Исполнение поручений следователя
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение поручений следователя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 152 "Место производства предварительного расследования" УПК РФТаким образом, оперативные сотрудники <данные изъяты> исполнявшие отдельные поручения следователя, не осуществляли предварительное расследование."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 38 "Следователь" УПК РФ"Вопреки доводам жалобы, определение сумм похищенных денежных средств по справке N от ДД.ММ.ГГГГ об исследовании документов, проведенном по поручению следователя о производстве оперативно-розыскного мероприятия "исследование документов", не нарушает требования уголовно-процессуального законодательства, поскольку в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и виды судебного контроля в уголовном процессе
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в порядке ст. 125 УПК РФ могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в порядке ст. 125 УПК РФ могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
(ред. от 27.10.2025)6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1
(ред. от 28.06.2022)
"О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"В связи с этим судам следует иметь в виду, что по смыслу части 3 статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в порядке статьи 125 УПК РФ могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.
(ред. от 28.06.2022)
"О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"В связи с этим судам следует иметь в виду, что по смыслу части 3 статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в порядке статьи 125 УПК РФ могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Взаимодействие следственных и оперативных подразделений, как правило, осуществляется в форме и порядке, которые регламентированы УПК РФ (выполнение поручений следователя, совместная деятельность в составе следственно-оперативных групп, оказание содействия при производстве процессуальных действий и т.п.). Например, ч. 4 ст. 157 УПК РФ обязывает оперативные подразделения проводить ОРМ в отношении установленного лица только по поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело. При этом если подозреваемый не установлен, то органу дознания вменяется в обязанность принимать меры для его выявления и уведомлять следователя об их результатах.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Взаимодействие следственных и оперативных подразделений, как правило, осуществляется в форме и порядке, которые регламентированы УПК РФ (выполнение поручений следователя, совместная деятельность в составе следственно-оперативных групп, оказание содействия при производстве процессуальных действий и т.п.). Например, ч. 4 ст. 157 УПК РФ обязывает оперативные подразделения проводить ОРМ в отношении установленного лица только по поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело. При этом если подозреваемый не установлен, то органу дознания вменяется в обязанность принимать меры для его выявления и уведомлять следователя об их результатах.
Статья: Особенности правового статуса военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении функций дознания
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Подводя итог, вышеуказанный автор резюмировал, что начальник органа военной полиции не является полноценным органом дознания, а осуществление им полномочий органа дознания, предусмотренных ст. ст. 181 - 186 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав военной полиции), сводится фактически к выполнению отдельных поручений следователя о производстве следственных действий. По своей правовой природе полномочия начальника органа военной полиции, как и командира воинской части, ближе к полномочиям лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, - капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений и т.п., которые также могут возбуждать уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ и выполнять неотложные следственные действия.
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Подводя итог, вышеуказанный автор резюмировал, что начальник органа военной полиции не является полноценным органом дознания, а осуществление им полномочий органа дознания, предусмотренных ст. ст. 181 - 186 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав военной полиции), сводится фактически к выполнению отдельных поручений следователя о производстве следственных действий. По своей правовой природе полномочия начальника органа военной полиции, как и командира воинской части, ближе к полномочиям лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, - капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений и т.п., которые также могут возбуждать уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ и выполнять неотложные следственные действия.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- исполнение письменных поручений следователя о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- исполнение письменных поручений следователя о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий;
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В данной уголовно-правовой норме не установлено в качестве субъекта преступления иное лицо, исполняющее поручение следователя или дознавателя (начальника органа дознания) о производстве отдельного следственного действия (согласно ст. ст. 38, 40.2 и 41 УПК РФ).
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В данной уголовно-правовой норме не установлено в качестве субъекта преступления иное лицо, исполняющее поручение следователя или дознавателя (начальника органа дознания) о производстве отдельного следственного действия (согласно ст. ст. 38, 40.2 и 41 УПК РФ).
Статья: Институты уголовно-процессуального права: понятие, признаки, методология исследования
(Мядзелец О.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Отличается от института прекращения уголовного дела или уголовного преследования институт поручений следователя органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Сторонники восприятия указанных норм в качестве нормативного образования, соответствующего признакам уголовно-процессуального института, отмечают дефицит правового регулирования общественных отношений, возникающих при выполнении поручений следователя органом дознания <5>.
(Мядзелец О.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Отличается от института прекращения уголовного дела или уголовного преследования институт поручений следователя органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Сторонники восприятия указанных норм в качестве нормативного образования, соответствующего признакам уголовно-процессуального института, отмечают дефицит правового регулирования общественных отношений, возникающих при выполнении поручений следователя органом дознания <5>.
Статья: Федеральная служба войск национальной гвардии РФ - самостоятельный орган дознания?
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Откомандированным сотрудникам СОБР из территориальных структур Росгвардии для проведения контртеррористической операции на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, на период проведения контртеррористической операции, в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о Росгвардии, Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", командиром соединений войск (руководителем операции), как органом дознания, могут быть предоставлены полномочия по исполнению поручений следователя, дознавателя в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ.
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Откомандированным сотрудникам СОБР из территориальных структур Росгвардии для проведения контртеррористической операции на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, на период проведения контртеррористической операции, в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о Росгвардии, Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", командиром соединений войск (руководителем операции), как органом дознания, могут быть предоставлены полномочия по исполнению поручений следователя, дознавателя в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ.
