Идентификация выгодоприобретателя
Подборка наиболее важных документов по запросу Идентификация выгодоприобретателя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 929 "Договор имущественного страхования" ГК РФ"Исследовав и оценив в соответствии с требованиями положений статей 64 - 65, 70 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные сторонами доводы и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 309 - 310, 929, 942 - 943, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" с учетом изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснений, заявленные истцом требования удовлетворил исходя из документальной подтвержденности факта и размера причиненного ущерба, отметив при этом несостоятельность возражений ответчика со ссылкой на положения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ввиду представления истцом необходимых для идентификации выгодоприобретателя по страховому случаю документов, а также требований истца о взыскании неустойки, начисленной в период действия введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 моратория."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 857 "Банковская тайна" ГК РФ"При этом суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Положением об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Банком России 15 октября 2015 г. N 499-П, отклонили доводы стороны ответчиков о непредоставлении АО "Россельхозбанк" К.К. как наследнику заемщика информации по поводу заключенного кредитного соглашения, поскольку для предоставления запрашиваемой информации банку в целях сохранения банковской тайны необходимо установить личность клиента, обращающегося за предоставлением информации, что требует личного обращения в банк клиента, либо его уполномоченного представителя; при этом ни К.К., ни его уполномоченный представитель лично в банк не обращались."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
Приказ Росфинмониторинга от 23.04.2025 N 74
"Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиентов (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2025 N 82754)Зарегистрировано в Минюсте России 30 июня 2025 г. N 82754
"Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиентов (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2025 N 82754)Зарегистрировано в Минюсте России 30 июня 2025 г. N 82754
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом необходимо соблюдать порядок проведения идентификации клиента, представителя клиента в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положения Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом необходимо соблюдать порядок проведения идентификации клиента, представителя клиента в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положения Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Вопрос: Об источниках информации, используемых МФО при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца в целях ПОД/ФТ/ЭД.
(Письмо Банка России от 01.11.2025 N 43-7-2/24936)Вопрос: В соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" микрофинансовые организации (МФО) до приема на обслуживание обязаны идентифицировать клиента, в том числе проверить действительность документа, удостоверяющего личность физического лица.
(Письмо Банка России от 01.11.2025 N 43-7-2/24936)Вопрос: В соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" микрофинансовые организации (МФО) до приема на обслуживание обязаны идентифицировать клиента, в том числе проверить действительность документа, удостоверяющего личность физического лица.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Случаи, допускающие непроведение идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, согласно абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов (в ред. Федерального закона от 13 июня 2023 г. N 260-ФЗ <131>) предусмотрены положениями п. 1.1, 1.1-1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-8 данной статьи. Так, в соответствии с п. 1.1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 22 июля 2024 г. N 210-ФЗ <132>) идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тысячам рублей, а при осуществлении операций по приему от клиентов - физических лиц платежей по уплате (перечислению) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему РФ, платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, - если сумма данных платежей не превышает 60 тысяч рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Как видно, указанная в приведенных положениях сумма соответствует сумме, указанной в ч. 4 комментируемой статьи.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Случаи, допускающие непроведение идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, согласно абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов (в ред. Федерального закона от 13 июня 2023 г. N 260-ФЗ <131>) предусмотрены положениями п. 1.1, 1.1-1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-8 данной статьи. Так, в соответствии с п. 1.1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 22 июля 2024 г. N 210-ФЗ <132>) идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тысячам рублей, а при осуществлении операций по приему от клиентов - физических лиц платежей по уплате (перечислению) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему РФ, платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, - если сумма данных платежей не превышает 60 тысяч рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Как видно, указанная в приведенных положениях сумма соответствует сумме, указанной в ч. 4 комментируемой статьи.
Статья: Как избежать обвинений в нарушении банковской тайны: нюансы передачи сведений в частноправовом порядке
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)<11> Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)<11> Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Статья: Номинальный счет: некоторые вопросы регулирования, теории и практики
(Архипова О.С.)
("Закон", 2024, N 9)В соответствии с п. 1.5 Положения Банка России N 499-П в случае, если осуществление идентификации выгодоприобретателя-бенефициара не было осуществлено до совершения операции, банк имеет право в течение 7 рабочих дней со дня совершения операции осуществить идентификацию выгодоприобретателя. В дальнейшем, при отказе владельца счета от идентификации выгодоприобретателя-бенефициара при проведении операций по его счету либо непредставлении клиентом (владельцем счета) в течение 7 рабочих дней со дня проведения операции сведений о выгодоприобретателе-бенефициаре, банк отказывает клиенту (владельцу счета) в выполнении будущих распоряжений на совершение операций в отношении данного выгодоприобретателя-бенефициара. Кроме того, информация об операции, по которой не представлены сведения в течение 7 рабочих дней после ее совершения, с высокой долей вероятности будет направлена в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
(Архипова О.С.)
("Закон", 2024, N 9)В соответствии с п. 1.5 Положения Банка России N 499-П в случае, если осуществление идентификации выгодоприобретателя-бенефициара не было осуществлено до совершения операции, банк имеет право в течение 7 рабочих дней со дня совершения операции осуществить идентификацию выгодоприобретателя. В дальнейшем, при отказе владельца счета от идентификации выгодоприобретателя-бенефициара при проведении операций по его счету либо непредставлении клиентом (владельцем счета) в течение 7 рабочих дней со дня проведения операции сведений о выгодоприобретателе-бенефициаре, банк отказывает клиенту (владельцу счета) в выполнении будущих распоряжений на совершение операций в отношении данного выгодоприобретателя-бенефициара. Кроме того, информация об операции, по которой не представлены сведения в течение 7 рабочих дней после ее совершения, с высокой долей вероятности будет направлена в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (абз. 1 п. 1.2);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (абз. 1 п. 1.2);
Вопрос: О статусе и регулировании отношений по заключению договоров потребительских кредитов (займов) и проведении идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 05-06-11/40982)Вопрос: О статусе и регулировании отношений по заключению договоров потребительских кредитов (займов) и проведении идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 05-06-11/40982)Вопрос: О статусе и регулировании отношений по заключению договоров потребительских кредитов (займов) и проведении идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)кредитная организация проводит идентификацию иностранных кредиторов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в полном объеме, соответствующем требованиям Закона о противодействии легализации преступных доходов и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, в случае обращения иностранного кредитора в кредитную организацию с целью использования денежных средств, размещенных на банковском счете типа "С", открытом на его имя.
(КонсультантПлюс, 2025)кредитная организация проводит идентификацию иностранных кредиторов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в полном объеме, соответствующем требованиям Закона о противодействии легализации преступных доходов и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, в случае обращения иностранного кредитора в кредитную организацию с целью использования денежных средств, размещенных на банковском счете типа "С", открытом на его имя.