Изменение предмета охраны объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение предмета охраны объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что работы по изменению формы оконного проема во фронтоне южного (дворового) фасада, по устройству дополнительного входа в подвал со стороны западного фасада, по изменению цветового решения фасадов объекта, по изменению обшивки цоколя объекта, по изменению материала окон в подвале объекта, отсутствию декоративных элементов во фронтоне северного фасада проведены в нарушение требований статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ, что в свою очередь влияет на изменение предмета охраны объекта культурного наследия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) консервация - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия (ст. 41 Закона об объектах культурного наследия);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) консервация - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия (ст. 41 Закона об объектах культурного наследия);
Статья: Охранное обязательство объекта культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия;
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия;
Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972
(ред. от 27.12.2024)
"Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации"изменения (утверждения) предмета охраны объекта культурного наследия в части облика и объемно-планировочных решений объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия;
(ред. от 27.12.2024)
"Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации"изменения (утверждения) предмета охраны объекта культурного наследия в части облика и объемно-планировочных решений объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия;
Статья: Практика в сфере вновь выявленных объектов культурного наследия: обязание к ремонту
(Ганул А.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Названный Закон не содержит понятия вновь выявленного объекта культурного наследия, однако путем телеологического толкования можно прийти к выводу, что на такие объекты распространяется практически тот же режим охраны, что и на объект культурного наследия (за исключением реставрации): запрет на проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта; запрет на проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (статья 47.3 Закона N 73-ФЗ).
(Ганул А.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Названный Закон не содержит понятия вновь выявленного объекта культурного наследия, однако путем телеологического толкования можно прийти к выводу, что на такие объекты распространяется практически тот же режим охраны, что и на объект культурного наследия (за исключением реставрации): запрет на проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта; запрет на проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (статья 47.3 Закона N 73-ФЗ).
Статья: Защита публичных интересов: возмещение вреда, причиненного объектам археологического наследия
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Государственная охрана объектов археологического наследия включает в себя проведение мероприятий, направленных на предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защиту от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Она включает также установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение такого объекта, причинение ему вреда и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия. В Краснодарском крае сложилась практика взыскания такого вреда в судебном порядке. Взыскателем является уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия региональный орган власти. Возмещают ущерб выдавшие неправомерные разрешительные документы и непосредственные заказчики работ (владельцы земельных участков, застройщики).
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Государственная охрана объектов археологического наследия включает в себя проведение мероприятий, направленных на предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защиту от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Она включает также установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение такого объекта, причинение ему вреда и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия. В Краснодарском крае сложилась практика взыскания такого вреда в судебном порядке. Взыскателем является уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия региональный орган власти. Возмещают ущерб выдавшие неправомерные разрешительные документы и непосредственные заказчики работ (владельцы земельных участков, застройщики).
Статья: Споры, возникающие из охранных обязательств
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Как отмечалось выше в настоящей статье, все требования в отношении объектов культурного наследия подразделяются на две категории: требования к содержанию и использованию и требования к сохранению объектов культурного наследия. Первая категория требований весьма условно может быть подразделена на "пассивные" требования, заключающиеся в необходимости воздерживаться от запрещенного воздействия на объект, и на "активные" требования, предписывающие совершать конкретные действия в отношении объекта. К "пассивным" требованиям можно отнести, например, предусмотренное положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 47.3 Закона об ОКН требование не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия. В качестве примера "активных" требований можно привести требование, предусмотренное положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3, - осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Как отмечалось выше в настоящей статье, все требования в отношении объектов культурного наследия подразделяются на две категории: требования к содержанию и использованию и требования к сохранению объектов культурного наследия. Первая категория требований весьма условно может быть подразделена на "пассивные" требования, заключающиеся в необходимости воздерживаться от запрещенного воздействия на объект, и на "активные" требования, предписывающие совершать конкретные действия в отношении объекта. К "пассивным" требованиям можно отнести, например, предусмотренное положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 47.3 Закона об ОКН требование не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия. В качестве примера "активных" требований можно привести требование, предусмотренное положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3, - осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.