Статья: Ресурсное обеспечение цифровой трансформации следственной деятельности
(Валов С.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Термин "следственная деятельность" указывает на содержание определенного вида социальной активности в досудебном производстве. Ее субъектами могут быть руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4>, далее - УПК РФ), следователь-криминалист (п. 40.1 ст. 5 УПК РФ), а также должностное лицо органа дознания при выполнении отдельного поручения следователя (п. 4, 4.1 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК РФ). Следственная деятельность имеет уголовно-процессуальную природу в отличие от дуалистического (процессуального и служебного) содержания деятельности лица, замещающего должность следователя. В этой связи цифровая трансформация следственной деятельности изменяет содержание социальной активности не одного, а группы участников уголовного судопроизводства, а также определяет стандарты аналогичных процессов сразу в нескольких ведомственно разобщенных следственных органах.
(Валов С.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Термин "следственная деятельность" указывает на содержание определенного вида социальной активности в досудебном производстве. Ее субъектами могут быть руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4>, далее - УПК РФ), следователь-криминалист (п. 40.1 ст. 5 УПК РФ), а также должностное лицо органа дознания при выполнении отдельного поручения следователя (п. 4, 4.1 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК РФ). Следственная деятельность имеет уголовно-процессуальную природу в отличие от дуалистического (процессуального и служебного) содержания деятельности лица, замещающего должность следователя. В этой связи цифровая трансформация следственной деятельности изменяет содержание социальной активности не одного, а группы участников уголовного судопроизводства, а также определяет стандарты аналогичных процессов сразу в нескольких ведомственно разобщенных следственных органах.
Статья: Взаимодействие дознавателя и оперативного сотрудника при проверке сообщения о преступлении
(Комаров С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)<1> Новиков А.А., Поляков А.В. О некоторых вопросах проведения оперативно-разыскных мероприятий при исполнении поручений следователя // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. N 3 (53). С. 34.
(Комаров С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)<1> Новиков А.А., Поляков А.В. О некоторых вопросах проведения оперативно-разыскных мероприятий при исполнении поручений следователя // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. N 3 (53). С. 34.
Статья: Порядок производства следственных действий по видео-конференц-связи
(Стельмах В.Ю.)
("Российский судья", 2022, N 10)Сам порядок производства следственного действия в дистанционном формате в общем виде таков. В порядке исполнения поручения следователя-инициатора следователь-организатор обеспечивает явку соответствующего участника следственного действия в помещение правоприменительного органа, оборудованное средствами ВКС. Возникает вопрос о том, кто должен обеспечивать участие таких лиц, как защитник и законный представитель, при производстве очной ставки. Представляется возможным двоякое разрешение данной проблемы. С одной стороны, если допрашиваемое лицо (при проведении как допроса, так и очной ставки) постоянно проживает не по месту расследования, то участие его защитника и законного представителя по общему правилу обеспечивается следователем-организатором. Ордер адвоката в таком случае принимается следователем-организатором (ч. 6 ст. 189.1 УПК РФ). Если, напротив, соответствующие лица постоянно проживают по месту расследования, а в ином месте находятся временно, вполне возможно, чтобы защитник и законный представитель находились по месту нахождения следователя-инициатора.
(Стельмах В.Ю.)
("Российский судья", 2022, N 10)Сам порядок производства следственного действия в дистанционном формате в общем виде таков. В порядке исполнения поручения следователя-инициатора следователь-организатор обеспечивает явку соответствующего участника следственного действия в помещение правоприменительного органа, оборудованное средствами ВКС. Возникает вопрос о том, кто должен обеспечивать участие таких лиц, как защитник и законный представитель, при производстве очной ставки. Представляется возможным двоякое разрешение данной проблемы. С одной стороны, если допрашиваемое лицо (при проведении как допроса, так и очной ставки) постоянно проживает не по месту расследования, то участие его защитника и законного представителя по общему правилу обеспечивается следователем-организатором. Ордер адвоката в таком случае принимается следователем-организатором (ч. 6 ст. 189.1 УПК РФ). Если, напротив, соответствующие лица постоянно проживают по месту расследования, а в ином месте находятся временно, вполне возможно, чтобы защитник и законный представитель находились по месту нахождения следователя-инициатора.
Статья: Формирование института судебного следователя в Российской империи
(Медведев В.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Судебный следователь наделялся полномочиями давать поручения чинам полиции для выявления информации о правонарушении, доставке подозреваемого (обвиняемого) и т.д. При этом в литературе тех лет можно найти многочисленные замечания об упущениях по разным причинам в деятельности полиции при самостоятельном осуществлении розыска или выполнении поручений судебного следователя. Так, дореволюционный юрист Н. Селиванов отмечал несвоевременность, случайность помощи полиции в проведении дознания и важность личных отношений агента и судебного следователя <11>.
(Медведев В.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Судебный следователь наделялся полномочиями давать поручения чинам полиции для выявления информации о правонарушении, доставке подозреваемого (обвиняемого) и т.д. При этом в литературе тех лет можно найти многочисленные замечания об упущениях по разным причинам в деятельности полиции при самостоятельном осуществлении розыска или выполнении поручений судебного следователя. Так, дореволюционный юрист Н. Селиванов отмечал несвоевременность, случайность помощи полиции в проведении дознания и важность личных отношений агента и судебного следователя <11>.