Индексация страховых пенсий в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация страховых пенсий в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 N 14АП-4847/2023 по делу N А13-3238/2023
Требование: О взыскании убытков в виде излишне выплаченной суммы пенсии.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Установив, что Мараков А.Ю. будучи директором общества осуществлял трудовую деятельность, вместе с тем за отчетные периоды с января 2020 года по ноябрь 2022 года сведения в отношении указанного лица по форме СЗВ-М обществом не предоставлены в установленный законом срок, в связи с чем Маракову А.Ю. произведена индексация размера пенсии по старости как неработающему пенсионеру, отделение заключило о излишней выплате страховой пенсии указанному пенсионеру в общей сумме 84 510 руб. 97 коп. за период с 01.01.2020 по 30.11.2022.
Требование: О взыскании убытков в виде излишне выплаченной суммы пенсии.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Установив, что Мараков А.Ю. будучи директором общества осуществлял трудовую деятельность, вместе с тем за отчетные периоды с января 2020 года по ноябрь 2022 года сведения в отношении указанного лица по форме СЗВ-М обществом не предоставлены в установленный законом срок, в связи с чем Маракову А.Ю. произведена индексация размера пенсии по старости как неработающему пенсионеру, отделение заключило о излишней выплате страховой пенсии указанному пенсионеру в общей сумме 84 510 руб. 97 коп. за период с 01.01.2020 по 30.11.2022.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2024 по делу N 88-8867/2024 (УИД 23RS0056-01-2023-001003-61)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности, обратился с заявлением о переводе с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости, однако ответчиком был неверно исчислен коэффициент стажа, в связи с чем была неверно проведена конвертация и неверно рассчитан размер пенсии.
Решение: Отказано.Судом установлено и следует из материалов дела, что с 29 мая 2002 года истцу К. назначена трудовая пенсия по инвалидности 2 степени 2 группы. С 31 июля 2014 года истец переведена на трудовую пенсию по старости в связи с достижением пенсионного возраста. Расчетный размер пенсии по старости (без учета фиксированного размера) при переводе оказался ниже, размер страховой пенсии по старости сохранен в прежнем размере 4937,62 руб. Размер пенсии с 1 июля 2020 года составил 15132,25 руб. Истцу производится ежемесячная денежная выплата по инвалидности 2 группы, размер которой с учетом индексаций и отказом от полного набора социальных услуг с 1 февраля 2020 года составляет 2782,67 руб.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности, обратился с заявлением о переводе с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости, однако ответчиком был неверно исчислен коэффициент стажа, в связи с чем была неверно проведена конвертация и неверно рассчитан размер пенсии.
Решение: Отказано.Судом установлено и следует из материалов дела, что с 29 мая 2002 года истцу К. назначена трудовая пенсия по инвалидности 2 степени 2 группы. С 31 июля 2014 года истец переведена на трудовую пенсию по старости в связи с достижением пенсионного возраста. Расчетный размер пенсии по старости (без учета фиксированного размера) при переводе оказался ниже, размер страховой пенсии по старости сохранен в прежнем размере 4937,62 руб. Размер пенсии с 1 июля 2020 года составил 15132,25 руб. Истцу производится ежемесячная денежная выплата по инвалидности 2 группы, размер которой с учетом индексаций и отказом от полного набора социальных услуг с 1 февраля 2020 года составляет 2782,67 руб.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Следует отметить еще одно изменение, внесенное Федеральным законом N 173-ФЗ, которое непосредственно влияет на величину коэффициента дополнительной индексации страховой пенсии с 1 апреля: с 2025 г. трансферт из федерального бюджета на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала будет учитываться при расчете трансферта на обязательное пенсионное страхование. Поскольку трансферт на ОПС включается в состав доходов СФР при определении коэффициента дополнительной индексации, то, учитывая сокращение расходов на валоризацию в связи со снижением численности ее получателей (сокращается численность пенсионеров с советским стажем работы), это может привести к замедлению темпов роста страховой пенсии <14>.
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Следует отметить еще одно изменение, внесенное Федеральным законом N 173-ФЗ, которое непосредственно влияет на величину коэффициента дополнительной индексации страховой пенсии с 1 апреля: с 2025 г. трансферт из федерального бюджета на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала будет учитываться при расчете трансферта на обязательное пенсионное страхование. Поскольку трансферт на ОПС включается в состав доходов СФР при определении коэффициента дополнительной индексации, то, учитывая сокращение расходов на валоризацию в связи со снижением численности ее получателей (сокращается численность пенсионеров с советским стажем работы), это может привести к замедлению темпов роста страховой пенсии <14>.
