Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в качестве кфх одновременно
Подборка наиболее важных документов по запросу Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в качестве кфх одновременно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 58/13 по делу N А60-7424/2012
Требование: Об отмене требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафа.
Обстоятельства: Заявитель считает, что пенсионный орган необоснованно вынес оспариваемое требование ввиду неуплаты им страхового взноса за работника - члена КФХ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уплата страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников; двойного обложения взносами в данном случае не происходит.Жураев Т.У. 08.07.2011 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуального предпринимателя).
Требование: Об отмене требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафа.
Обстоятельства: Заявитель считает, что пенсионный орган необоснованно вынес оспариваемое требование ввиду неуплаты им страхового взноса за работника - члена КФХ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уплата страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников; двойного обложения взносами в данном случае не происходит.Жураев Т.У. 08.07.2011 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуального предпринимателя).
Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2022 N 308-ЭС21-25104 по делу N А32-1342/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании права собственности на объекты недвижимости.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку вступление бывших членов в хозяйство является недействительным (ничтожным) из-за незаконного субъектного состава и отсутствия совместной производственной деятельности, в связи с чем право общей долевой собственности на объекты недвижимости не возникло.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В статье 1 Закона N 74-ФЗ указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Одновременно в пункте 3 статьи 23 названного Закона предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица до 01.01.2010. Этот срок продлен Федеральным законом от 30.10.2009 N 239-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" на три года (до 01.01.2013).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании права собственности на объекты недвижимости.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку вступление бывших членов в хозяйство является недействительным (ничтожным) из-за незаконного субъектного состава и отсутствия совместной производственной деятельности, в связи с чем право общей долевой собственности на объекты недвижимости не возникло.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В статье 1 Закона N 74-ФЗ указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Одновременно в пункте 3 статьи 23 названного Закона предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица до 01.01.2010. Этот срок продлен Федеральным законом от 30.10.2009 N 239-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" на три года (до 01.01.2013).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об осуществлении физлицом, являющимся главой КФХ, предпринимательской деятельности без образования юрлица.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-12-13/19245)Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации не исключает для физического лица возможность осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (то есть быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) и одновременно являться главой КФХ.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-12-13/19245)Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации не исключает для физического лица возможность осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (то есть быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) и одновременно являться главой КФХ.
Вопрос: Каков порядок государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательство РФ не исключает для физического лица возможность осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (то есть быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) и одновременно являться главой КФХ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательство РФ не исключает для физического лица возможность осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (то есть быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) и одновременно являться главой КФХ.
Нормативные акты
Приказ МНС РФ от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@
(ред. от 08.10.2004, с изм. от 17.03.2010)
"О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах"При этом в Уведомлении о снятии с учета физического лица в строке "проживающий(ая) по адресу" адрес указывается на основании выписки из ЕГРИП, в строке "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации" указываются серия и N Свидетельства о постановке на учет физического лица, выданного налоговым органом по прежнему месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
(ред. от 08.10.2004, с изм. от 17.03.2010)
"О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах"При этом в Уведомлении о снятии с учета физического лица в строке "проживающий(ая) по адресу" адрес указывается на основании выписки из ЕГРИП, в строке "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации" указываются серия и N Свидетельства о постановке на учет физического лица, выданного налоговым органом по прежнему месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Приказ МНС РФ от 08.10.2004 N САЭ-3-09/522@
"О внесении изменений в Приказ МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436 "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах"При этом в Уведомлении о снятии с учета физического лица в строке "проживающий(ая) по адресу" адрес указывается на основании выписки из ЕГРИП, в строке "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации" указываются серия и N Свидетельства о постановке на учет физического лица, выданного налоговым органом по прежнему месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
"О внесении изменений в Приказ МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436 "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах"При этом в Уведомлении о снятии с учета физического лица в строке "проживающий(ая) по адресу" адрес указывается на основании выписки из ЕГРИП, в строке "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации" указываются серия и N Свидетельства о постановке на учет физического лица, выданного налоговым органом по прежнему месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Вопрос: О госрегистрации межмуниципальных хозяйственных обществ.
(Письмо Минфина России от 10.04.2019 N 03-12-13/25475)Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба.
(Письмо Минфина России от 10.04.2019 N 03-12-13/25475)Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба.
Вопрос: О порядке досудебного (внесудебного) обжалования решения налогового органа, принятого в результате предоставления государственной услуги по госрегистрации юрлиц, физлиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств.
