Границы между субъектами Российской Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы между субъектами Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий"
(постатейный)
(2-е издание, измененное и дополненное)
(рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев)
(науч. ред. Ю.И. Скуратов)
("Статут", 2013)1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
(постатейный)
(2-е издание, измененное и дополненное)
(рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев)
(науч. ред. Ю.И. Скуратов)
("Статут", 2013)1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
Готовое решение: Что такое землеустроительное дело и нужно ли оно для постановки земельного участка на кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)В землеустроительное дело включаются материалы и документы, которые получены при выполнении работ по установлению границ объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства, которая входит в его состав, используется для внесения в ЕГРН сведений о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований.
(КонсультантПлюс, 2025)В землеустроительное дело включаются материалы и документы, которые получены при выполнении работ по установлению границ объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства, которая входит в его состав, используется для внесения в ЕГРН сведений о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Готовое решение: Как организации предоставляются сведения из Единого государственного реестра недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)форму запроса, если нужен кадастровый план территории, проект межевания территории, выписка о зоне с особыми условиями использования территории, территориальной зоне и т.д. либо выписка о границе между субъектами РФ, границе муниципального образования и населенного пункта.
(КонсультантПлюс, 2025)форму запроса, если нужен кадастровый план территории, проект межевания территории, выписка о зоне с особыми условиями использования территории, территориальной зоне и т.д. либо выписка о границе между субъектами РФ, границе муниципального образования и населенного пункта.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (реестр границ);
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (реестр границ);
Статья: Федеральные территории в Российской Федерации: первый опыт создания и проблемы конституционно-правового регулирования
(Каримов Б.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Вместе с тем создание федеральной территории фактически является изменением границ субъекта Российской Федерации, оно не может осуществляться без соответствующего согласования <27>. В противном случае нарушается положение ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, предусматривающее возможность изменения территории субъекта Российской Федерации исключительно с его согласия. При этом узкое толкование указанного положения Конституции, - согласие субъекта необходимо только в случае изменения границ между субъектами Российской Федерации, в остальных случаях - согласие субъекта не требуется <28>, - применяться не может, так как оно существовало в Конституции до возникновения федеральных территорий. Изменение границ субъектов до поправок к Конституции 2020 г. могло быть сопряжено либо с изменением границ между субъектами Российской Федерации - вопрос внутригосударственного значения, либо с изменением государственной границы России - вопрос взаимоотношения России с иными государствами. В таком случае создание дополнительного исключения из правила ч. 3 ст. 67 ограничивает статус субъекта Российской Федерации, одной из составляющих которого является его территория <29>. Разрешение указанной конституционно-правовой проблемы входит в компетенцию законодателя, а если он данную коллизию не разрешит, то это способен сделать и Конституционный Суд РФ.
(Каримов Б.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Вместе с тем создание федеральной территории фактически является изменением границ субъекта Российской Федерации, оно не может осуществляться без соответствующего согласования <27>. В противном случае нарушается положение ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, предусматривающее возможность изменения территории субъекта Российской Федерации исключительно с его согласия. При этом узкое толкование указанного положения Конституции, - согласие субъекта необходимо только в случае изменения границ между субъектами Российской Федерации, в остальных случаях - согласие субъекта не требуется <28>, - применяться не может, так как оно существовало в Конституции до возникновения федеральных территорий. Изменение границ субъектов до поправок к Конституции 2020 г. могло быть сопряжено либо с изменением границ между субъектами Российской Федерации - вопрос внутригосударственного значения, либо с изменением государственной границы России - вопрос взаимоотношения России с иными государствами. В таком случае создание дополнительного исключения из правила ч. 3 ст. 67 ограничивает статус субъекта Российской Федерации, одной из составляющих которого является его территория <29>. Разрешение указанной конституционно-правовой проблемы входит в компетенцию законодателя, а если он данную коллизию не разрешит, то это способен сделать и Конституционный Суд РФ.
Статья: Перспективы конституционно-правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Отдельные элементы субординации и иерархии между палатами Федерального Собрания видятся лишь в законодательном процессе, в иных вопросах, отнесенных к ведению палат, можно говорить об их равенстве и независимости. Например, данное установление подкрепляется в утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации, в решении вопроса о возможности использования Вооруженных сил за пределами территории России, утверждении указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения, объявлении амнистии, назначении выборов, заслушивании докладов, назначении и согласовании должностных лиц и т.д.
