Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в ск РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в ск РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2023 N 88а-22312/2023 по делу N 2а-4174/23/2022 (УИД 46RS0030-01-2022-006231-05)
Категория: Споры со Следственными органами.
Требования: О признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении обращения заявителя.
Обстоятельства: Само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение, не может указывать на незаконные действия (бездействие) административных ответчиков и не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, позицию которого поддержала апелляционная инстанция, проанализировав нормы Федерального закона N 59-ФЗ, Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года N 17, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходил из того, что само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение, не может указывать на незаконные действия (бездействие) административных ответчиков и не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Категория: Споры со Следственными органами.
Требования: О признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении обращения заявителя.
Обстоятельства: Само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение, не может указывать на незаконные действия (бездействие) административных ответчиков и не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, позицию которого поддержала апелляционная инстанция, проанализировав нормы Федерального закона N 59-ФЗ, Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года N 17, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходил из того, что само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение, не может указывать на незаконные действия (бездействие) административных ответчиков и не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2023 N 88а-1683/2023 (УИД 16RS0045-01-2022-000468-80)
Категория: Споры со следственными органами.
Требования: О признании незаконным бездействия в виде непредоставления информации.
Обстоятельства: Истец указал, что он направил в следственный орган сообщение о совершении преступления, ему был дан письменный ответ об отказе в приеме сообщения о преступлении и проведении проверки, истец обращался с жалобами о необоснованности результатов рассмотрения его сообщения о преступлении, принято решение о проведении проверки по сообщению в порядке, предусмотренном УПК РФ, однако ответ о результатах рассмотрения сообщения им не получен.
Решение: Удовлетворено.Тот факт, что в обжалуемом апелляционном определении содержится ссылка на Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденную и введенную в действие приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года N 17, которая решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2018 года признана недействующей, не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку выводы суда апелляционной инстанции также основаны на их применимых нормативных правовых актах, не утративших юридическую силу.
Категория: Споры со следственными органами.
Требования: О признании незаконным бездействия в виде непредоставления информации.
Обстоятельства: Истец указал, что он направил в следственный орган сообщение о совершении преступления, ему был дан письменный ответ об отказе в приеме сообщения о преступлении и проведении проверки, истец обращался с жалобами о необоснованности результатов рассмотрения его сообщения о преступлении, принято решение о проведении проверки по сообщению в порядке, предусмотренном УПК РФ, однако ответ о результатах рассмотрения сообщения им не получен.
Решение: Удовлетворено.Тот факт, что в обжалуемом апелляционном определении содержится ссылка на Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденную и введенную в действие приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года N 17, которая решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2018 года признана недействующей, не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку выводы суда апелляционной инстанции также основаны на их применимых нормативных правовых актах, не утративших юридическую силу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальные гарантии прав лиц, пострадавших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<19> Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко А.П. на нарушение его конституционных прав статьями 121, 122, частями первой и первой.1 статьи 144 УПК РФ, а также пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2021 по делу N 33-7458/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<19> Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко А.П. на нарушение его конституционных прав статьями 121, 122, частями первой и первой.1 статьи 144 УПК РФ, а также пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2021 по делу N 33-7458/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: К вопросу о реализации участниками проверки сообщения о преступлении отдельных процессуальных прав
(Буфетова М.Ш., Морозов М.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)<7> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав статьями 121, 122, частями первой и первой.1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Буфетова М.Ш., Морозов М.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)<7> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав статьями 121, 122, частями первой и первой.1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022)Таким образом, прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022)Таким образом, прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38
(ред. от 21.08.2025)
"Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации")перечень документов, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета;
(ред. от 21.08.2025)
"Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации")перечень документов, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)К наиболее распространенным нарушениям при приеме и регистрации сообщений о преступлениях относятся рассмотрение сообщения о преступлении не в соответствии с положениями УПК РФ, а по нормам Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", списание его в номенклатурное дело как не содержащее поводов для проведения процессуальной проверки, возвращение заявителю или перенаправление сообщения в другой орган без его регистрации <1>, отказ в приеме сообщения (заявления), укрытие сообщения от регистрации, оставление сообщения без рассмотрения <2>, невнесение в книгу регистрации сообщений о преступлении поданного заявителем сообщения о преступлении, невыдача талона-уведомления заявителю.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)К наиболее распространенным нарушениям при приеме и регистрации сообщений о преступлениях относятся рассмотрение сообщения о преступлении не в соответствии с положениями УПК РФ, а по нормам Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", списание его в номенклатурное дело как не содержащее поводов для проведения процессуальной проверки, возвращение заявителю или перенаправление сообщения в другой орган без его регистрации <1>, отказ в приеме сообщения (заявления), укрытие сообщения от регистрации, оставление сообщения без рассмотрения <2>, невнесение в книгу регистрации сообщений о преступлении поданного заявителем сообщения о преступлении, невыдача талона-уведомления заявителю.
