Инспекционные проверки кредитных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Инспекционные проверки кредитных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По итогам проведенной инспекционной проверки деятельности кредитной организации, а также в рамках дистанционного надзора была установлена существенная недооценка кредитного риска, связанная с использованием банком при оценке финансового положения заемщиков недостоверной информации об их доходах и с учетом банком обеспечения при минимизации резерва, не удовлетворяющего требованиям Банка России. Исполнение банком требований предписания Банка России о реклассификации ссудной задолженности и доформировании необходимых резервов привело к снижению величины капитала банка до отрицательного значения, нарушению нормативов и возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По итогам проведенной инспекционной проверки деятельности кредитной организации, а также в рамках дистанционного надзора была установлена существенная недооценка кредитного риска, связанная с использованием банком при оценке финансового положения заемщиков недостоверной информации об их доходах и с учетом банком обеспечения при минимизации резерва, не удовлетворяющего требованиям Банка России. Исполнение банком требований предписания Банка России о реклассификации ссудной задолженности и доформировании необходимых резервов привело к снижению величины капитала банка до отрицательного значения, нарушению нормативов и возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1) Банк России проводит проверки операторов платежных систем, являющихся кредитными организациями, операторов услуг платежной инфраструктуры, являющихся кредитными организациями, операторов по переводу денежных средств, являющихся кредитными организациями, и инспекционные проверки операторов платежных систем, не являющихся кредитными организациями, операторов услуг платежной инфраструктуры, не являющихся кредитными организациями;
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1) Банк России проводит проверки операторов платежных систем, являющихся кредитными организациями, операторов услуг платежной инфраструктуры, являющихся кредитными организациями, операторов по переводу денежных средств, являющихся кредитными организациями, и инспекционные проверки операторов платежных систем, не являющихся кредитными организациями, операторов услуг платежной инфраструктуры, не являющихся кредитными организациями;
Нормативные акты
Указание Банка России от 03.09.2024 N 6836-У
(ред. от 26.05.2025)
"О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также о порядке и сроках направления уведомления об использовании личного кабинета и уведомления об отказе от использования личного кабинета"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2024 N 79699)Электронный документ, направляемый Банком России при организации, проведении и оформлении результатов проверок кредитных организаций, филиалов иностранных банков, некредитных финансовых организаций, саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, саморегулируемых организаций в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке (за исключением саморегулируемой организации аудиторов), а также инспекционных проверок операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры, не являющихся кредитными организациями, считается полученным по истечении одного часа с момента размещения электронного документа в личном кабинете.
(ред. от 26.05.2025)
"О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также о порядке и сроках направления уведомления об использовании личного кабинета и уведомления об отказе от использования личного кабинета"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2024 N 79699)Электронный документ, направляемый Банком России при организации, проведении и оформлении результатов проверок кредитных организаций, филиалов иностранных банков, некредитных финансовых организаций, саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, саморегулируемых организаций в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке (за исключением саморегулируемой организации аудиторов), а также инспекционных проверок операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры, не являющихся кредитными организациями, считается полученным по истечении одного часа с момента размещения электронного документа в личном кабинете.