(Письма Минфина России от 01.11.2013 N 03-01-11/46747, от 23.10.2013 N 03-01-10/44492)Одновременно обращаем внимание, что в случае досудебного (внесудебного) обжалования решения инспекции Федеральной налоговой службы, принятого в результате предоставления государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, жалоба подается в управление Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации (п. 113 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 N 87н).
(Письма Минфина России от 01.11.2013 N 03-01-11/46747, от 23.10.2013 N 03-01-10/44492)Одновременно обращаем внимание, что в случае досудебного (внесудебного) обжалования решения инспекции Федеральной налоговой службы, принятого в результате предоставления государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, жалоба подается в управление Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации (п. 113 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 N 87н).
Вопрос: О получении сельскохозяйственными товаропроизводителями (физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
(Письмо ФНС РФ от 29.12.2006 N 09-1-02/6437)Федеральная налоговая служба считает возможным одновременное представление указанных документов в регистрирующий (налоговый) орган и осуществление государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в сроки, установленные п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, - не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
(Письмо ФНС РФ от 29.12.2006 N 09-1-02/6437)Федеральная налоговая служба считает возможным одновременное представление указанных документов в регистрирующий (налоговый) орган и осуществление государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в сроки, установленные п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, - не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Статья: Продажа земельного участка главой КФХ и НДФЛ
(Казаков Е.С.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2021, N 3)Глава КФХ, как и любой другой индивидуальный предприниматель, обладает двойственным статусом, то есть действует одновременно не только как предприниматель (в отношении некоторых операций), но и просто как физическое лицо. Статус предпринимателя временный - с момента регистрации и до момента снятия с нее, а статус обычного физического лица, конечно, постоянный.
(Казаков Е.С.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2021, N 3)Глава КФХ, как и любой другой индивидуальный предприниматель, обладает двойственным статусом, то есть действует одновременно не только как предприниматель (в отношении некоторых операций), но и просто как физическое лицо. Статус предпринимателя временный - с момента регистрации и до момента снятия с нее, а статус обычного физического лица, конечно, постоянный.
Статья: Неправомерные действия при банкротстве
(Лопашенко Н.)
("Законность", N 4, 1999)В числе субъектов ч. 1 ст. 195 УК указывается индивидуальный предприниматель. Порядок и последствия признания его несостоятельным несколько отличаются от признания банкротом юридического лица и распространяются не только на индивидуального предпринимателя, но и на гражданина - собственника крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 152 Закона). Последний среди субъектов неправомерных действий при банкротстве специально не предусмотрен, поскольку Закон говорит лишь о собственнике организации - должника. Однако глава крестьянского (фермерского) хозяйства одновременно является индивидуальным предпринимателем и должен быть зарегистрирован в соответствующих органах в качестве такового (ч. 2 ст. 23 ГК). Следовательно, ст. 195 УК распространяется и на действия главы крестьянского (фермерского) хозяйства. При вынесении арбитражным судом решения о признании банкротом гражданина конкурсный управляющий может и не назначаться. Он назначается только при необходимости постоянного управления недвижимым имуществом (ст. 159 Закона). Если же этого нет, решение арбитражного суда исполняется судебным приставом. Злоупотребления, совершенные последним при банкротстве, при наличии других признаков подпадают под состав должностного преступления (ст. 285 УК). На наш взгляд, однако, логичнее было бы предусмотреть судебного пристава в числе субъектов специального состава - неправомерных действий при банкротстве, установив повышенную уголовную ответственность за их совершение с использованием служебного положения.
(Лопашенко Н.)
("Законность", N 4, 1999)В числе субъектов ч. 1 ст. 195 УК указывается индивидуальный предприниматель. Порядок и последствия признания его несостоятельным несколько отличаются от признания банкротом юридического лица и распространяются не только на индивидуального предпринимателя, но и на гражданина - собственника крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 152 Закона). Последний среди субъектов неправомерных действий при банкротстве специально не предусмотрен, поскольку Закон говорит лишь о собственнике организации - должника. Однако глава крестьянского (фермерского) хозяйства одновременно является индивидуальным предпринимателем и должен быть зарегистрирован в соответствующих органах в качестве такового (ч. 2 ст. 23 ГК). Следовательно, ст. 195 УК распространяется и на действия главы крестьянского (фермерского) хозяйства. При вынесении арбитражным судом решения о признании банкротом гражданина конкурсный управляющий может и не назначаться. Он назначается только при необходимости постоянного управления недвижимым имуществом (ст. 159 Закона). Если же этого нет, решение арбитражного суда исполняется судебным приставом. Злоупотребления, совершенные последним при банкротстве, при наличии других признаков подпадают под состав должностного преступления (ст. 285 УК). На наш взгляд, однако, логичнее было бы предусмотреть судебного пристава в числе субъектов специального состава - неправомерных действий при банкротстве, установив повышенную уголовную ответственность за их совершение с использованием служебного положения.
