Информирование работника об условиях труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Информирование работника об условиях труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить положение о системе управления охраной труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)2.7. Как информировать работников и взаимодействовать с ними
(КонсультантПлюс, 2025)2.7. Как информировать работников и взаимодействовать с ними
Вопрос: О фиксации результатов оценки профессиональных рисков, информировании об условиях и охране труда (профессиональных рисках), создании службы охраны труда или должности специалиста по охране труда.
(Письмо Минтруда России от 24.11.2023 N 15-1/ООГ-5199)2. Вопросы реализации права работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте урегулированы статьей 216.2 Трудового кодекса, а также приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда" (далее - Приказ N 773н).
(Письмо Минтруда России от 24.11.2023 N 15-1/ООГ-5199)2. Вопросы реализации права работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте урегулированы статьей 216.2 Трудового кодекса, а также приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда" (далее - Приказ N 773н).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 216.2. Право работника на получение информации об условиях и охране труда
(ред. от 29.09.2025)Статья 216.2. Право работника на получение информации об условиях и охране труда
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н
"Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2021 N 66318)45. Порядок информирования работников и порядок взаимодействия с работниками работодателю (руководителю организации) рекомендуется установить с учетом специфики деятельности организации с учетом форм (способов) и рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов <10>.
"Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2021 N 66318)45. Порядок информирования работников и порядок взаимодействия с работниками работодателю (руководителю организации) рекомендуется установить с учетом специфики деятельности организации с учетом форм (способов) и рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов <10>.
Готовое решение: Как составить приказ о выходе работника на работу на условиях неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком (до 1 января 2024 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)Составьте такой приказ в произвольной форме (нормативно утвержденной нет). Он не обязателен по закону, но полезно его составить, например, чтобы проинформировать бухгалтера о новых условиях оплаты труда работника, а табельщика - о новом режиме работы. Издайте его в соответствии с заявлением работника, дополнительным соглашением к трудовому договору об изменении его условий при работе неполное время. Укажите в нем, в частности, Ф.И.О., должность работника, режим работы на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, условия оплаты труда, дату начала и срок работы в таком режиме, поручения ответственным лицам.
(КонсультантПлюс, 2023)Составьте такой приказ в произвольной форме (нормативно утвержденной нет). Он не обязателен по закону, но полезно его составить, например, чтобы проинформировать бухгалтера о новых условиях оплаты труда работника, а табельщика - о новом режиме работы. Издайте его в соответствии с заявлением работника, дополнительным соглашением к трудовому договору об изменении его условий при работе неполное время. Укажите в нем, в частности, Ф.И.О., должность работника, режим работы на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, условия оплаты труда, дату начала и срок работы в таком режиме, поручения ответственным лицам.
Статья: Особые условия труда для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в формате гигиенической классификации условий труда
(Цуциев С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 5)Обсуждение. Правовой статус лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации принципиальным образом отличается от такового у военнослужащих. Условия труда работников определены не только общими нормами Конституции Российской Федерации <3>, Трудового кодекса Российской Федерации <4>, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, но и специальными подзаконными нормативными актами. На лиц гражданского персонала распространяются положения системы безопасности и охраны труда, согласно которым работники имеют, в частности, право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда; полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. В свою очередь, работодатель (командир воинской части, учреждения) обязан обеспечивать лицам гражданского персонала безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, на каждом рабочем месте, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Более того, военное руководство обязано организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах гражданских лиц, а по его результатам - информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и пр.
(Цуциев С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 5)Обсуждение. Правовой статус лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации принципиальным образом отличается от такового у военнослужащих. Условия труда работников определены не только общими нормами Конституции Российской Федерации <3>, Трудового кодекса Российской Федерации <4>, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, но и специальными подзаконными нормативными актами. На лиц гражданского персонала распространяются положения системы безопасности и охраны труда, согласно которым работники имеют, в частности, право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда; полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. В свою очередь, работодатель (командир воинской части, учреждения) обязан обеспечивать лицам гражданского персонала безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, на каждом рабочем месте, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Более того, военное руководство обязано организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах гражданских лиц, а по его результатам - информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и пр.
Статья: Право работника на информацию об условиях труда: как сделать его более действенным?
(Панарина М.М., Солдаткина О.Л.)
("Закон", 2024, N 12)Несмотря на наличие норм ст. 22, 68, 216.2 Трудового кодекса (ТК) РФ, закрепляющих общую необходимость оформлять факт ознакомления с документами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью, под подпись, на практике наблюдаются значительные проблемы в реализации эффективной системы информирования работников. Данные обстоятельства приводят к негативным последствиям: росту производственного травматизма <1>, снижению производительности труда и ухудшению общего рабочего микроклимата в организациях. Цель настоящей статьи - анализ существующих мер обеспечения права работников на получение информации об условиях труда, выявление проблем и недостатков в их функционировании, а также разработка рекомендаций по их устранению. Создание эффективной системы информирования работников об условиях труда будет способствовать не только укреплению защиты трудовых прав работников, но и развитию корпоративной социальной ответственности российского бизнеса.