Нормативные акты
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)ФВ обеспечивается государством <31> в твердой денежной сумме, безотносительно к размеру заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, и размеру взносов на обязательное пенсионное страхование <32>. Одной из ее главных особенностей в составе страховой пенсии по старости выступает ее самостоятельная дифференциация, например, по социально-демографическим группам населения, а также особый порядок индексации <33>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)ФВ обеспечивается государством <31> в твердой денежной сумме, безотносительно к размеру заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, и размеру взносов на обязательное пенсионное страхование <32>. Одной из ее главных особенностей в составе страховой пенсии по старости выступает ее самостоятельная дифференциация, например, по социально-демографическим группам населения, а также особый порядок индексации <33>.
Статья: Правовые последствия момента смерти лиц, пострадавших на производстве: оценка состояния законодательства и правоприменительной практики
(Галаева Л.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)<16> В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона от 24 июля 1998 г. размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, равной 103 527,66 рубля. См.: Постановление Правительства РФ от 29 января 2020 г. N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году".
(Галаева Л.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)<16> В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона от 24 июля 1998 г. размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, равной 103 527,66 рубля. См.: Постановление Правительства РФ от 29 января 2020 г. N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году".
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В то же время существуют пределы человеческих возможностей по социальному самообеспечению. В случае когда человек по объективным причинам (несовершеннолетний возраст, инвалидность и др.) не может обеспечить себе достойный уровень жизни или свободное развитие, в действие приводятся гарантии, провозглашаемые государством. В ч. 2 ст. 7 Конституции России в этом контексте закрепляется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные положения усилены поправками в Конституцию Российской Федерации 4 июля 2020 г. <1> Согласно п. 5 - 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в новой редакции в России формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В то же время существуют пределы человеческих возможностей по социальному самообеспечению. В случае когда человек по объективным причинам (несовершеннолетний возраст, инвалидность и др.) не может обеспечить себе достойный уровень жизни или свободное развитие, в действие приводятся гарантии, провозглашаемые государством. В ч. 2 ст. 7 Конституции России в этом контексте закрепляется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные положения усилены поправками в Конституцию Российской Федерации 4 июля 2020 г. <1> Согласно п. 5 - 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в новой редакции в России формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Статья: Конституционные поправки - 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между "вечными главами" и главами 3 - 8 Конституции России
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)<29> Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 08.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)<29> Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 08.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.
Статья: Развитие Российской Федерации как социального государства в контексте 30-летия Конституции Российской Федерации
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Рядом положений социального характера была дополнена ст. 75 Конституции РФ, среди которых: провозглашение уважения государством труда граждан, обеспечение защиты их прав, гарантия минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране (ч. 5), осуществляемое на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений формирование в России системы пенсионного обеспечения граждан, поддержка ее эффективного функционирования, осуществление не реже одного раза в год индексации пенсий (ч. 6), гарантия обязательного социального страхования, адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Рядом положений социального характера была дополнена ст. 75 Конституции РФ, среди которых: провозглашение уважения государством труда граждан, обеспечение защиты их прав, гарантия минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране (ч. 5), осуществляемое на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений формирование в России системы пенсионного обеспечения граждан, поддержка ее эффективного функционирования, осуществление не реже одного раза в год индексации пенсий (ч. 6), гарантия обязательного социального страхования, адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)<26> Соболева А. Социальные права в контексте новых полномочий Президента // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. N 3. С. 88 - 89.
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)<26> Соболева А. Социальные права в контексте новых полномочий Президента // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. N 3. С. 88 - 89.
Статья: Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Важным событием для пенсионеров было включение в Конституцию РФ, принятую на референдуме 1 июля 2020 г., дополнений в ст. 75:
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Важным событием для пенсионеров было включение в Конституцию РФ, принятую на референдуме 1 июля 2020 г., дополнений в ст. 75:
Статья: Социальные функции государства: новые векторы развития
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Отметим, что усиление экономических гарантий социальных прав посредством придания им конституционного статуса позволит несколько смягчить устоявшиеся подходы. Среди приоритетных конституционных новелл, касающихся социальных прав, наиболее действенными представляются следующие: обязательная индексация пенсий, социальных пособий, иных социальных выплат с установленной Конституцией РФ строгой периодичностью; гарантированный МРОТ (не менее величины ПМ трудоспособного населения в целом по РФ); адресная социальная поддержка и обязательное социальное страхование; признание детей важнейшим приоритетом государственной политики России и самостоятельности их правового статуса <36>.
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Отметим, что усиление экономических гарантий социальных прав посредством придания им конституционного статуса позволит несколько смягчить устоявшиеся подходы. Среди приоритетных конституционных новелл, касающихся социальных прав, наиболее действенными представляются следующие: обязательная индексация пенсий, социальных пособий, иных социальных выплат с установленной Конституцией РФ строгой периодичностью; гарантированный МРОТ (не менее величины ПМ трудоспособного населения в целом по РФ); адресная социальная поддержка и обязательное социальное страхование; признание детей важнейшим приоритетом государственной политики России и самостоятельности их правового статуса <36>.