Статья: Как добиться соблюдения следователем основных прав заявителя на стадии возбуждения уголовного дела?
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании изложенного, руководствуясь ст. 123, 145, ч. 4 ст. 148 УПК РФ, п. 3 ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 24 Инструкции о порядке ведения официального сайта Следственного комитета Российской Федерации в сети Интернет, утвержденной Приказом СК России от 30 сентября 2011 года N 141, и п. 2.4 Приказа Генпрокуратуры России N 147, МВД России N 209, ФСБ России N 187, СК России N 23, ФСКН России N 119, ФТС России N 596, ФСИН России N 149, Минобороны России N 196, ФССП России N 110, МЧС России N 154 от 26 марта 2014 г., п. 1.6 Приказа СК России от 9 января 2017 года N 2 "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации", прошу дать указание следователю Смирновскому М.Е. немедленно направить на мой эл. адрес: "ryz1@mail.ru" копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.10.2022 и того, что вынесено в октябре 2022 г., а также постановления об удовлетворении моего ходатайства от 21.11.2022 либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании изложенного, руководствуясь ст. 123, 145, ч. 4 ст. 148 УПК РФ, п. 3 ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 24 Инструкции о порядке ведения официального сайта Следственного комитета Российской Федерации в сети Интернет, утвержденной Приказом СК России от 30 сентября 2011 года N 141, и п. 2.4 Приказа Генпрокуратуры России N 147, МВД России N 209, ФСБ России N 187, СК России N 23, ФСКН России N 119, ФТС России N 596, ФСИН России N 149, Минобороны России N 196, ФССП России N 110, МЧС России N 154 от 26 марта 2014 г., п. 1.6 Приказа СК России от 9 января 2017 года N 2 "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации", прошу дать указание следователю Смирновскому М.Е. немедленно направить на мой эл. адрес: "ryz1@mail.ru" копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.10.2022 и того, что вынесено в октябре 2022 г., а также постановления об удовлетворении моего ходатайства от 21.11.2022 либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении.
"Личные и имущественные правоотношения супругов: учебное пособие"
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)<1> Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 г. N 1154-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глазкова А.Г. на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 статьи 90 Семейного кодекса Российской Федерации" // URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-26052016-n-1154-o/ (дата обращения: 03.04.2022).
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)<1> Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 г. N 1154-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глазкова А.Г. на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 статьи 90 Семейного кодекса Российской Федерации" // URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-26052016-n-1154-o/ (дата обращения: 03.04.2022).
Вопрос: Как подать заявление о мошенничестве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утв. Приказом СК России от 11.10.2012 N 72;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утв. Приказом СК России от 11.10.2012 N 72;
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы суда первой инстанции правильными. В подтверждение правомерности отказа административного ответчика сообщить З. сведения об установленном в ходе проверки его обращения месте жительства ребенка они сослались на положения подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел, а также на п. 98 Положения об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минобороны России, Следственного комитета Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 117дсп (далее - Положение), согласно которому при установлении местонахождения лица, пропавшего без вести, и прекращении его розыска заявитель и другие заинтересованные лица могут быть проинформированы о местонахождении совершеннолетнего дееспособного лица, пропавшего без вести, только при личном согласии последнего.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы суда первой инстанции правильными. В подтверждение правомерности отказа административного ответчика сообщить З. сведения об установленном в ходе проверки его обращения месте жительства ребенка они сослались на положения подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел, а также на п. 98 Положения об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минобороны России, Следственного комитета Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 117дсп (далее - Положение), согласно которому при установлении местонахождения лица, пропавшего без вести, и прекращении его розыска заявитель и другие заинтересованные лица могут быть проинформированы о местонахождении совершеннолетнего дееспособного лица, пропавшего без вести, только при личном согласии последнего.
