Государственный реестр объектов накопленного вреда
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный реестр объектов накопленного вреда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 23
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 23
Статья: Классификация объектов накопленного вреда окружающей среде
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Как справедливо отмечает Г.В. Выпханова, подтверждение многообразия объектов накопленного вреда можно найти в специальном государственном реестре объектов накопленного вреда, где встречаются следующие понятия: "полигоны промышленных отходов, нефтешламоамбары, хвостохранилища, образовавшиеся в результате различных видов экономической деятельности, но и также полигоны и свалки твердых бытовых отходов" <7>.
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Как справедливо отмечает Г.В. Выпханова, подтверждение многообразия объектов накопленного вреда можно найти в специальном государственном реестре объектов накопленного вреда, где встречаются следующие понятия: "полигоны промышленных отходов, нефтешламоамбары, хвостохранилища, образовавшиеся в результате различных видов экономической деятельности, но и также полигоны и свалки твердых бытовых отходов" <7>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"2. Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в указанный реестр, определение объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из указанного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"2. Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в указанный реестр, определение объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из указанного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Статья: Проблемы правового определения экологической информации
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)При регулировании обращения с информацией ограниченного доступа законодатель также обычно дополнительно подчеркивает изъятие из такой информации сведений об окружающей среде. Так, согласно ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" <21> сведения, составляющие информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию), не могут составлять коммерческую тайну и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не вправе устанавливать режим конфиденциальности в отношении такой информации. Тем самым экологическая информация не может рассматриваться в составе такой информации ограниченного доступа, как информация, составляющая коммерческую тайну, а установление по ограничению доступа к сведениям из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде в этой части фактически не несет смысловой нагрузки.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)При регулировании обращения с информацией ограниченного доступа законодатель также обычно дополнительно подчеркивает изъятие из такой информации сведений об окружающей среде. Так, согласно ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" <21> сведения, составляющие информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию), не могут составлять коммерческую тайну и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не вправе устанавливать режим конфиденциальности в отношении такой информации. Тем самым экологическая информация не может рассматриваться в составе такой информации ограниченного доступа, как информация, составляющая коммерческую тайну, а установление по ограничению доступа к сведениям из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде в этой части фактически не несет смысловой нагрузки.
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Вероятно, подобный шаг обусловлен грандиозными масштабами несанкционированных мест размещения отходов (за 2019 г. количество выявленных несанкционированных свалок составило 12 254 <18>, а на конец 2021 г. превысило 15 тыс. <19>). Но, по мнению автора, такой подход может привести к направлению бюджетных средств на ликвидацию несанкционированных свалок, не обладающих характеристиками объектов накопленного вреда окружающей среде. Вывод об отсутствии оснований для включения несанкционированных свалок в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде совпадает также с позицией профессора Г.В. Выпхановой <20>.
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Вероятно, подобный шаг обусловлен грандиозными масштабами несанкционированных мест размещения отходов (за 2019 г. количество выявленных несанкционированных свалок составило 12 254 <18>, а на конец 2021 г. превысило 15 тыс. <19>). Но, по мнению автора, такой подход может привести к направлению бюджетных средств на ликвидацию несанкционированных свалок, не обладающих характеристиками объектов накопленного вреда окружающей среде. Вывод об отсутствии оснований для включения несанкционированных свалок в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде совпадает также с позицией профессора Г.В. Выпхановой <20>.
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)2) ОАО "Фосфор" (г. Тольятти), где на территории 162 га обнаружено 8 тыс. т химических веществ I - IV классов опасности <27> и в отношении которого предпринимаются действия по включению в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)2) ОАО "Фосфор" (г. Тольятти), где на территории 162 га обнаружено 8 тыс. т химических веществ I - IV классов опасности <27> и в отношении которого предпринимаются действия по включению в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Статья: О необходимости ликвидации объектов накопленного экологического вреда для перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)К этому следует добавить брошенные склады с пестицидами и иными химикатами, используемыми в сельском хозяйстве, а также экологические последствия от брошенных военных объектов. В настоящий момент принят ряд подзаконных актов, регламентирующих процедуры реализации положений Закона, в том числе определяющих порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде <4> и категорирования объектов, накопленный вред на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке <5>. В открытом доступе на сайте Минприроды РФ выложены сведения о таких объектах, включенных в реестр, - участках захоронения пестицидов, свалках твердых бытовых отходов, золоотвалах, зданиях и сооружениях и т.д. При этом ликвидация накопленного вреда не относится к какому-то виду юридической ответственности и применяется в отсутствие виновника причинения вреда, являясь разновидностью мероприятий по охране окружающей среды <6>.
