Грубое нарушение служебной дисциплины
Подборка наиболее важных документов по запросу Грубое нарушение служебной дисциплины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Предусмотренная пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ возможность расторжения контракта о службе в органах внутренних дел с сотрудником, допустившим грубое нарушение служебной дисциплины, и его увольнения из органов внутренних дел призвана обеспечить интересы данного вида правоохранительной службы, гарантировав ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством, и имеют высокие морально-нравственные качества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Пункт 6 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляя правило о том, что сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, направлен на обеспечение интересов данного вида службы и призван гарантировать ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы и социальные гарантии предоставляются сотрудникам ОВД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Единовременное пособие не выплачивается при увольнении по основаниям, перечисленным в ч. 8 ст. 3 Закона N 247-ФЗ. К ним относятся, в частности, грубое нарушение служебной дисциплины и утрата доверия.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Единовременное пособие не выплачивается при увольнении по основаниям, перечисленным в ч. 8 ст. 3 Закона N 247-ФЗ. К ним относятся, в частности, грубое нарушение служебной дисциплины и утрата доверия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:
(ред. от 28.12.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Однако с какой же целью вводятся законодателем составы грубых дисциплинарных проступков на государственной службе? Единственным их отличием от прочих является то, что за их совершение предполагается возможность прекращения служебных отношений или наложения наиболее серьезных дисциплинарных взысканий. Например, согласно ч. 5 ст. 50 Закона о службе в органах внутренних дел в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины может применяться такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 того же Закона за совершение грубого дисциплинарного проступка сотрудник может быть уволен. Однако парадоксальным образом Закон о службе в органах внутренних дел не устанавливает обязанности руководителя привлечь сотрудника органа внутренних дел к ответственности, относя решение этого вопроса к его полному усмотрению. Между тем в соответствии с эпиграфом к данной работе следовало более заботиться не о тяжести, а о неотвратимости взыскания.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Однако с какой же целью вводятся законодателем составы грубых дисциплинарных проступков на государственной службе? Единственным их отличием от прочих является то, что за их совершение предполагается возможность прекращения служебных отношений или наложения наиболее серьезных дисциплинарных взысканий. Например, согласно ч. 5 ст. 50 Закона о службе в органах внутренних дел в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины может применяться такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 того же Закона за совершение грубого дисциплинарного проступка сотрудник может быть уволен. Однако парадоксальным образом Закон о службе в органах внутренних дел не устанавливает обязанности руководителя привлечь сотрудника органа внутренних дел к ответственности, относя решение этого вопроса к его полному усмотрению. Между тем в соответствии с эпиграфом к данной работе следовало более заботиться не о тяжести, а о неотвратимости взыскания.
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Надо обратить внимание, что увольнение по инициативе представителя нанимателя может быть произведено за совершение виновного деяния служащим, вследствие чего имеет место утрата доверия к нему. Увольнение по утрате доверия является, по сути, разновидностью увольнения по отрицательным основаниям, однако оно имеет свои специфические особенности, вызванные основанием такого увольнения, процессуальным обеспечением увольнения, а также юридическими последствиями. В доктрине указывалось на конкуренцию оснований увольнения по инициативе представителя нанимателя, в связи с чем в различных сегментах государственной службы этот вопрос решается по-разному. Как отмечают Т.А. Батрова и О.В. Корнеева, исключение некоторое время назад увольнения в связи с утратой доверия из числа грубых нарушений служебной дисциплины не решило всех проблем на службе в органах внутренних дел. Так, сегодня имеет место конкуренция между увольнением по утрате доверия и основаниями увольнения, которые предусмотрены за грубое нарушение служебной дисциплины в органах внутренних дел [2].
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Надо обратить внимание, что увольнение по инициативе представителя нанимателя может быть произведено за совершение виновного деяния служащим, вследствие чего имеет место утрата доверия к нему. Увольнение по утрате доверия является, по сути, разновидностью увольнения по отрицательным основаниям, однако оно имеет свои специфические особенности, вызванные основанием такого увольнения, процессуальным обеспечением увольнения, а также юридическими последствиями. В доктрине указывалось на конкуренцию оснований увольнения по инициативе представителя нанимателя, в связи с чем в различных сегментах государственной службы этот вопрос решается по-разному. Как отмечают Т.А. Батрова и О.В. Корнеева, исключение некоторое время назад увольнения в связи с утратой доверия из числа грубых нарушений служебной дисциплины не решило всех проблем на службе в органах внутренних дел. Так, сегодня имеет место конкуренция между увольнением по утрате доверия и основаниями увольнения, которые предусмотрены за грубое нарушение служебной дисциплины в органах внутренних дел [2].
Статья: Законодательная эклектика оснований прекращения служебных отношений: проблемы терминологии и не только
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Однако Верховный Суд это решение суда кассационной инстанции отменил, сославшись на то, что само по себе неуведомление о факте склонения к совершению коррупционного правонарушения названо в ст. 49 Закона как грубое нарушение служебной дисциплины, а значит, представляет собой дисциплинарный проступок. Привлечение же к ответственности в виде увольнения за совершение дисциплинарного проступка, несомненно, относится к расторжению контракта по инициативе руководителя, при котором сотруднику должны быть предоставлены соответствующие гарантии <5>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Однако Верховный Суд это решение суда кассационной инстанции отменил, сославшись на то, что само по себе неуведомление о факте склонения к совершению коррупционного правонарушения названо в ст. 49 Закона как грубое нарушение служебной дисциплины, а значит, представляет собой дисциплинарный проступок. Привлечение же к ответственности в виде увольнения за совершение дисциплинарного проступка, несомненно, относится к расторжению контракта по инициативе руководителя, при котором сотруднику должны быть предоставлены соответствующие гарантии <5>.