(Панарина М.М., Солдаткина О.Л.)
("Закон", 2024, N 12)Несмотря на наличие норм ст. 22, 68, 216.2 Трудового кодекса (ТК) РФ, закрепляющих общую необходимость оформлять факт ознакомления с документами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью, под подпись, на практике наблюдаются значительные проблемы в реализации эффективной системы информирования работников. Данные обстоятельства приводят к негативным последствиям: росту производственного травматизма <1>, снижению производительности труда и ухудшению общего рабочего микроклимата в организациях. Цель настоящей статьи - анализ существующих мер обеспечения права работников на получение информации об условиях труда, выявление проблем и недостатков в их функционировании, а также разработка рекомендаций по их устранению. Создание эффективной системы информирования работников об условиях труда будет способствовать не только укреплению защиты трудовых прав работников, но и развитию корпоративной социальной ответственности российского бизнеса.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Кроме того, комментируемая статья закрепляет обязанность работодателя по незамедлительному информированию работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда к опасному классу условий труда.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Кроме того, комментируемая статья закрепляет обязанность работодателя по незамедлительному информированию работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда к опасному классу условий труда.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7).
Готовое решение: Как составить дополнительное соглашение к трудовому договору по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ)
(КонсультантПлюс, 2025)Данный вопрос однозначно нормативно не решен. Обычно дата изменения условий труда, а также гарантий и компенсаций, положенных за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, - дата внесения сведений о спецоценке в федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Именно с этой даты могут применяться результаты спецоценки, включая информирование работников об условиях труда на рабочих местах, предоставление положенных гарантий и компенсаций (п. п. 2, 6 ч. 1, ч. 2 ст. 7, ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке).
(КонсультантПлюс, 2025)Данный вопрос однозначно нормативно не решен. Обычно дата изменения условий труда, а также гарантий и компенсаций, положенных за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, - дата внесения сведений о спецоценке в федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Именно с этой даты могут применяться результаты спецоценки, включая информирование работников об условиях труда на рабочих местах, предоставление положенных гарантий и компенсаций (п. п. 2, 6 ч. 1, ч. 2 ст. 7, ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке).
Статья: Правомерно ли требовать с работника согласие на обработку персональных данных при видеосъемке?
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)Работодатель организации обязан информировать работников об условиях по охране труда на их рабочих местах. Работники должны знать о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ. Такие требования установлены в ст. 214 ТК РФ. В организации осуществляется видео- и аудиосъемка процессов производства, работ для контроля за безопасностью. Обязан ли в этом случае работодатель издавать соответствующий приказ, а также уведомлять работника об этой видеосистеме и о том, что он ее использует? Если обязан уведомлять, то в какой форме?
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)Работодатель организации обязан информировать работников об условиях по охране труда на их рабочих местах. Работники должны знать о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ. Такие требования установлены в ст. 214 ТК РФ. В организации осуществляется видео- и аудиосъемка процессов производства, работ для контроля за безопасностью. Обязан ли в этом случае работодатель издавать соответствующий приказ, а также уведомлять работника об этой видеосистеме и о том, что он ее использует? Если обязан уведомлять, то в какой форме?
Статья: Правовые основы взаимодействия сторон в дистанционных трудовых отношениях
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2024, N 1)Нельзя не отметить, что данная обязанность уже существует в числе общих обязанностей работодателя, связанных с охраной труда: абзац 23 части 3 статьи 214 ТК РФ закрепляет ее в следующей формулировке: "...информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах...". Эта мысль прослеживается и в содержании статьи 312.7 ТК РФ - в положении об обязанности работодателя ознакомить работника "с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем", однако видно, что речь идет лишь о технических нормах охраны труда, которые рекомендуется выполнять работникам при работе с определенным оборудованием (техникой), а не об охране труда как комплексной деятельности, охватывающей охрану человека от всех негативных производственных факторов (очевидно не сводящихся к оборудованию). Поэтому данное положение нуждается в более широком нормативном закреплении.
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2024, N 1)Нельзя не отметить, что данная обязанность уже существует в числе общих обязанностей работодателя, связанных с охраной труда: абзац 23 части 3 статьи 214 ТК РФ закрепляет ее в следующей формулировке: "...информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах...". Эта мысль прослеживается и в содержании статьи 312.7 ТК РФ - в положении об обязанности работодателя ознакомить работника "с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем", однако видно, что речь идет лишь о технических нормах охраны труда, которые рекомендуется выполнять работникам при работе с определенным оборудованием (техникой), а не об охране труда как комплексной деятельности, охватывающей охрану человека от всех негативных производственных факторов (очевидно не сводящихся к оборудованию). Поэтому данное положение нуждается в более широком нормативном закреплении.