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:
Статья: Правовое обеспечение устойчивости банковской системы в условиях кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Согласно письму Банка России от 23 марта 2020 г. N 015-55/2060 "О мерах по поддержке участников рынка ценных бумаг в условиях пандемии коронавируса" ЦБ РФ приостановлены инспекционные проверки, перенесены запланированные инспекционные проверки на период после 1 июля 2020 г.; приостановлена реализация контактных мероприятий поведенческого надзора (за исключением случаев, требующих неотложного реагирования) на период до 1 июля 2020 г. Также ЦБ РФ увеличил сроки исполнения предписаний и запросов надзорного характера. Наряду с этим было введено ограничение применения административных наказаний и принято решение о неприменении мер воздействия в отношении финансовых организаций в части требований нормативных актов ЦБ РФ в области обеспечения защиты информации при организации дистанционной работы работников финансовых организаций, а также определен список форм отчетности, в отношении которых к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям не применялись меры за нарушение порядка предоставления отчетности за отчетные периоды с января по июнь 2020 г. и т.д. После 1 июля 2020 г. проведение инспекционных проверок, контактных мероприятий превентивного поведенческого надзора, а также деятельность по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях были возобновлены. Кроме того, был расширен перечень сведений, направление которых в ЦБ РФ обязательно для кредитных организаций. Однако введенные ограничения на реализацию контрольных полномочий Банком России в отношении коммерческих банков не могли явиться основанием прекращения мониторинга всей банковской системы.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Согласно письму Банка России от 23 марта 2020 г. N 015-55/2060 "О мерах по поддержке участников рынка ценных бумаг в условиях пандемии коронавируса" ЦБ РФ приостановлены инспекционные проверки, перенесены запланированные инспекционные проверки на период после 1 июля 2020 г.; приостановлена реализация контактных мероприятий поведенческого надзора (за исключением случаев, требующих неотложного реагирования) на период до 1 июля 2020 г. Также ЦБ РФ увеличил сроки исполнения предписаний и запросов надзорного характера. Наряду с этим было введено ограничение применения административных наказаний и принято решение о неприменении мер воздействия в отношении финансовых организаций в части требований нормативных актов ЦБ РФ в области обеспечения защиты информации при организации дистанционной работы работников финансовых организаций, а также определен список форм отчетности, в отношении которых к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям не применялись меры за нарушение порядка предоставления отчетности за отчетные периоды с января по июнь 2020 г. и т.д. После 1 июля 2020 г. проведение инспекционных проверок, контактных мероприятий превентивного поведенческого надзора, а также деятельность по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях были возобновлены. Кроме того, был расширен перечень сведений, направление которых в ЦБ РФ обязательно для кредитных организаций. Однако введенные ограничения на реализацию контрольных полномочий Банком России в отношении коммерческих банков не могли явиться основанием прекращения мониторинга всей банковской системы.
Статья: Банковский надзор: отдельные проблемы существующей системы
(Сарнаков И.В.)
("Банковское право", 2022, N 6)Однако и в области контактного надзора имеются проблемные аспекты, порождающие широкие дискуссии в банковском сообществе. Во-первых, даже плановые проверки, которые не предусмотрены годовым планом Банка России, - это всегда колоссальная нагрузка на кредитную организацию и значительные трудозатраты инспекторов. С целью снижения такой нагрузки в конце 2019 г. Банк России заявил о подготовке поправок в банковское законодательство, согласно которым инспекционные проверки будут проводиться не реже чем один раз в три года.
(Сарнаков И.В.)
("Банковское право", 2022, N 6)Однако и в области контактного надзора имеются проблемные аспекты, порождающие широкие дискуссии в банковском сообществе. Во-первых, даже плановые проверки, которые не предусмотрены годовым планом Банка России, - это всегда колоссальная нагрузка на кредитную организацию и значительные трудозатраты инспекторов. С целью снижения такой нагрузки в конце 2019 г. Банк России заявил о подготовке поправок в банковское законодательство, согласно которым инспекционные проверки будут проводиться не реже чем один раз в три года.