Источники конституционного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Источники конституционного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Источники российского конституционного права: соотношение статутных, прецедентных и доктринальных начал
(Тарабан Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 9
(Тарабан Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 9
Статья: К вопросу об актуализации системы источников российского конституционного права
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2
Нормативные акты
Информация Конституционного Суда РФ
"Конституционно-правовая защита человеческого достоинства: актуальные аспекты"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 30.10.2025)Поэтому защита достоинства в наши дни обеспечивается институтами не только правового, но и социального государства. Уважение и охрана человеческого достоинства как источника всех конституционных прав и свобод предполагают не только негативные обязательства публичной власти, но и позитивные действия в целях реализации этих прав, в том числе обеспечивающие необходимые для достойной жизни материальные условия. Социальное измерение человеческого достоинства ставит перед государством задачу создания условий для обеспечения минимального уровня материальных благ, позволяющего удовлетворить основные потребности человека.
"Конституционно-правовая защита человеческого достоинства: актуальные аспекты"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 30.10.2025)Поэтому защита достоинства в наши дни обеспечивается институтами не только правового, но и социального государства. Уважение и охрана человеческого достоинства как источника всех конституционных прав и свобод предполагают не только негативные обязательства публичной власти, но и позитивные действия в целях реализации этих прав, в том числе обеспечивающие необходимые для достойной жизни материальные условия. Социальное измерение человеческого достоинства ставит перед государством задачу создания условий для обеспечения минимального уровня материальных благ, позволяющего удовлетворить основные потребности человека.
Статья: Актуальные проблемы развития и совершенствования конституционного законодательства (к 30-летию Конституции Российской Федерации)
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Конституция Российской Федерации, сохраняя известную стабильность, не должна отставать от запросов развития и вызовов современного мира. В этом смысле е время такие изменения норм Конституции требуют известной политической осторожности. Конечно, это вовсе не исключает необходимости приведения положений источников конституционного права с объективными жизненными реалиями, что влияют на суверенитет и национальные интересы Российской Федерации.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Конституция Российской Федерации, сохраняя известную стабильность, не должна отставать от запросов развития и вызовов современного мира. В этом смысле е время такие изменения норм Конституции требуют известной политической осторожности. Конечно, это вовсе не исключает необходимости приведения положений источников конституционного права с объективными жизненными реалиями, что влияют на суверенитет и национальные интересы Российской Федерации.
Статья: Современное понимание конституции, или Почему конституция не основной закон государства
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Подавляющее большинство граждан, равно как и значительная часть представителей юридического сообщества, под конституцией понимают единый кодифицированный нормативный правовой акт. Но так ли это на самом деле? Как показывает системно-структурный анализ, современную отечественную конституцию образуют не только непосредственно сам текст Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., но и правовые позиции Конституционного Суда, являющиеся результатом толкования Конституции, выраженные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции. Отдельно стоит упомянуть и законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, которые хотя и выделяются как самостоятельный вид источников конституционного права, после вступления в силу "растворяются" в тексте Конституции.
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Подавляющее большинство граждан, равно как и значительная часть представителей юридического сообщества, под конституцией понимают единый кодифицированный нормативный правовой акт. Но так ли это на самом деле? Как показывает системно-структурный анализ, современную отечественную конституцию образуют не только непосредственно сам текст Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., но и правовые позиции Конституционного Суда, являющиеся результатом толкования Конституции, выраженные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции. Отдельно стоит упомянуть и законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, которые хотя и выделяются как самостоятельный вид источников конституционного права, после вступления в силу "растворяются" в тексте Конституции.
Статья: Нетипичные источники в конституционном праве
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9; 2022, NN 1, 3)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9; 2022, NN 1, 3
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9; 2022, NN 1, 3)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9; 2022, NN 1, 3
Статья: Надконституционные нормы в конституционном праве
(Шустров Д.Г.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Идея надконституционности была сформулирована в науке конституционного права во второй четверти XX века и связана с именами М. Ориу и К. Шмитта, которые впервые обосновали возможность существования норм, стоящих выше конституции. В данной статье предпринята попытка придать доктрине надконституционности актуальное теоретическое и догматическое звучание в контексте исследования материальных пределов изменения конституции. Доктрина надконституционности претендует на выполнение важной роли по объяснению того, что в конституционном праве могут существовать неизменяемые нормы, которые не могут быть исключены, изменены, ограничены, преодолены, затронуты источниками конституционного права, в том числе самой конституцией. Надконституционность рассматривается как характеристика неизменяемых конституционных норм, составляющих материальные пределы изменения конституции. Надконституционность предполагает существование норм, превосходящих остальные нормы конституции и предопределяющих их содержание через определение того, что можно, должно и не следует включать в конституцию или исключать из нее. Помимо признания в качестве надконституционных неизменяемых конституционных норм в статье ставится вопрос о существовании естественно-правовых и международно-правовых надконституционных норм. Первые из них имеют внешний и непозитивный характер. Они не закреплены в конституции, а проистекают из разумно понятого представления о должном, характерного для большинства цивилизованных обществ, которое определяется органом конституционного контроля. Международно-правовая надконституционность понимается как превосходство норм международного права над конституцией. Она имеет внешний и позитивный характер. Международно-правовая надконституционность может вызывать политические возражения противников абсолютного верховенства международного права. Надконституционные конституционные, естественно-правовые и международно-правовые нормы могут как взаимодополнять друг друга, так и вступать в конфликты. В последнем случае органам конституционного контроля приходится выбирать стратегию реагирования на подобные противоречия. Цель доктрины надконституционности заключается в сохранении нерушимыми основополагающих (или естественных, или общепризнанных) ценностей, что оправдывает ее логические недостатки и парадоксальность.
