ЗК РФ) <8>, а на лесных участках - строительство зданий для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан (ч. 3 ст. 41 ЛК РФ). Ясно: где здания, там и дорожная сеть и прочие инфраструктурные объекты.
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Земля является ограниченным ресурсом. Дальневосточный федеральный округ и, в частности, Амурскую область можно отнести к малоосвоенным территориям России. Однако в этом регионе постепенно развиваются инфраструктурные промышленные проекты, а также сельское и подсобное хозяйство, что диктует необходимость урегулирования некоторых земельных вопросов, особенно изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) их категории.
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Земля является ограниченным ресурсом. Дальневосточный федеральный округ и, в частности, Амурскую область можно отнести к малоосвоенным территориям России. Однако в этом регионе постепенно развиваются инфраструктурные промышленные проекты, а также сельское и подсобное хозяйство, что диктует необходимость урегулирования некоторых земельных вопросов, особенно изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) их категории.
Вопрос: В каком порядке организации должны осуществлять лесовосстановление?
(Консультация эксперта, 2025)В ряде случаев организации, обязанные проводить лесовосстановительные работы, должны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН, со дня выдачи разрешения на строительство или со дня принятия акта о переводе земель или земельных участков направить в уполномоченный (согласующий) орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению с указанием сведений о выбранных землях (части земель) или земельном участке, где будут проводиться работы по лесовосстановлению (п. 9 Правил N 897, п. 14.1 Правил N 1024, п. 14 Правил N 1741).
(Консультация эксперта, 2025)В ряде случаев организации, обязанные проводить лесовосстановительные работы, должны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН, со дня выдачи разрешения на строительство или со дня принятия акта о переводе земель или земельных участков направить в уполномоченный (согласующий) орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению с указанием сведений о выбранных землях (части земель) или земельном участке, где будут проводиться работы по лесовосстановлению (п. 9 Правил N 897, п. 14.1 Правил N 1024, п. 14 Правил N 1741).
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Что касается сохранения прав пользователя, то в случае, если пользователем заключен договор аренды лесного участка до его перевода из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, право пользования участком сохраняется, и договор продолжает действовать, изменяются только условия договора аренды, что отвечает интересам арендатора и нормативному регулированию в целом. Такое разъяснение было дано в письме Федерального агентства лесного хозяйства "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка" <4>. После перевода лесного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов установление вида разрешенного использования осуществляется посредством подготовки проекта изменений в утвержденные правила землепользования и застройки с учетом возможности сочетания в пределах устанавливаемой территориальной зоны нового разрешенного использования и использования участков на основании действующего договора аренды.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Что касается сохранения прав пользователя, то в случае, если пользователем заключен договор аренды лесного участка до его перевода из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, право пользования участком сохраняется, и договор продолжает действовать, изменяются только условия договора аренды, что отвечает интересам арендатора и нормативному регулированию в целом. Такое разъяснение было дано в письме Федерального агентства лесного хозяйства "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка" <4>. После перевода лесного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов установление вида разрешенного использования осуществляется посредством подготовки проекта изменений в утвержденные правила землепользования и застройки с учетом возможности сочетания в пределах устанавливаемой территориальной зоны нового разрешенного использования и использования участков на основании действующего договора аренды.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка должно быть указано проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка должно быть указано проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)3. Вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать заявляемому виду деятельности, предусмотренному ст. 25 ЛК РФ, и выбираемому собственником в соответствии с классификатором. Соответственно должны быть внесены изменения в сведения ЕГРН о новом (основном) или условно-разрешенном виде использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в составе которого находятся леса, и в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) - о новом виде деятельности.
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)3. Вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать заявляемому виду деятельности, предусмотренному ст. 25 ЛК РФ, и выбираемому собственником в соответствии с классификатором. Соответственно должны быть внесены изменения в сведения ЕГРН о новом (основном) или условно-разрешенном виде использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в составе которого находятся леса, и в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) - о новом виде деятельности.
Статья: Новеллы законодательства о недвижимом имуществе
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)Если в ЕГРН отсутствуют сведения о виде разрешенного использования участка, выбранным считается вид, указанный в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе на данный участок, выданном до 31 января 1998 г. При этом следует учитывать постоянное - с момента принятия ЗК - изменение видов разрешенного использования.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)Если в ЕГРН отсутствуют сведения о виде разрешенного использования участка, выбранным считается вид, указанный в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе на данный участок, выданном до 31 января 1998 г. При этом следует учитывать постоянное - с момента принятия ЗК - изменение видов разрешенного использования.