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)К этому следует добавить брошенные склады с пестицидами и иными химикатами, используемыми в сельском хозяйстве, а также экологические последствия от брошенных военных объектов. В настоящий момент принят ряд подзаконных актов, регламентирующих процедуры реализации положений Закона, в том числе определяющих порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде <4> и категорирования объектов, накопленный вред на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке <5>. В открытом доступе на сайте Минприроды РФ выложены сведения о таких объектах, включенных в реестр, - участках захоронения пестицидов, свалках твердых бытовых отходов, золоотвалах, зданиях и сооружениях и т.д. При этом ликвидация накопленного вреда не относится к какому-то виду юридической ответственности и применяется в отсутствие виновника причинения вреда, являясь разновидностью мероприятий по охране окружающей среды <6>.
Статья: Правовое регулирование оценки и учета накопленного вреда окружающей среде
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Наличие на территории Российской Федерации объектов накопленного вреда является одним из вызовов экологической безопасности, получивших отражение в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 (п. 20). В 2017 году отмечалось наличие 340 объектов накопленного вреда, на которых размещены свыше 30 миллиардов тонн отходов производства и потребления (п. 10 Стратегии). Показательна динамика реализации мер по ликвидации накопленного вреда. В 2020 году в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС) внесены 207 объектов <1>, а по состоянию на 15 июля 2022 года - 507 объектов <2>. Растущая численность объектов накопленного вреда, прошедших государственный учет, подтверждает высокую актуальность проблемы их ликвидации, решение которой во многом зависит от эффективности мер по оценке выявленного вреда.
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Наличие на территории Российской Федерации объектов накопленного вреда является одним из вызовов экологической безопасности, получивших отражение в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 (п. 20). В 2017 году отмечалось наличие 340 объектов накопленного вреда, на которых размещены свыше 30 миллиардов тонн отходов производства и потребления (п. 10 Стратегии). Показательна динамика реализации мер по ликвидации накопленного вреда. В 2020 году в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС) внесены 207 объектов <1>, а по состоянию на 15 июля 2022 года - 507 объектов <2>. Растущая численность объектов накопленного вреда, прошедших государственный учет, подтверждает высокую актуальность проблемы их ликвидации, решение которой во многом зависит от эффективности мер по оценке выявленного вреда.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Так, Роспотребнадзор уполномочен утверждать методику осуществления оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан и осуществлять такую оценку. Росприроднадзор уполномочен осуществлять наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а Минприроды России - вести государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Так, Роспотребнадзор уполномочен утверждать методику осуществления оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан и осуществлять такую оценку. Росприроднадзор уполномочен осуществлять наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а Минприроды России - вести государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Статья: Обеспечение экологической безопасности при ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах в границах особо охраняемых природных территорий: вопросы права и практики
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)По состоянию на 26 апреля 2024 г. по результатам инвентаризации, проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) совместно с субъектами страны, выявлен и включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде 921 объект, из которых: 87,1% - свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе несанкционированные; 4,3% - полигоны ТКО и 8,6% - нефтехимические, химические, целлюлозно-бумажные и иные заброшенные предприятия <2>. Распоряжением Росприроднадзора России <3> на 2024 г. утвержден график выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Наиболее проблемными субъектами в стране являются Забайкальский край, Кемеровская область, Свердловская область, Якутия и даже Арктическая зона Российской Федерации с захламленной прибрежной территорией.
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)По состоянию на 26 апреля 2024 г. по результатам инвентаризации, проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) совместно с субъектами страны, выявлен и включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде 921 объект, из которых: 87,1% - свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе несанкционированные; 4,3% - полигоны ТКО и 8,6% - нефтехимические, химические, целлюлозно-бумажные и иные заброшенные предприятия <2>. Распоряжением Росприроднадзора России <3> на 2024 г. утвержден график выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Наиболее проблемными субъектами в стране являются Забайкальский край, Кемеровская область, Свердловская область, Якутия и даже Арктическая зона Российской Федерации с захламленной прибрежной территорией.
Статья: Выявление и критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)<13> Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 445 (ред. от 25.12.2019) "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2568.
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)<13> Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 445 (ред. от 25.12.2019) "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2568.