Исполнительное производство в отношении государственного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнительное производство в отношении государственного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29 "Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""При этом исходил из того, что размер удержаний из пенсии истца соответствовал требованиям ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", удержание из пенсии истца производилось ответчиком на основании вынесенного в рамках возбужденного исполнительного производства постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника Туапсинского РОСП ГУФССП по Краснодарскому краю, которое распорядительных указаний о сохранении пенсии истца ежемесячно в размере прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, не содержало. В силу ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"В данном же случае, поскольку исполнение листа осуществлялось государственным органом на протяжении года подлежит применению часть 2 статьи 22 Закона об исполнительном производстве."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что делать работодателю, если увольнение признано незаконным
(КонсультантПлюс, 2025)выплата исполнительского сбора, если не исполните решение в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Исключение предусмотрено для работодателя - органа госвласти (госоргана), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера (ч. 1 ст. 105, п. 10 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
(КонсультантПлюс, 2025)выплата исполнительского сбора, если не исполните решение в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Исключение предусмотрено для работодателя - органа госвласти (госоргана), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера (ч. 1 ст. 105, п. 10 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Готовое решение: Как изменить формулировку увольнения
(КонсультантПлюс, 2025)выплата исполнительского сбора - если своевременно не измените формулировку увольнения после того, как пристав-исполнитель возбудит исполнительное производство. Исключение предусмотрено для работодателя - органа госвласти (госоргана), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера (ч. 1 ст. 105, п. 10 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве). Если вы нарушите новый срок, установленный судебным приставом-исполнителем, то вас могут оштрафовать по ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)выплата исполнительского сбора - если своевременно не измените формулировку увольнения после того, как пристав-исполнитель возбудит исполнительное производство. Исключение предусмотрено для работодателя - органа госвласти (госоргана), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера (ч. 1 ст. 105, п. 10 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве). Если вы нарушите новый срок, установленный судебным приставом-исполнителем, то вас могут оштрафовать по ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"5. Со дня возбуждения исполнительного производства информация, необходимая для взыскания задолженности по исполнительному документу, направляется Федеральной службой судебных приставов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные частью 5 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах с указанием уникального идентификатора начисления по исполнительному производству в порядке и сроки, предусмотренные частью 4 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, не вправе осуществлять перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству при отсутствии указания в документе, на основании которого производится уплата, уникального идентификатора начисления по исполнительному производству. Порядок указания уникального идентификатора начисления по исполнительному производству определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"5. Со дня возбуждения исполнительного производства информация, необходимая для взыскания задолженности по исполнительному документу, направляется Федеральной службой судебных приставов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные частью 5 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах с указанием уникального идентификатора начисления по исполнительному производству в порядке и сроки, предусмотренные частью 4 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, не вправе осуществлять перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству при отсутствии указания в документе, на основании которого производится уплата, уникального идентификатора начисления по исполнительному производству. Порядок указания уникального идентификатора начисления по исполнительному производству определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности.
Статья: Истребование от добросовестного приобретателя имущества, приобретенного на публичных торгах
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Одновременно очевидна потребность в обеспечении доверия к публичным торгам, которые, как указано в п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, проводятся в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. Более того, в силу п. 2 ст. 449.1 ГК РФ организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. Из изложенного следует, что публичные торги всегда имеют публичное основание (судебный акт, исполнительный документ) и проводятся лицом, уполномоченным на их проведение законом, что легитимирует продажу имущества в глазах общества, тем более когда организатором торгов выступает государственный орган или орган местного самоуправления. Завладение имуществом, которое отчуждается хотя и не собственником, но лицом, уполномоченным на это законом, исключает возможность квалификации отчуждателя в качестве неуправомоченного и, следовательно, недобросовестность приобретателя имущества.
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Одновременно очевидна потребность в обеспечении доверия к публичным торгам, которые, как указано в п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, проводятся в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. Более того, в силу п. 2 ст. 449.1 ГК РФ организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. Из изложенного следует, что публичные торги всегда имеют публичное основание (судебный акт, исполнительный документ) и проводятся лицом, уполномоченным на их проведение законом, что легитимирует продажу имущества в глазах общества, тем более когда организатором торгов выступает государственный орган или орган местного самоуправления. Завладение имуществом, которое отчуждается хотя и не собственником, но лицом, уполномоченным на это законом, исключает возможность квалификации отчуждателя в качестве неуправомоченного и, следовательно, недобросовестность приобретателя имущества.
Статья: Массовый перехват переговоров нарушает права человека, гарантированные Европейской конвенцией
(Берестнев Ю.Ю.)