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Отдельные элементы субординации и иерархии между палатами Федерального Собрания видятся лишь в законодательном процессе, в иных вопросах, отнесенных к ведению палат, можно говорить об их равенстве и независимости. Например, данное установление подкрепляется в утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации, в решении вопроса о возможности использования Вооруженных сил за пределами территории России, утверждении указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения, объявлении амнистии, назначении выборов, заслушивании докладов, назначении и согласовании должностных лиц и т.д.
Статья: Территории с особым публично-правовым статусом как фактор федеративной политики России
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Однако и в вопросе об изменении границ субъекта РФ не все однозначно. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Таким образом, если понимать Конституцию РФ буквально, согласие субъекта РФ требуется получить в том случае, если изменение границы затрагивает интересы нескольких субъектов РФ, т.е. Конституция РФ устанавливает некую гарантию согласования воль субъектов РФ <6>. При этом создание федеральной территории вовсе не обязательно имеет отношение к нескольким субъектам РФ и может касаться одного субъекта РФ. Выходит, в данном случае согласование воль субъектов РФ не предполагается, по крайней мере, на этот случай прямое требование о получении согласия субъекта РФ в Конституции РФ отсутствует.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Однако и в вопросе об изменении границ субъекта РФ не все однозначно. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Таким образом, если понимать Конституцию РФ буквально, согласие субъекта РФ требуется получить в том случае, если изменение границы затрагивает интересы нескольких субъектов РФ, т.е. Конституция РФ устанавливает некую гарантию согласования воль субъектов РФ <6>. При этом создание федеральной территории вовсе не обязательно имеет отношение к нескольким субъектам РФ и может касаться одного субъекта РФ. Выходит, в данном случае согласование воль субъектов РФ не предполагается, по крайней мере, на этот случай прямое требование о получении согласия субъекта РФ в Конституции РФ отсутствует.
Готовое решение: Что такое публичная кадастровая карта и для чего она может быть полезна
(КонсультантПлюс, 2025)государственная граница, границы между субъектами РФ, границы муниципальных образований и населенных пунктов, а также границы зон с особыми условиями использования территории, территориальных и других зон.
(КонсультантПлюс, 2025)государственная граница, границы между субъектами РФ, границы муниципальных образований и населенных пунктов, а также границы зон с особыми условиями использования территории, территориальных и других зон.
Статья: Территориальная основа российской государственности: результаты состоявшихся конституционных изменений и перспективы новых преобразований
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)В дополнение к названному в главе 3 Конституции РФ оправданно закрепить порядок изменения наименования субъекта РФ (в настоящее время он основывается исключительно на Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"), консолидировать положения о порядке изменения границ между субъектами РФ (рассредоточенные между Конституцией РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ и Регламентом Совета Федерации) <29>, скорректировать соответствующую терминологию (заменить "изменение границ" на "изменение прохождения границ" <30>) и расширить данный институт <31> (заменить "изменение" на "установление и изменение", а "границы между субъектами" - на "границы субъектов").
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)В дополнение к названному в главе 3 Конституции РФ оправданно закрепить порядок изменения наименования субъекта РФ (в настоящее время он основывается исключительно на Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"), консолидировать положения о порядке изменения границ между субъектами РФ (рассредоточенные между Конституцией РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ и Регламентом Совета Федерации) <29>, скорректировать соответствующую терминологию (заменить "изменение границ" на "изменение прохождения границ" <30>) и расширить данный институт <31> (заменить "изменение" на "установление и изменение", а "границы между субъектами" - на "границы субъектов").
Статья: Институт федеральной территории в системе российской государственности: методология конституционно-правового исследования
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)5. Установление и изменение границ федеральной территории не предполагают использование общеустановленных конституционных процедур проведения федеративно-территориальных преобразований (речь идет о нормах ч. 3 ст. 67 Конституции РФ - границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия; п. "а" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ - утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к ведению Российской Федерации). Из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 67, п. "б" ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ следует, что создание федеральных территорий на территории Российской Федерации, осуществляемое в соответствии с федеральным законом, является исключительной прерогативой (предметом исключительного ведения) Российской Федерации, которая сама решает вопросы федеративного устройства и территории Российской Федерации. Неприменима в данном случае и норма ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, поскольку территориальная организация местного самоуправления носит вторичный, производный характер в соотношении с определением границ государственно-территориальных образований.
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)5. Установление и изменение границ федеральной территории не предполагают использование общеустановленных конституционных процедур проведения федеративно-территориальных преобразований (речь идет о нормах ч. 3 ст. 67 Конституции РФ - границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия; п. "а" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ - утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к ведению Российской Федерации). Из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 67, п. "б" ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ следует, что создание федеральных территорий на территории Российской Федерации, осуществляемое в соответствии с федеральным законом, является исключительной прерогативой (предметом исключительного ведения) Российской Федерации, которая сама решает вопросы федеративного устройства и территории Российской Федерации. Неприменима в данном случае и норма ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, поскольку территориальная организация местного самоуправления носит вторичный, производный характер в соотношении с определением границ государственно-территориальных образований.
