Исключение объекта культурного наследия из реестра
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение объекта культурного наследия из реестра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача и принятие имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)...обязанность по соблюдению охранного обязательства переходит к каждому новому владельцу объекта до момента исключения объекта из реестра объектов культурного наследия, в связи с чем факт наличия охранного обязательства не является основанием для отказа в принятии объекта в казну [РФ - ред.] ввиду отказа от прав на него..."
(КонсультантПлюс, 2025)...обязанность по соблюдению охранного обязательства переходит к каждому новому владельцу объекта до момента исключения объекта из реестра объектов культурного наследия, в связи с чем факт наличия охранного обязательства не является основанием для отказа в принятии объекта в казну [РФ - ред.] ввиду отказа от прав на него..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Зоны охраны объектов культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Таким образом, защитная зона является временной и устанавливается для объектов культурного наследия, не обеспеченных персональными либо объединенными зонами охраны. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в ЕГРН сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии со статьей 34 Закона об объектах культурного наследия. Защитная зона объекта культурного наследия также прекращает существование в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. При этом принятие решения о прекращении существования такой зоны не требуется (пункт 6 статьи 34.1 Закона об объектах культурного наследия)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключение объекта культурного наследия из Реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения (п. 2 ст. 23 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключение объекта культурного наследия из Реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения (п. 2 ст. 23 Закона об объектах культурного наследия).
Статья: Охранное обязательство объекта культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действие охранного обязательства прекращается со дня принятия Правительством РФ решения об исключении объекта культурного наследия из реестра (п. 14 ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действие охранного обязательства прекращается со дня принятия Правительством РФ решения об исключении объекта культурного наследия из реестра (п. 14 ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия устанавливаются зоны с особыми условиями использования (ЗОУИТ). Защитные зоны объектов культурного наследия возникают в силу федерального закона, что является исключением из общего правила об установлении содержания режима ЗОУИТ постановлением Правительства РФ (п. 1 ст. 106 ЗК РФ) и в очередной раз подчеркивает особую важность охраны таких объектов. Общее правило распространяется на другой интересующий нас вид зон - зоны охраны объекта культурного наследия. Правовой режим и ЗОУИТ, и зон объекта охраны имеет особый порядок прекращения, который непосредственно связан с исключением объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (п. 22 ст. 106 ЗК РФ).
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия устанавливаются зоны с особыми условиями использования (ЗОУИТ). Защитные зоны объектов культурного наследия возникают в силу федерального закона, что является исключением из общего правила об установлении содержания режима ЗОУИТ постановлением Правительства РФ (п. 1 ст. 106 ЗК РФ) и в очередной раз подчеркивает особую важность охраны таких объектов. Общее правило распространяется на другой интересующий нас вид зон - зоны охраны объекта культурного наследия. Правовой режим и ЗОУИТ, и зон объекта охраны имеет особый порядок прекращения, который непосредственно связан с исключением объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (п. 22 ст. 106 ЗК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)федеральный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем 15 рабочих дней со дня принятия Правительством РФ решения об исключении объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России направляет указанный документ в орган кадастрового учета для внесения соответствующих сведений в ГКН (ч. 2.1);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)федеральный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем 15 рабочих дней со дня принятия Правительством РФ решения об исключении объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России направляет указанный документ в орган кадастрового учета для внесения соответствующих сведений в ГКН (ч. 2.1);
Статья: Законная сила судебных постановлений и правовая сила АРС-соглашений: допустима ли унификация?
(Стрельцова Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Во-вторых, группа вопросов, в которых затрагиваются частные права в сфере публично-правовых отношений, в том числе права неопределенного круга лиц, выведена из-под судебной юрисдикции и отнесена к исключительной компетенции органов исполнительной власти. Так, например, суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что "исключение объекта культурного наследия из соответствующего государственного реестра является исключительным полномочием Министерства культуры РФ и Правительства РФ" <12>; "какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к исключительной компетенции Правительства РФ" <13>; "отнесение части территории субъекта Российской Федерации к особой территории, принятие решений о создании такой территории, установлении и изменении ее границ отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ" <14>. Таких дел, закончившихся вынесением постановления об отсутствии судебной компетенции на рассмотрение того или иного вопроса, в судебной практике последних лет достаточно много. Надо отметить, что органы исполнительной власти не рассматривают заявления о такого рода правовых конфликтах как споры, затрагивающие субъективные права и охраняемые законом интересы.
(Стрельцова Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Во-вторых, группа вопросов, в которых затрагиваются частные права в сфере публично-правовых отношений, в том числе права неопределенного круга лиц, выведена из-под судебной юрисдикции и отнесена к исключительной компетенции органов исполнительной власти. Так, например, суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что "исключение объекта культурного наследия из соответствующего государственного реестра является исключительным полномочием Министерства культуры РФ и Правительства РФ" <12>; "какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к исключительной компетенции Правительства РФ" <13>; "отнесение части территории субъекта Российской Федерации к особой территории, принятие решений о создании такой территории, установлении и изменении ее границ отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ" <14>. Таких дел, закончившихся вынесением постановления об отсутствии судебной компетенции на рассмотрение того или иного вопроса, в судебной практике последних лет достаточно много. Надо отметить, что органы исполнительной власти не рассматривают заявления о такого рода правовых конфликтах как споры, затрагивающие субъективные права и охраняемые законом интересы.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Между тем в практике можно встретить противоположный и формальный почти до утраты чувства реальности подход. Например, спор шел о здании, внесенном в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Ответчик (многолетний владелец здания) заявлял, что прежнее здание полностью разрушилось и он своими силами и за свой счет создал новый объект, на который приобрел право собственности в силу п. 1 ст. 218 ГК РФ. Суд отверг это требование, сославшись на то, что до момента исключения объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр памятников культуры) объект продолжает существовать и, соответственно, ст. 218 ГК РФ не подлежит применению <1>.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Между тем в практике можно встретить противоположный и формальный почти до утраты чувства реальности подход. Например, спор шел о здании, внесенном в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Ответчик (многолетний владелец здания) заявлял, что прежнее здание полностью разрушилось и он своими силами и за свой счет создал новый объект, на который приобрел право собственности в силу п. 1 ст. 218 ГК РФ. Суд отверг это требование, сославшись на то, что до момента исключения объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр памятников культуры) объект продолжает существовать и, соответственно, ст. 218 ГК РФ не подлежит применению <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Частью 4 комментируемой статьи определено, что федеральный орган исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (ЕГРОКН) направляет указанный документ в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) (Решение об исключении ОКН из ЕГРОКН).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Частью 4 комментируемой статьи определено, что федеральный орган исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (ЕГРОКН) направляет указанный документ в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) (Решение об исключении ОКН из ЕГРОКН).