Статья: От устоявшихся концепций к современным новациям в работах по систематизации законодательства
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)О солидарности как особом конституционном принципе скажем особо. В ходе состоявшейся конституционной реформы запрос российского общества на упрочение социальной солидарности был учтен: Основной Закон дополнили положения, углубляющие конституционные основания социальной защиты. Так, в нем получили отражение обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка как организационно-правовые формы социальной защиты, принципы формирования пенсионной системы, а также были подтверждены обязательства государства по обеспечению индексации пенсий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ). В качестве одного из основных проявлений конституционного принципа солидарности было текстуально закреплено понятие социальной солидарности. Отныне наряду с экономической и политической солидарностью она включена в конституционный механизм достижения целей государственной политики, обеспечивая взаимное доверие государства и общества, защиту достоинства граждан и уважения человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), фигурируя, помимо того, в посвященных пенсионному обеспечению положениях (солидарность поколений). Нормативное содержание социальной солидарности выражается во взаимных правах и обязанностях граждан и Российского государства, конституционно являющегося социальным. С правом на получение мер социальной защиты на установленных законом условиях корреспондирует обязанность государства законодательно определить такие условия; сформировать в необходимом объеме публичные финансовые ресурсы, за счет которых данные меры будут предоставляться, а также создать систему органов и учреждений, уполномоченных на реализацию социальной политики и осуществление мер социальной защиты. Достижению баланса публичных и частных интересов, а также поддержанию доверия к действиям государства в социальной сфере способствуют конституционно предусмотренные цели социальной солидарности (прежде всего предоставление социальной защиты нуждающимся в ней), средства их достижения (уплата обязательных платежей, установление необходимого нормативного регулирования и т.п.), а также корреляция целей и средств, предполагающая как достаточность средств для достижения целей, так и отражение этими целями отдельно взятых аспектов социальной справедливости <12>.
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)О солидарности как особом конституционном принципе скажем особо. В ходе состоявшейся конституционной реформы запрос российского общества на упрочение социальной солидарности был учтен: Основной Закон дополнили положения, углубляющие конституционные основания социальной защиты. Так, в нем получили отражение обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка как организационно-правовые формы социальной защиты, принципы формирования пенсионной системы, а также были подтверждены обязательства государства по обеспечению индексации пенсий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ). В качестве одного из основных проявлений конституционного принципа солидарности было текстуально закреплено понятие социальной солидарности. Отныне наряду с экономической и политической солидарностью она включена в конституционный механизм достижения целей государственной политики, обеспечивая взаимное доверие государства и общества, защиту достоинства граждан и уважения человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), фигурируя, помимо того, в посвященных пенсионному обеспечению положениях (солидарность поколений). Нормативное содержание социальной солидарности выражается во взаимных правах и обязанностях граждан и Российского государства, конституционно являющегося социальным. С правом на получение мер социальной защиты на установленных законом условиях корреспондирует обязанность государства законодательно определить такие условия; сформировать в необходимом объеме публичные финансовые ресурсы, за счет которых данные меры будут предоставляться, а также создать систему органов и учреждений, уполномоченных на реализацию социальной политики и осуществление мер социальной защиты. Достижению баланса публичных и частных интересов, а также поддержанию доверия к действиям государства в социальной сфере способствуют конституционно предусмотренные цели социальной солидарности (прежде всего предоставление социальной защиты нуждающимся в ней), средства их достижения (уплата обязательных платежей, установление необходимого нормативного регулирования и т.п.), а также корреляция целей и средств, предполагающая как достаточность средств для достижения целей, так и отражение этими целями отдельно взятых аспектов социальной справедливости <12>.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На отсутствие в Законе указания на ограниченный срок обращения за назначением страховой пенсии обращают внимание суды, рассматривая иски о взыскании невыплаченной пенсии, обжаловании отказа управлений ПФР в перерасчете пенсии по основаниям ее индексации (см., например: Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 03.09.2020 N 33-12574/2020; Апелляционное определение Московского городского суда от 04.09.2019 по делу N 33-24078/2019; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 24.01.2017 по делу N 33-808/2017).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На отсутствие в Законе указания на ограниченный срок обращения за назначением страховой пенсии обращают внимание суды, рассматривая иски о взыскании невыплаченной пенсии, обжаловании отказа управлений ПФР в перерасчете пенсии по основаниям ее индексации (см., например: Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 03.09.2020 N 33-12574/2020; Апелляционное определение Московского городского суда от 04.09.2019 по делу N 33-24078/2019; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 24.01.2017 по делу N 33-808/2017).