(Шустров Д.Г.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Идея надконституционности была сформулирована в науке конституционного права во второй четверти XX века и связана с именами М. Ориу и К. Шмитта, которые впервые обосновали возможность существования норм, стоящих выше конституции. В данной статье предпринята попытка придать доктрине надконституционности актуальное теоретическое и догматическое звучание в контексте исследования материальных пределов изменения конституции. Доктрина надконституционности претендует на выполнение важной роли по объяснению того, что в конституционном праве могут существовать неизменяемые нормы, которые не могут быть исключены, изменены, ограничены, преодолены, затронуты источниками конституционного права, в том числе самой конституцией. Надконституционность рассматривается как характеристика неизменяемых конституционных норм, составляющих материальные пределы изменения конституции. Надконституционность предполагает существование норм, превосходящих остальные нормы конституции и предопределяющих их содержание через определение того, что можно, должно и не следует включать в конституцию или исключать из нее. Помимо признания в качестве надконституционных неизменяемых конституционных норм в статье ставится вопрос о существовании естественно-правовых и международно-правовых надконституционных норм. Первые из них имеют внешний и непозитивный характер. Они не закреплены в конституции, а проистекают из разумно понятого представления о должном, характерного для большинства цивилизованных обществ, которое определяется органом конституционного контроля. Международно-правовая надконституционность понимается как превосходство норм международного права над конституцией. Она имеет внешний и позитивный характер. Международно-правовая надконституционность может вызывать политические возражения противников абсолютного верховенства международного права. Надконституционные конституционные, естественно-правовые и международно-правовые нормы могут как взаимодополнять друг друга, так и вступать в конфликты. В последнем случае органам конституционного контроля приходится выбирать стратегию реагирования на подобные противоречия. Цель доктрины надконституционности заключается в сохранении нерушимыми основополагающих (или естественных, или общепризнанных) ценностей, что оправдывает ее логические недостатки и парадоксальность.
Статья: Качество институтов конституционного права
(Дедов Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)<11> Blackstone W. Commentaries on the laws of England. Book the first. Oxford, 1765. Автор сделал следующее посвящение этой книги, которая считается одним из первых источников по конституционному праву Англии: "To the queen's most excellent majesty, the following view of the laws and constitution of England, the improvement and protection of which have distinguished the reign of her majesty's royal consort, is, with all gratitude and humility, most respectfully inscribed by her dutiful and most obedient servant, "William Blackstone" ("Ее Величеству Королеве представляю нижеследующий взгляд на законы и Конституцию Англии, совершенствование и защита которых отличали правление королевского супруга Ее Величества, со всей благодарностью и смирением, с глубочайшей почтительностью начертан ее послушным и покорнейшим слугой Уильямом Блэкстоуном").
(Дедов Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)<11> Blackstone W. Commentaries on the laws of England. Book the first. Oxford, 1765. Автор сделал следующее посвящение этой книги, которая считается одним из первых источников по конституционному праву Англии: "To the queen's most excellent majesty, the following view of the laws and constitution of England, the improvement and protection of which have distinguished the reign of her majesty's royal consort, is, with all gratitude and humility, most respectfully inscribed by her dutiful and most obedient servant, "William Blackstone" ("Ее Величеству Королеве представляю нижеследующий взгляд на законы и Конституцию Англии, совершенствование и защита которых отличали правление королевского супруга Ее Величества, со всей благодарностью и смирением, с глубочайшей почтительностью начертан ее послушным и покорнейшим слугой Уильямом Блэкстоуном").