Статья: Формирование федеративных отношений в Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития
(Иналкаева К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)В ст. 102 Конституции РФ, кроме как утверждения изменения границ между субъектами Российской Федерации, нет полномочий, касающихся отношений федерального центра и его субъектов. Однако Конституция наделяет правом региональный парламент участвовать в законодательном процессе на федеральном уровне как через представителей в Совете Федерации, так и путем использования права законодательной инициативы (ст. 104), а также одобрения поправок к Конституции (ст. 134, 136). Касательно последнего Л.Э. Гумашвили отмечал: "...на деле Россия соответствует только одному признаку Федерации, это ратификация конституционных поправок субъектами!" <7>. Н.А. Филиппова отмечает, что стратегической целью реформы Совета Федерации должно быть расширение перечня его полномочий <8>. Может, стоит с ней согласиться насчет передачи Совету Федерации вопроса представления региональному парламенту как органу народного представительства в высшем эшелоне власти кандидатов на должность главы субъектов РФ. В Российской Федерации, характеризуемой высокой степенью централизации системы государственного управления и существенным объемом полномочий, принадлежащих федеральному центру в отношениях с регионами <9>, именно решение данного вопроса было бы наиболее актуальным.
(Иналкаева К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)В ст. 102 Конституции РФ, кроме как утверждения изменения границ между субъектами Российской Федерации, нет полномочий, касающихся отношений федерального центра и его субъектов. Однако Конституция наделяет правом региональный парламент участвовать в законодательном процессе на федеральном уровне как через представителей в Совете Федерации, так и путем использования права законодательной инициативы (ст. 104), а также одобрения поправок к Конституции (ст. 134, 136). Касательно последнего Л.Э. Гумашвили отмечал: "...на деле Россия соответствует только одному признаку Федерации, это ратификация конституционных поправок субъектами!" <7>. Н.А. Филиппова отмечает, что стратегической целью реформы Совета Федерации должно быть расширение перечня его полномочий <8>. Может, стоит с ней согласиться насчет передачи Совету Федерации вопроса представления региональному парламенту как органу народного представительства в высшем эшелоне власти кандидатов на должность главы субъектов РФ. В Российской Федерации, характеризуемой высокой степенью централизации системы государственного управления и существенным объемом полномочий, принадлежащих федеральному центру в отношениях с регионами <9>, именно решение данного вопроса было бы наиболее актуальным.
Статья: Конституционные ценности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации
(Евдокимов В.Б., Мочалов А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Обе формулировки, будучи в высшей степени эмоциональными и политизированными, достаточно спорны с конституционно-правовой точки зрения. Во-первых, согласно п. "б" ст. 71 Конституции РФ федеративное устройство и территория Российской Федерации (включающая территории ее субъектов) отнесены к исключительному федеральному ведению. Данное положение существенно ограничивает возможности регулирования территориальных вопросов в законодательстве субъектов РФ, в частности не допускает установления в региональных конституциях и уставах правил, несовместимых с закрепленным федеральной Конституцией разграничением предметов ведения. Во-вторых, ч. 3 ст. 67 Конституции РФ разрешает изменение границ между субъектами Федерации с их взаимного согласия. Буквальное же толкование ст. 9 Конституции Северной Осетии - Алании означает запрет любых - в том числе прямо дозволенных Конституцией РФ - действий по передаче какой-либо территории, находящейся в границах Республики, другому субъекту.
(Евдокимов В.Б., Мочалов А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Обе формулировки, будучи в высшей степени эмоциональными и политизированными, достаточно спорны с конституционно-правовой точки зрения. Во-первых, согласно п. "б" ст. 71 Конституции РФ федеративное устройство и территория Российской Федерации (включающая территории ее субъектов) отнесены к исключительному федеральному ведению. Данное положение существенно ограничивает возможности регулирования территориальных вопросов в законодательстве субъектов РФ, в частности не допускает установления в региональных конституциях и уставах правил, несовместимых с закрепленным федеральной Конституцией разграничением предметов ведения. Во-вторых, ч. 3 ст. 67 Конституции РФ разрешает изменение границ между субъектами Федерации с их взаимного согласия. Буквальное же толкование ст. 9 Конституции Северной Осетии - Алании означает запрет любых - в том числе прямо дозволенных Конституцией РФ - действий по передаче какой-либо территории, находящейся в границах Республики, другому субъекту.