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)С другой же стороны, согласно ч. 2 ст. 14 того же Закона на сотрудника органов внутренних дел распространяются запреты, установленные Законом о государственной гражданской службе. Таким образом, избрание или назначение сотрудника на государственную или муниципальную должность может рассматриваться и в качестве нарушения соответствующего запрета. Между тем нарушение запретов в силу п. 1 ч. 2 ст. 49 является грубым нарушением служебной дисциплины, которое может повлечь за собой увольнение.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)С другой же стороны, согласно ч. 2 ст. 14 того же Закона на сотрудника органов внутренних дел распространяются запреты, установленные Законом о государственной гражданской службе. Таким образом, избрание или назначение сотрудника на государственную или муниципальную должность может рассматриваться и в качестве нарушения соответствующего запрета. Между тем нарушение запретов в силу п. 1 ч. 2 ст. 49 является грубым нарушением служебной дисциплины, которое может повлечь за собой увольнение.
Статья: Эволюционное становление и развитие административно-правовых форм и методов противодействия коррупции в учреждениях и органах УИС России в XX - XXI веках
(Соломатов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Несоблюдение сотрудником антикоррупционных запретов и ограничений, установленных для государственных служащих общими нормами, соотносилось с грубым нарушением служебной дисциплины и влекло увольнение со службы.
(Соломатов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Несоблюдение сотрудником антикоррупционных запретов и ограничений, установленных для государственных служащих общими нормами, соотносилось с грубым нарушением служебной дисциплины и влекло увольнение со службы.
Статья: О правовой защищенности сотрудника ОВД, в отношении которого ведется дисциплинарное производство
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В Дисциплинарном уставе ОВД определены правила наложения двух видов дисциплинарных взысканий из шести возможных. Так, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел применяются в случаях грубого нарушения служебной дисциплины, а перевод на нижестоящую должность еще применяется и при неоднократном нарушении служебной дисциплины. В соответствии со ст. 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ возможно еще увольнение сотрудника из ОВД в связи с утратой доверия. Думается, что данное обстоятельство можно бы было и не подчеркивать специальной статьей в Федеральном законе N 342-ФЗ, так как это и так является грубым нарушением служебной дисциплины. А вот правила назначения других видов дисциплинарной ответственности в законе необходимо закрепить.
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В Дисциплинарном уставе ОВД определены правила наложения двух видов дисциплинарных взысканий из шести возможных. Так, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел применяются в случаях грубого нарушения служебной дисциплины, а перевод на нижестоящую должность еще применяется и при неоднократном нарушении служебной дисциплины. В соответствии со ст. 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ возможно еще увольнение сотрудника из ОВД в связи с утратой доверия. Думается, что данное обстоятельство можно бы было и не подчеркивать специальной статьей в Федеральном законе N 342-ФЗ, так как это и так является грубым нарушением служебной дисциплины. А вот правила назначения других видов дисциплинарной ответственности в законе необходимо закрепить.
Статья: Административно-правовые гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации как инструмент управления персоналом
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В 2020 г. 1 292 сотрудника УИС из числа подшефных (3% от общего числа подшефных) в период осуществления над ними наставничества привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 133 подшефных наказаны за грубые нарушения служебной дисциплины, что составляет 10% от общего числа привлеченных к дисциплинарной ответственности подшефных. Также 1 478 сотрудников УИС привлечены к дисциплинарной ответственности в течение 12 месяцев после завершения в отношении их наставничества, из них 75 сотрудников (5%) - за грубые нарушения служебной дисциплины.
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В 2020 г. 1 292 сотрудника УИС из числа подшефных (3% от общего числа подшефных) в период осуществления над ними наставничества привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 133 подшефных наказаны за грубые нарушения служебной дисциплины, что составляет 10% от общего числа привлеченных к дисциплинарной ответственности подшефных. Также 1 478 сотрудников УИС привлечены к дисциплинарной ответственности в течение 12 месяцев после завершения в отношении их наставничества, из них 75 сотрудников (5%) - за грубые нарушения служебной дисциплины.
Статья: Подделка подписи документов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подделка подписи клиента, например, в расходном ордере, а также внесение без ведома руководителя и клиента записи о расходной операции, которая фактически не совершалась, являются грубым нарушением служебной дисциплины, виновными противоправными действиями, дающими основания работодателю для утраты доверия к работнику. Утрата доверия является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подделка подписи клиента, например, в расходном ордере, а также внесение без ведома руководителя и клиента записи о расходной операции, которая фактически не совершалась, являются грубым нарушением служебной дисциплины, виновными противоправными действиями, дающими основания работодателю для утраты доверия к работнику. Утрата доверия является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Статья: Ответственность за повреждение или уничтожение чужого имущества
(Назарова И.С., Безуглова Е.С., Клянчина М.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 1)2. Грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудниками федеральной противопожарной службы, повлекшими возможное повреждение или уничтожение чужого имущества, могут также являться:
(Назарова И.С., Безуглова Е.С., Клянчина М.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 1)2. Грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудниками федеральной противопожарной службы, повлекшими возможное повреждение или уничтожение чужого имущества, могут также являться:
Статья: К вопросу о юридической ответственности как мере государственного принуждения
(Ожегова Г.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Другим примером является перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" <9>, при этом необходимо добавить, что данный пример может выступать и примером лишений личного характера, в связи с чем считаем верным в данном случае говорить о системности лишений.
(Ожегова Г.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Другим примером является перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" <9>, при этом необходимо добавить, что данный пример может выступать и примером лишений личного характера, в связи с чем считаем верным в данном случае говорить о системности лишений.