Статья: Муниципальная реформа в России в контексте мировых моделей организации местного самоуправления в федеративных системах
(Корольков В.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Анализ практики организации и деятельности местного самоуправления лишь подтверждает условность заданного изначально деления, поскольку на первый план так или иначе выходят не столько конституционные нормы, сколько определенные характеристики общества и государства. Эти параметры способны и нивелировать, и максимизировать содержание соответствующих конституционных норм, однако даже при максимально формальном подходе к текстам источников конституционного права само их наличие способно направлять дальнейшее развитие общественных отношений. Вопрос эффективности такого воздействия зависит от множества факторов и, прежде всего, от состояния политического и правового сознания населения, а также определенных стереотипов в массовом сознании, воплощенных впоследствии в отдельные идеи и теории, закладываемые в основу всякого институционального дизайна.
(Корольков В.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Анализ практики организации и деятельности местного самоуправления лишь подтверждает условность заданного изначально деления, поскольку на первый план так или иначе выходят не столько конституционные нормы, сколько определенные характеристики общества и государства. Эти параметры способны и нивелировать, и максимизировать содержание соответствующих конституционных норм, однако даже при максимально формальном подходе к текстам источников конституционного права само их наличие способно направлять дальнейшее развитие общественных отношений. Вопрос эффективности такого воздействия зависит от множества факторов и, прежде всего, от состояния политического и правового сознания населения, а также определенных стереотипов в массовом сознании, воплощенных впоследствии в отдельные идеи и теории, закладываемые в основу всякого институционального дизайна.
Статья: Акты Президента Российской Федерации в бюджетной сфере
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)<5> См.: Лебедева Н.В. Акты Президента Российской Федерации в системе источников конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 7. С. 45 - 48.
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)<5> См.: Лебедева Н.В. Акты Президента Российской Федерации в системе источников конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 7. С. 45 - 48.
Статья: Конституционное право в контексте правовой культуры
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Наличие противоречий в рамках правовой культуры и поиски возможностей для их преодоления являются постоянным источником развития конституционного права. По мнению А.П. Семитко, "развитие правовой культуры в истории есть правовой прогресс. Критерием последнего является правовое положение личности, переход от социо- к персоноцентристскому правовому статусу, от одного уровня свободы к другому - качественно иному, гораздо более высокому" <6>. Поддерживая в целом данный аксиологический подход, отметим, что он более соответствовал представлениям на момент проведения конституционных реформ в Восточной Европе, включая Россию, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Наблюдаемые в настоящее время тенденции в развитии правовой культуры нельзя классифицировать как однозначно тяготеющие к персоноцентристскому правовому статусу личности. Современное состояние правовой культуры можно определить, скорее, как продолжающуюся борьбу за конституционные ценности правового статуса личности в условиях новых исторических вызовов.
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Наличие противоречий в рамках правовой культуры и поиски возможностей для их преодоления являются постоянным источником развития конституционного права. По мнению А.П. Семитко, "развитие правовой культуры в истории есть правовой прогресс. Критерием последнего является правовое положение личности, переход от социо- к персоноцентристскому правовому статусу, от одного уровня свободы к другому - качественно иному, гораздо более высокому" <6>. Поддерживая в целом данный аксиологический подход, отметим, что он более соответствовал представлениям на момент проведения конституционных реформ в Восточной Европе, включая Россию, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Наблюдаемые в настоящее время тенденции в развитии правовой культуры нельзя классифицировать как однозначно тяготеющие к персоноцентристскому правовому статусу личности. Современное состояние правовой культуры можно определить, скорее, как продолжающуюся борьбу за конституционные ценности правового статуса личности в условиях новых исторических вызовов.
Статья: Суд - генератор нетипичных источников правоприменения (в контексте отечественного конституционализма)
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)Решения Конституционного Суда РФ как особый вид нетипичных конституционных источников правовой системы могут быть охарактеризованы в триедином качестве: а) все они являются источниками конституционного права; б) одновременно могут быть конституционно значимыми источниками отрасли права (как процессуального, так и материального), к которой принадлежат проверяемые законоположения (если это не есть нормы, относящиеся к сфере исключительного конституционного регулирования); в) могут порождать общесистемные, межотраслевые правовые эффекты на макроуровне правовой действительности, связанные с комплексным преобразованием правового регулирования и правоприменительной практики, выступать в этом случае "источником источников права" <13>.
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)Решения Конституционного Суда РФ как особый вид нетипичных конституционных источников правовой системы могут быть охарактеризованы в триедином качестве: а) все они являются источниками конституционного права; б) одновременно могут быть конституционно значимыми источниками отрасли права (как процессуального, так и материального), к которой принадлежат проверяемые законоположения (если это не есть нормы, относящиеся к сфере исключительного конституционного регулирования); в) могут порождать общесистемные, межотраслевые правовые эффекты на макроуровне правовой действительности, связанные с комплексным преобразованием правового регулирования и правоприменительной практики, выступать в этом случае "источником источников права" <13>.