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4) если меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России, статьей 20 Закона о банках, статьей 189.9 "Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций" Закона о банкротстве (до внесения Законом 2014 г. N 432-ФЗ изменения говорилось о ст. 3 "Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций" Закона о банкротстве кредитных организаций), к банку не применяются. В прежней редакции данного пункта было указано также такое условие, как отсутствие оснований для применения указанных мер по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной в соответствии с ч. 4 ст. 45 комментируемого Закона. Это условие исключено Законом 2013 г. N 335-ФЗ, которым указанная ст. 45 комментируемого Закона признана утратившей силу. Тем же Законом 2013 г. N 335-ФЗ введена ч. 6 комментируемой статьи, посвященная такой тематической инспекционной проверке;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4) если меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России, статьей 20 Закона о банках, статьей 189.9 "Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций" Закона о банкротстве (до внесения Законом 2014 г. N 432-ФЗ изменения говорилось о ст. 3 "Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций" Закона о банкротстве кредитных организаций), к банку не применяются. В прежней редакции данного пункта было указано также такое условие, как отсутствие оснований для применения указанных мер по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной в соответствии с ч. 4 ст. 45 комментируемого Закона. Это условие исключено Законом 2013 г. N 335-ФЗ, которым указанная ст. 45 комментируемого Закона признана утратившей силу. Тем же Законом 2013 г. N 335-ФЗ введена ч. 6 комментируемой статьи, посвященная такой тематической инспекционной проверке;
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Банк России разъясняет общие методологические подходы по вопросам регулирования резервов на возможные потери. Подтверждение правильности используемых кредитной организацией подходов, включаемых во внутренние документы по вопросам кредитной политики, их соответствие требованиям нормативных актов Банка России, а также подтверждение корректности/некорректности оценки финансового положения контрагентов банка проводится в ходе дистанционного надзора и инспекционных проверок.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Банк России разъясняет общие методологические подходы по вопросам регулирования резервов на возможные потери. Подтверждение правильности используемых кредитной организацией подходов, включаемых во внутренние документы по вопросам кредитной политики, их соответствие требованиям нормативных актов Банка России, а также подтверждение корректности/некорректности оценки финансового положения контрагентов банка проводится в ходе дистанционного надзора и инспекционных проверок.
Вопрос: О послаблениях в части неприменения Банком России мер за несоблюдение требований к порядку формирования кредитной истории.
(Письмо Банка России от 03.05.2023 N 46-7-1/1847)Дополнительно Банком России обращено внимание отдельных кредитных организаций <11>, в отношении которых Банком России проводились инспекционные проверки, на необходимость проведения комплекса организационно-технологических мероприятий, связанных с доработкой информационных систем в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2023 года Указания N 6300-У <12>, которым вносятся изменения в Положение N 758-П. В отношении данных изменений также предусмотрены послабления для участников рынка. Информационным письмом от 28.03.2023 N ИН-05-46/25 Банк России сообщил о неприменении мер за несоблюдение требований Положения N 758-П в редакции Указания N 6300-У до 30 сентября 2023 года.
(Письмо Банка России от 03.05.2023 N 46-7-1/1847)Дополнительно Банком России обращено внимание отдельных кредитных организаций <11>, в отношении которых Банком России проводились инспекционные проверки, на необходимость проведения комплекса организационно-технологических мероприятий, связанных с доработкой информационных систем в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2023 года Указания N 6300-У <12>, которым вносятся изменения в Положение N 758-П. В отношении данных изменений также предусмотрены послабления для участников рынка. Информационным письмом от 28.03.2023 N ИН-05-46/25 Банк России сообщил о неприменении мер за несоблюдение требований Положения N 758-П в редакции Указания N 6300-У до 30 сентября 2023 года.
Статья: Контроль за коллекторской деятельностью: пути совершенствования
(Аверин Д.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Инспекционный визит - контрольно-надзорное мероприятие, суть которого заключается в посещении кредитной организации с целью проверки соблюдения ею всех требований закона. Проверка осуществляется путем:
(Аверин Д.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Инспекционный визит - контрольно-надзорное мероприятие, суть которого заключается в посещении кредитной организации с целью проверки соблюдения ею всех требований закона. Проверка осуществляется путем:
Готовое решение: Контрольные мероприятия СФР
(КонсультантПлюс, 2025)встречные проверки, хотя фонд и может запрашивать необходимую информацию у банков (иных кредитных организаций), государственных инспекций труда, органов исполнительной власти по труду, учреждений медико-социальной экспертизы, профсоюзов и иных лиц.
(КонсультантПлюс, 2025)встречные проверки, хотя фонд и может запрашивать необходимую информацию у банков (иных кредитных организаций), государственных инспекций труда, органов исполнительной власти по труду, учреждений медико-социальной экспертизы, профсоюзов и иных лиц.