Вопрос: ...Правомерно ли привлекать физическое лицо к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП?
(Консультация эксперта, 2014)Одновременно абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что индивидуальными предпринимателями в целях налогообложения признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
(Консультация эксперта, 2014)Одновременно абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что индивидуальными предпринимателями в целях налогообложения признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 22.07.2008 N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" (Окончание)
(Трофимова Н.О.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2008, N 12)Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности или ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация вышеуказанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
(Трофимова Н.О.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2008, N 12)Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности или ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация вышеуказанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья: Особенности применения льготы по НДФЛ при закупке продукции животноводства и растениеводства у населения
(Давыдова О.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 12)Кстати, названный пункт приведен в новой редакции, он был изменен Федеральным законом N 147-ФЗ, правда, поправки вступили раньше, чем внесенные в Налоговый кодекс, - с 23.07.2011. До этого максимальный размер общей площади земельных участков, которые могли находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливался исключительно законом субъекта РФ. Если площадь земельных участков превышала этот максимальный размер, их часть (в размере превышения) подлежала отчуждению гражданами в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки либо в данный срок должна была быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства. Теперь Федеральный закон N 112-ФЗ таких требований не содержит. То есть бежать и регистрироваться, например, в качестве индивидуального предпринимателя не надо. Однако при продаже продукции придется уплатить НДФЛ.
(Давыдова О.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 12)Кстати, названный пункт приведен в новой редакции, он был изменен Федеральным законом N 147-ФЗ, правда, поправки вступили раньше, чем внесенные в Налоговый кодекс, - с 23.07.2011. До этого максимальный размер общей площади земельных участков, которые могли находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливался исключительно законом субъекта РФ. Если площадь земельных участков превышала этот максимальный размер, их часть (в размере превышения) подлежала отчуждению гражданами в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки либо в данный срок должна была быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства. Теперь Федеральный закон N 112-ФЗ таких требований не содержит. То есть бежать и регистрироваться, например, в качестве индивидуального предпринимателя не надо. Однако при продаже продукции придется уплатить НДФЛ.
"Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение"
(выпуск 3)
(Анищенко А.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)В 2011 году некий гражданин был зарегистрирован в качестве главы КФХ. В конце этого года членом КФХ стала некая гражданка, которая одновременно являлась и индивидуальным предпринимателем. Глава КФХ представил в управление Пенсионного фонда РФ расчет страховых взносов за 2011 год, согласно которому страховые взносы начислены за него самого и за эту гражданку, являющуюся членом КФХ.
(выпуск 3)
(Анищенко А.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)В 2011 году некий гражданин был зарегистрирован в качестве главы КФХ. В конце этого года членом КФХ стала некая гражданка, которая одновременно являлась и индивидуальным предпринимателем. Глава КФХ представил в управление Пенсионного фонда РФ расчет страховых взносов за 2011 год, согласно которому страховые взносы начислены за него самого и за эту гражданку, являющуюся членом КФХ.
"Комментарий (постатейный) к главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог"
(Константинова Л.В., Орлова М.А., Шестакова Р.В., Бабченко Т.Н., Кропивко М.Д.)
("Статус-Кво 97", 2003)Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, как уже указывалось ранее, должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Указом Президента Российской Федерации N 1482. Из изложенного выше можно сделать вывод, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства одновременно относится к двум видам налогоплательщиков, указанных в рассматриваемом подпункте: индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако, в связи с тем что ст.241 НК РФ "Ставки налога" не предусмотрены отдельные ставки для налогообложения глав крестьянских (фермерских) хозяйств, данный вид налогоплательщиков относится к индивидуальным предпринимателям (предпринимателям без образования юридического лица).
(Константинова Л.В., Орлова М.А., Шестакова Р.В., Бабченко Т.Н., Кропивко М.Д.)
("Статус-Кво 97", 2003)Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, как уже указывалось ранее, должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Указом Президента Российской Федерации N 1482. Из изложенного выше можно сделать вывод, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства одновременно относится к двум видам налогоплательщиков, указанных в рассматриваемом подпункте: индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако, в связи с тем что ст.241 НК РФ "Ставки налога" не предусмотрены отдельные ставки для налогообложения глав крестьянских (фермерских) хозяйств, данный вид налогоплательщиков относится к индивидуальным предпринимателям (предпринимателям без образования юридического лица).