("Прецеденты Европейского суда по правам человека", 2022, N 1, Специальный выпуск)- процедуры независимого рассмотрения ex post facto соблюдения упомянутых выше требований и полномочия органа государственной власти, рассматривающего случаи невыполнения перечисленных обязанностей. ЕСПЧ подчеркивает, что каждому, кто подозревает, что его переговоры перехватываются правоохранительными службами, должно быть доступно эффективное средство правовой защиты с целью обжаловать либо незаконность предполагаемого перехвата, либо несоответствие процедуры перехвата требованиям Конвенции. Как и в случае с целенаправленным перехватом данных, средство правовой защиты, которое не зависит от уведомления субъекта перехвата, также может являться эффективным в контексте массового перехвата данных. При отсутствии требования об уведомлении требуется, чтобы средство правовой защиты было связано с органом государственной власти, независимым от органов исполнительной власти и обеспечивающим справедливость производства по делу, а также обеспечивающим, насколько это возможно, состязательный процесс. Решения такого органа государственной власти должны быть обоснованными и обязательными к исполнению в соответствии с законом.
(Берестнев Ю.Ю.)
("Прецеденты Европейского суда по правам человека", 2022, N 1, Специальный выпуск)- процедуры независимого рассмотрения ex post facto соблюдения упомянутых выше требований и полномочия органа государственной власти, рассматривающего случаи невыполнения перечисленных обязанностей. ЕСПЧ подчеркивает, что каждому, кто подозревает, что его переговоры перехватываются правоохранительными службами, должно быть доступно эффективное средство правовой защиты с целью обжаловать либо незаконность предполагаемого перехвата, либо несоответствие процедуры перехвата требованиям Конвенции. Как и в случае с целенаправленным перехватом данных, средство правовой защиты, которое не зависит от уведомления субъекта перехвата, также может являться эффективным в контексте массового перехвата данных. При отсутствии требования об уведомлении требуется, чтобы средство правовой защиты было связано с органом государственной власти, независимым от органов исполнительной власти и обеспечивающим справедливость производства по делу, а также обеспечивающим, насколько это возможно, состязательный процесс. Решения такого органа государственной власти должны быть обоснованными и обязательными к исполнению в соответствии с законом.
Статья: Исполнительное действие, совершаемое судебным приставом-исполнителем вне исполнительного производства
(Селионов И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 2)В этой связи обращаем внимание, что вопрос, касающийся осуществления судебным приставом-исполнителем отдельных исполнительных действий до возбуждения исполнительного производства, прорабатывается в органах государственной власти, однако окончательного решения по данному вопросу до настоящего времени не принято. Так, например, в 2019 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона N 739148-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <15>, в котором предусмотрена предварительная проверка судебным приставом-исполнителем имущественного положения должника-гражданина по исполнительному документу имущественного характера, до возбуждения исполнительного производства (см. проектную ст. 30.1 Закона об исполнительном производстве); в мае 2020 г. - проект федерального закона N 956530-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" <16>, в котором также предлагается установить возможность совершения судебным приставом-исполнителем действий по проверке имущественного положения должника в целях возбуждения исполнительного производства. Так, в указанном законопроекте предлагается возвращать взыскателю исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства при получении судебным приставом-исполнителем информации об отсутствии имущества должника, на которое может быть обращено взыскание, а также о наличии у должника-гражданина доходов в размере, не превышающем величины прожиточного минимума.
(Селионов И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 2)В этой связи обращаем внимание, что вопрос, касающийся осуществления судебным приставом-исполнителем отдельных исполнительных действий до возбуждения исполнительного производства, прорабатывается в органах государственной власти, однако окончательного решения по данному вопросу до настоящего времени не принято. Так, например, в 2019 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона N 739148-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <15>, в котором предусмотрена предварительная проверка судебным приставом-исполнителем имущественного положения должника-гражданина по исполнительному документу имущественного характера, до возбуждения исполнительного производства (см. проектную ст. 30.1 Закона об исполнительном производстве); в мае 2020 г. - проект федерального закона N 956530-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" <16>, в котором также предлагается установить возможность совершения судебным приставом-исполнителем действий по проверке имущественного положения должника в целях возбуждения исполнительного производства. Так, в указанном законопроекте предлагается возвращать взыскателю исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства при получении судебным приставом-исполнителем информации об отсутствии имущества должника, на которое может быть обращено взыскание, а также о наличии у должника-гражданина доходов в размере, не превышающем величины прожиточного минимума.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Понятие публичных торгов дано в ст. 449.1 ГК РФ. В соответствии с ней под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Понятие публичных торгов дано в ст. 449.1 ГК РФ. В соответствии с ней под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.