Готовое решение: Какие специальные налоговые режимы применяют ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Налог при АУСН рассчитывает налоговый орган на основании сведений о доходах (и расходах, если выбран объект налогообложения "доходы минус расходы"), полученных от уполномоченной кредитной организации (от операторов электронных площадок), ИП при использовании ККТ и через личный кабинет налогоплательщика. Сведения о доходах (расходах), передаваемых уполномоченной кредитной организацией, ИП может проверить и скорректировать в личном кабинете клиента данной организации. Инспекция уведомляет ИП через личный кабинет налогоплательщика о рассчитанном налоге за месяц не позднее 15-го числа следующего месяца. Она уведомит и уполномоченную кредитную организацию, если ИП дал на это согласие (ч. 2, 3, 7 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ, п. п. 1.1, 1.3 Методических рекомендаций).
(КонсультантПлюс, 2025)Налог при АУСН рассчитывает налоговый орган на основании сведений о доходах (и расходах, если выбран объект налогообложения "доходы минус расходы"), полученных от уполномоченной кредитной организации (от операторов электронных площадок), ИП при использовании ККТ и через личный кабинет налогоплательщика. Сведения о доходах (расходах), передаваемых уполномоченной кредитной организацией, ИП может проверить и скорректировать в личном кабинете клиента данной организации. Инспекция уведомляет ИП через личный кабинет налогоплательщика о рассчитанном налоге за месяц не позднее 15-го числа следующего месяца. Она уведомит и уполномоченную кредитную организацию, если ИП дал на это согласие (ч. 2, 3, 7 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ, п. п. 1.1, 1.3 Методических рекомендаций).
Статья: ИФНС истребует документы в рамках камеральной проверки 6-НДФЛ. Это правомерно?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Предприятие направило в налоговый орган уточненный расчет сумм НДФЛ (форма 6-НДФЛ) за 12 месяцев. В ходе камеральной проверки документов инспекция выявила расхождения сумм, отраженных в документах компании, и реально перечисленных средств на счета физлиц в банках (соответствующие документы были запрошены в кредитных организациях). На этом основании налоговый орган направил требование предприятию о представлении документов, а именно штатного расписания, положения об оплате труда, табеля учета рабочего времени, документов бухгалтерского учета, кадровых бумаг, документов по расчетам с персоналом по оплате труда, авансовых отчетов и др.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Предприятие направило в налоговый орган уточненный расчет сумм НДФЛ (форма 6-НДФЛ) за 12 месяцев. В ходе камеральной проверки документов инспекция выявила расхождения сумм, отраженных в документах компании, и реально перечисленных средств на счета физлиц в банках (соответствующие документы были запрошены в кредитных организациях). На этом основании налоговый орган направил требование предприятию о представлении документов, а именно штатного расписания, положения об оплате труда, табеля учета рабочего времени, документов бухгалтерского учета, кадровых бумаг, документов по расчетам с персоналом по оплате труда, авансовых отчетов и др.
Путеводитель по судебной практике: Банковский вклад.
Свидетельствует ли о заключении договора вклада перечисление средств на вклад, если банк неплатежеспособен
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно Предписанию Банка России от 15.12.2008 N 55-21-12/24621 ДСП в ходе внеплановой инспекционной проверки Банком России были выявлены нарушения в деятельности Банка, в частности: факты неисполнения Банком, начиная с 13.11.2008, требований клиентов по перечислению денежных средств по платежным поручениям; отражение операций по балансовому счету N 47418 "Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств и внебалансовому счету N 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" с 21.11.2008.
Свидетельствует ли о заключении договора вклада перечисление средств на вклад, если банк неплатежеспособен
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно Предписанию Банка России от 15.12.2008 N 55-21-12/24621 ДСП в ходе внеплановой инспекционной проверки Банком России были выявлены нарушения в деятельности Банка, в частности: факты неисполнения Банком, начиная с 13.11.2008, требований клиентов по перечислению денежных средств по платежным поручениям; отражение операций по балансовому счету N 47418 "Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств и внебалансовому счету N 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" с 21.11.2008.