Идентификация банковским платежным агентом
Подборка наиболее важных документов по запросу Идентификация банковским платежным агентом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. В части 4 комментируемой статьи установлены следующие требования, соблюдение которых должно обеспечиваться в случае проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в ч. 1 данной статьи, в соответствии с требованиями законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. В части 4 комментируемой статьи установлены следующие требования, соблюдение которых должно обеспечиваться в случае проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в ч. 1 данной статьи, в соответствии с требованиями законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
Вопрос: Как осуществляется деятельность банковского платежного агента?
(Консультация эксперта, 2025)проведение идентификации клиента (требование для банковского платежного агента) (п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ);
(Консультация эксперта, 2025)проведение идентификации клиента (требование для банковского платежного агента) (п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ);
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)4. В случае проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно обеспечиваться соблюдение следующих требований:
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)4. В случае проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно обеспечиваться соблюдение следующих требований:
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1.8. В случае несоблюдения установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации лицо, которому в соответствии с пунктами 1.5 - 1.5-2, 1.5-6 - 1.5-10 настоящей статьи поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, несет ответственность в соответствии с договором, заключенным с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, поручившей проведение идентификации или упрощенной идентификации, включая взыскание неустойки (штрафа, пеней). В случае несоблюдения установленных требований по обновлению информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах лицо, которому в соответствии с пунктами 1.5 - 1.5-2, 1.5-6 - 1.5-10 настоящей статьи поручено обновление такой информации, несет ответственность в соответствии с договором, заключенным с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, поручившей обновление такой информации, включая взыскание неустойки (штрафа, пеней). Несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации, обновлению информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах также может являться основанием для одностороннего отказа организации, поручившей проведение идентификации или упрощенной идентификации, обновление такой информации, от исполнения договора с лицом, которому поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, обновление такой информации. Несоблюдение банковским платежным агентом требований по идентификации или упрощенной идентификации является основанием для одностороннего отказа кредитной организации от исполнения договора с указанным банковским платежным агентом.
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1.8. В случае несоблюдения установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации лицо, которому в соответствии с пунктами 1.5 - 1.5-2, 1.5-6 - 1.5-10 настоящей статьи поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, несет ответственность в соответствии с договором, заключенным с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, поручившей проведение идентификации или упрощенной идентификации, включая взыскание неустойки (штрафа, пеней). В случае несоблюдения установленных требований по обновлению информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах лицо, которому в соответствии с пунктами 1.5 - 1.5-2, 1.5-6 - 1.5-10 настоящей статьи поручено обновление такой информации, несет ответственность в соответствии с договором, заключенным с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, поручившей обновление такой информации, включая взыскание неустойки (штрафа, пеней). Несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации, обновлению информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах также может являться основанием для одностороннего отказа организации, поручившей проведение идентификации или упрощенной идентификации, обновление такой информации, от исполнения договора с лицом, которому поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, обновление такой информации. Несоблюдение банковским платежным агентом требований по идентификации или упрощенной идентификации является основанием для одностороннего отказа кредитной организации от исполнения договора с указанным банковским платежным агентом.
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<13> Информационное письмо Банка России от 15.05.2024 N ИН-08-12/31 об усилении контроля кредитных организаций за деятельностью привлекаемых ими банковских платежных агентов (https://cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/7742).
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<13> Информационное письмо Банка России от 15.05.2024 N ИН-08-12/31 об усилении контроля кредитных организаций за деятельностью привлекаемых ими банковских платежных агентов (https://cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/7742).
Статья: Идентификация выгодоприобретателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, филиалами иностранных банков перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством РФ Перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода, с учетом положений п. 1.11 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, филиалами иностранных банков перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством РФ Перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода, с учетом положений п. 1.11 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. Часть 4 устанавливает особые требования, которые должны выполняться при проведении банковским платежным агентом идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. Часть 4 устанавливает особые требования, которые должны выполняться при проведении банковским платежным агентом идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
Готовое решение: Что должно быть в кассовом чеке
(КонсультантПлюс, 2025)наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств, а также идентификационный номер налогоплательщика;
(КонсультантПлюс, 2025)наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств, а также идентификационный номер налогоплательщика;
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 19)С этого года на ПСН разрешены услуги банковских платежных агентов - прием от физлиц наличных для внесения на их банковский счет и выдача наличных с их банковских счетов, но только в магазинах сельских населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений <1>. При введении этого новшества не учли, что теперь многие сельские населенные пункты входят в состав муниципальных и городских округов. Принятый законопроект исправляет этот недосмотр. Региональные власти смогут внести соответствующие изменения в свои законы о ПСН с 2026 г.
("Главная книга", 2025, N 19)С этого года на ПСН разрешены услуги банковских платежных агентов - прием от физлиц наличных для внесения на их банковский счет и выдача наличных с их банковских счетов, но только в магазинах сельских населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений <1>. При введении этого новшества не учли, что теперь многие сельские населенные пункты входят в состав муниципальных и городских округов. Принятый законопроект исправляет этот недосмотр. Региональные власти смогут внести соответствующие изменения в свои законы о ПСН с 2026 г.
Статья: Идентификация выгодоприобретателя в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, филиалами иностранных банков перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в определенный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация или упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода с учетом положений п. 1.11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ (абз. 5 п. 1.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, филиалами иностранных банков перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в определенный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация или упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода с учетом положений п. 1.11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ (абз. 5 п. 1.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Вопрос: Как осуществляется деятельность банковского платежного агента?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 4 ст. 14.1 Закона о национальной платежной системе в случае проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключаются договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств, в соответствии с требованиями законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно обеспечиваться соблюдение следующих требований:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 4 ст. 14.1 Закона о национальной платежной системе в случае проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключаются договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств, в соответствии с требованиями законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно обеспечиваться соблюдение следующих требований:
Вопрос: Применяется ли ККТ, кем выдается чек и какая в нем указывается форма расчета, если организация-продавец принимает оплату наличными и банковской картой от физлиц через терминалы банка и других организаций?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Таким образом, ККТ применяется банковским платежным агентом (субагентом) при наличных расчетах.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Таким образом, ККТ применяется банковским платежным агентом (субагентом) при наличных расчетах.
Вопрос: Каков порядок применения ККТ банковским платежным агентом, осуществляющим операции платежного агрегатора?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Таким образом, банковский платежный агент (субагент) применяет контрольно-кассовую технику в общем порядке, поскольку осуществление расчетов организацией как банковским платежным агентом (субагентом) не изменяет содержание обязанности применения контрольно-кассовой техники. То же касается и случая приема (получения) банковскими платежными агентами (субагентами) от юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, наличных денежных средств для зачисления сумм принятых наличных денежных средств на банковские счета таких лиц, то есть осуществлении "самоинкассации", право на осуществление которой предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 161-ФЗ (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Таким образом, банковский платежный агент (субагент) применяет контрольно-кассовую технику в общем порядке, поскольку осуществление расчетов организацией как банковским платежным агентом (субагентом) не изменяет содержание обязанности применения контрольно-кассовой техники. То же касается и случая приема (получения) банковскими платежными агентами (субагентами) от юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, наличных денежных средств для зачисления сумм принятых наличных денежных средств на банковские счета таких лиц, то есть осуществлении "самоинкассации", право на осуществление которой предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 161-ФЗ (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).