Имущество на праве оперативного управления использование
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущество на праве оперативного управления использование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 296 "Право оперативного управления" ГК РФ"Доводы апелляционной жалобы о том, что ст. 235, 236 ГК РФ не содержат прямого указания на возможность прекращения права оперативного управления по воле учреждения, которому оно было предоставлено, суд апелляционной инстанции отклоняет как основанные на неверном толковании закона, поскольку в силу системного толкования положений ст. 209, 216, 236, 296, 305 ГК РФ, лицо, не являющееся собственником имущества, но обладающим на него вещным правом оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 216 "Вещные права лиц, не являющихся собственниками" ГК РФ"Доводы апелляционной жалобы о том, что ст. 235, 236 ГК РФ не содержат прямого указания на возможность прекращения права оперативного управления по воле учреждения, которому оно было предоставлено, суд апелляционной инстанции отклоняет как основанные на неверном толковании закона, поскольку в силу системного толкования положений ст. 209, 216, 236, 296, 305 ГК РФ, лицо, не являющееся собственником имущества, но обладающим на него вещным правом оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как платить земельный налог с участка, на котором расположено имущество в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как облагается налогом земля на праве постоянного (бессрочного) пользования под имуществом в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как облагается налогом земля на праве постоянного (бессрочного) пользования под имуществом в оперативном управлении
Статья: Имущество, находящееся на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Казенное предприятие, как вид унитарного предприятия, которому имущество передано на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Казенное предприятие, как вид унитарного предприятия, которому имущество передано на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Нормативные акты
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Решения Российской Федерации как учредителя о реорганизации государственных юридических лиц в публично-правовую компанию принимаются в виде нормативных актов, которыми определяется способ реорганизации <335>. Кроме того, анализ законодательства показывает, что в последующем Правительством РФ такое решение о реорганизации конкретизируется посредством принятия соответствующего постановления <336>. В некоторых случаях такие акты Правительства РФ содержат нормы о передаче в собственность компании в качестве имущественного взноса конкретного имущества <337>. Необходимо отметить, что при смешанной реорганизации федеральных казенных учреждений (слияние и преобразование) в ППК "Единый заказчик" данной компании должно переходить имущество реорганизуемых юридических лиц. Но фактически этой компании Российской Федерацией передается в собственность в качестве имущественного взноса находящееся в оперативном управлении реорганизуемых учреждений недвижимое и движимое имущество, а также земельные участки, находящиеся у реорганизуемых учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, право оперативного управления имуществом и право постоянного бессрочного пользования земельным участком юридического лица - правопредшественника трансформируются в право собственности компании. Согласно ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме слияния имеет место правопреемство (то есть передача существующих прав в неизменном виде). Однако в данном случае реорганизация учреждений в ППК "Единый заказчик" в форме слияния не влечет правопреемства, а влечет трансформацию прав, передаваемых этой компании от реорганизуемых учреждений. В связи с этим процесс, предполагающий прекращение деятельности учреждений и создание компании на основе их имущества, по своей природе отличен от реорганизации, так как в этом случае компания получает имущество от предшественников на других правах, в качестве имущественного взноса. Данный процесс следует рассматривать как особое правовое явление, отличное от форм реорганизации, предусмотренных в ГК РФ. Его специфика заключается в том, что объем и характер правомочий публично-правовой компании не зависит от права юридического лица - предшественника, что не свойственно правопреемству при реорганизации.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Решения Российской Федерации как учредителя о реорганизации государственных юридических лиц в публично-правовую компанию принимаются в виде нормативных актов, которыми определяется способ реорганизации <335>. Кроме того, анализ законодательства показывает, что в последующем Правительством РФ такое решение о реорганизации конкретизируется посредством принятия соответствующего постановления <336>. В некоторых случаях такие акты Правительства РФ содержат нормы о передаче в собственность компании в качестве имущественного взноса конкретного имущества <337>. Необходимо отметить, что при смешанной реорганизации федеральных казенных учреждений (слияние и преобразование) в ППК "Единый заказчик" данной компании должно переходить имущество реорганизуемых юридических лиц. Но фактически этой компании Российской Федерацией передается в собственность в качестве имущественного взноса находящееся в оперативном управлении реорганизуемых учреждений недвижимое и движимое имущество, а также земельные участки, находящиеся у реорганизуемых учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, право оперативного управления имуществом и право постоянного бессрочного пользования земельным участком юридического лица - правопредшественника трансформируются в право собственности компании. Согласно ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме слияния имеет место правопреемство (то есть передача существующих прав в неизменном виде). Однако в данном случае реорганизация учреждений в ППК "Единый заказчик" в форме слияния не влечет правопреемства, а влечет трансформацию прав, передаваемых этой компании от реорганизуемых учреждений. В связи с этим процесс, предполагающий прекращение деятельности учреждений и создание компании на основе их имущества, по своей природе отличен от реорганизации, так как в этом случае компания получает имущество от предшественников на других правах, в качестве имущественного взноса. Данный процесс следует рассматривать как особое правовое явление, отличное от форм реорганизации, предусмотренных в ГК РФ. Его специфика заключается в том, что объем и характер правомочий публично-правовой компании не зависит от права юридического лица - предшественника, что не свойственно правопреемству при реорганизации.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации также устанавливалось, что действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Общие положения о праве хозяйственного ведения закреплены в ст. 294 части первой ГК РФ: государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом. Общие положения о праве оперативного управления закреплены в ст. 296 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ <59>) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации также устанавливалось, что действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Общие положения о праве хозяйственного ведения закреплены в ст. 294 части первой ГК РФ: государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом. Общие положения о праве оперативного управления закреплены в ст. 296 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ <59>) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества;
Статья: Гражданская правосубъектность учреждений, являющихся органами публичной власти: дуалистический анализ
(Дондоков Ж.Д.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника имущества. Думается, что определение указанных целей, изменение целевого назначения имущества, дача согласия осуществляются не в рамках равноправных частных отношений собственника и обладателя иного вещного права, а в рамках внутренних управленческих отношений государства или муниципального образования и их органов.
(Дондоков Ж.Д.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника имущества. Думается, что определение указанных целей, изменение целевого назначения имущества, дача согласия осуществляются не в рамках равноправных частных отношений собственника и обладателя иного вещного права, а в рамках внутренних управленческих отношений государства или муниципального образования и их органов.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)4. Собственник имущества вправе использовать для защиты права оперативного управления унитарных предприятий или учреждений предусмотренные настоящим Кодексом способы защиты вещных прав, за исключением случаев, когда эти способы защиты использует унитарное предприятие или учреждение.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)4. Собственник имущества вправе использовать для защиты права оперативного управления унитарных предприятий или учреждений предусмотренные настоящим Кодексом способы защиты вещных прав, за исключением случаев, когда эти способы защиты использует унитарное предприятие или учреждение.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статья: Понятие и виды вещных имущественных прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.