Статья: Верховный Суд на защите жилищных прав семьи должника
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2024, N 8)При этом отказ в применении этого механизма не должен оставить вообще без жилья должника и членов его семьи. В ином случае это будет являться нарушением конституционного права каждого на жилище. Об этом напомнил ВС РФ, указав, в числе прочего, что "требовалось также исследовать фактическое проживание зарегистрированных в квартире членов семьи с собственником-должником и обеспеченность их иным жильем, помимо спорного помещения" (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 13 апреля 2023 года N 305-ЭС19-13899(9) по делу N А40-32501/2018). В рамках данного дела при банкротстве гражданина финуправляющий обратился в суд, чтобы решить вопрос о порядке, сроках и условиях продажи квартиры должника. Три инстанции утвердили положение о продаже, представленное финуправляющим. При этом они приняли его отказ от рассмотрения вопроса о приобретении замещающего жилья для должника. Однако ВС РФ направил спор на новое рассмотрение, сделав указанные выводы.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2024, N 8)При этом отказ в применении этого механизма не должен оставить вообще без жилья должника и членов его семьи. В ином случае это будет являться нарушением конституционного права каждого на жилище. Об этом напомнил ВС РФ, указав, в числе прочего, что "требовалось также исследовать фактическое проживание зарегистрированных в квартире членов семьи с собственником-должником и обеспеченность их иным жильем, помимо спорного помещения" (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 13 апреля 2023 года N 305-ЭС19-13899(9) по делу N А40-32501/2018). В рамках данного дела при банкротстве гражданина финуправляющий обратился в суд, чтобы решить вопрос о порядке, сроках и условиях продажи квартиры должника. Три инстанции утвердили положение о продаже, представленное финуправляющим. При этом они приняли его отказ от рассмотрения вопроса о приобретении замещающего жилья для должника. Однако ВС РФ направил спор на новое рассмотрение, сделав указанные выводы.
Статья: О заключении фиктивного брака с иностранными гражданами и лицами без гражданства
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Учитывая, что положениями ст. 6 и п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона о правовом положении иностранцев предусмотрена возможность получения в упрощенном порядке разрешения на временное проживание (вида на жительство) иностранному гражданину и лицу без гражданства, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении термина "фиктивный брак" в Семейном кодексе РФ с целью исключения понятийно-правовой неопределенности.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Учитывая, что положениями ст. 6 и п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона о правовом положении иностранцев предусмотрена возможность получения в упрощенном порядке разрешения на временное проживание (вида на жительство) иностранному гражданину и лицу без гражданства, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении термина "фиктивный брак" в Семейном кодексе РФ с целью исключения понятийно-правовой неопределенности.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Семейное законодательство связывает с таким фактом возможность расторжения брака вторым супругом в одностороннем порядке через орган ЗАГС. Смысл данной возможности вполне очевиден, если гражданин уже более года находится в неизвестном месте, а значит, не исполняет свои обязанности супруга, то можно говорить, что и его семейные взаимоотношения со вторым супругом фактически отсутствуют, а это является достаточным основанием для расторжения брака. Альтернативным вариантом расторжения брака в такой ситуации является подача иска о расторжении брака в суд. В таком случае судья обязан разъяснить истцу порядок признания граждан безвестно отсутствующими в целях реализации положения п. 2 ст. 19 СК РФ. Однако, если супруг не желает обращаться в суд с заявлением о признании другого супруга безвестно отсутствующим, судья не вправе отказать в принятии искового заявления о расторжении брака, а должен рассмотреть иск на общих основаниях (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 15).
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Семейное законодательство связывает с таким фактом возможность расторжения брака вторым супругом в одностороннем порядке через орган ЗАГС. Смысл данной возможности вполне очевиден, если гражданин уже более года находится в неизвестном месте, а значит, не исполняет свои обязанности супруга, то можно говорить, что и его семейные взаимоотношения со вторым супругом фактически отсутствуют, а это является достаточным основанием для расторжения брака. Альтернативным вариантом расторжения брака в такой ситуации является подача иска о расторжении брака в суд. В таком случае судья обязан разъяснить истцу порядок признания граждан безвестно отсутствующими в целях реализации положения п. 2 ст. 19 СК РФ. Однако, если супруг не желает обращаться в суд с заявлением о признании другого супруга безвестно отсутствующим, судья не вправе отказать в принятии искового заявления о расторжении брака, а должен рассмотреть иск на общих основаниях (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 15).