Изменение меры медицинского характера
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение меры медицинского характера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 99 "Виды принудительных мер медицинского характера" УК РФ"По смыслу взаимосвязанных положений статьи 98, части первой статьи 99, статей 100 и 101, частей первой и второй статьи 102 УК Российской Федерации изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера допускается исходя из динамики психического состояния лица, к которому они применены. Улучшение психического состояния лица влечет возможность изменения характера (интенсивность, постоянство) наблюдения в условиях стационара либо изменение принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в продолжении лечения в условиях стационара. Ухудшение же психического состояния лица, содержащего угрозу его опасности или особой опасности для себя или других лиц, напротив, влечет его помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, с соответствующим характеру заболевания и изменившейся опасности лица наблюдением."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 445. Прекращение, изменение и продление применения принудительной меры медицинского характера
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 445. Прекращение, изменение и продление применения принудительной меры медицинского характера
Статья: Опасность лица с психическим расстройством при назначении принудительных мер медицинского характера
(Полубинская С.В.)
("Уголовное право", 2024, N 8)<3> Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 4 (ред. от 1 ноября 1985 г.) "О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера" // СПС "КонсультантПлюс".
(Полубинская С.В.)
("Уголовное право", 2024, N 8)<3> Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 4 (ред. от 1 ноября 1985 г.) "О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 102. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
(ред. от 17.11.2025)Статья 102. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 445. Прекращение, изменение и продление применения принудительной меры медицинского характера
(ред. от 27.10.2025)Статья 445. Прекращение, изменение и продление применения принудительной меры медицинского характера
Статья: Функциональная сущность деятельности адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве
(Шорыгин К.С.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)С нашей точки зрения, такое понимание функциональной сути адвоката-защитника не отражает всего содержания его деятельности в связи с формированием и реализацией правовой позиции по делу. Изучив исследования многих ученых <15>, предметом познания которых была позиция адвоката-защитника по уголовному делу, мы сможем зафиксировать основные правовые позиции адвоката-защитника, которые в наши дни выделяются учеными: позиция невиновности, позиция частичной виновности; позиция виновности; позиция признания подсудимого невменяемым и применения к нему мер медицинского характера; позиция изменения квалификации содеянного; позиция прекращения уголовного дела; позиция постановления обвинительного приговора с освобождением от отбывания наказания; позиция прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего; позиция прекращения уголовного дела в отношении умершего подсудимого по реабилитирующим основаниям; позиция "молчания".
(Шорыгин К.С.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)С нашей точки зрения, такое понимание функциональной сути адвоката-защитника не отражает всего содержания его деятельности в связи с формированием и реализацией правовой позиции по делу. Изучив исследования многих ученых <15>, предметом познания которых была позиция адвоката-защитника по уголовному делу, мы сможем зафиксировать основные правовые позиции адвоката-защитника, которые в наши дни выделяются учеными: позиция невиновности, позиция частичной виновности; позиция виновности; позиция признания подсудимого невменяемым и применения к нему мер медицинского характера; позиция изменения квалификации содеянного; позиция прекращения уголовного дела; позиция постановления обвинительного приговора с освобождением от отбывания наказания; позиция прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего; позиция прекращения уголовного дела в отношении умершего подсудимого по реабилитирующим основаниям; позиция "молчания".
Статья: Производство о применении принудительных мер медицинского характера: проблемы регламентации процесса доказывания
(Мищенко Е.В., Погорельский А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Представляется важным остановиться на вопросе о моменте принятия решения о необходимости осуществления производства по делу в порядке, регламентированном гл. 51 УПК РФ. Ответа на данный вопрос закон не содержит. Между тем представляется, что процедура перехода от обычного порядка к особенному на стадии предварительного расследования должна регламентироваться, поскольку такой переход означает "уход" из процесса, как верно отмечает П.А. Колмаков, фигуры подозреваемого (обвиняемого) и появление самостоятельного и особенного субъекта уголовно-процессуальных отношений <3>. В связи с этим нами разделяется позиция ученых, которые аргументированно настаивают на том, что подобный переход должен осуществляться не иначе как на основании отдельного правоприменительного акта, вынесенного следователем, каковым должно являться "постановление о возбуждении производства о применении принудительных мер медицинского характера" <4>. Следствием вынесения такого акта должно быть соответствующее изменение статуса лица, в отношении которого оно осуществляется, а обязанностью уполномоченного лица - обеспечение участия в деле законного представителя, а также защитника, если последний до этого в деле не участвовал. Отсутствие в настоящее время нормативного установления о необходимости вынесения указанного правоприменительного акта порождает неопределенность относительно момента наделения лица особенным статусом и начала осуществления рассматриваемого вида дифференцированного производства.
(Мищенко Е.В., Погорельский А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Представляется важным остановиться на вопросе о моменте принятия решения о необходимости осуществления производства по делу в порядке, регламентированном гл. 51 УПК РФ. Ответа на данный вопрос закон не содержит. Между тем представляется, что процедура перехода от обычного порядка к особенному на стадии предварительного расследования должна регламентироваться, поскольку такой переход означает "уход" из процесса, как верно отмечает П.А. Колмаков, фигуры подозреваемого (обвиняемого) и появление самостоятельного и особенного субъекта уголовно-процессуальных отношений <3>. В связи с этим нами разделяется позиция ученых, которые аргументированно настаивают на том, что подобный переход должен осуществляться не иначе как на основании отдельного правоприменительного акта, вынесенного следователем, каковым должно являться "постановление о возбуждении производства о применении принудительных мер медицинского характера" <4>. Следствием вынесения такого акта должно быть соответствующее изменение статуса лица, в отношении которого оно осуществляется, а обязанностью уполномоченного лица - обеспечение участия в деле законного представителя, а также защитника, если последний до этого в деле не участвовал. Отсутствие в настоящее время нормативного установления о необходимости вынесения указанного правоприменительного акта порождает неопределенность относительно момента наделения лица особенным статусом и начала осуществления рассматриваемого вида дифференцированного производства.