ГОСУДАРСТВЕННая КОМИССИя ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ

Подборка наиболее важных документов по запросу ГОСУДАРСТВЕННая КОМИССИя ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: ГОСУДАРСТВЕННая КОМИССИя ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: ГОСУДАРСТВЕННая КОМИССИя ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Арктика: институционально-правовое участие общественности
(Тепляшин И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 2)
1. В 2015 г. в России создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики <11>. Целями деятельности комиссии является защита национальных интересов Российской Федерации в Арктике и решение стратегических задач на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, а также кардинальное повышение эффективности государственного управления в Арктической зоне РФ. Но данная государственная структура не обладает существенными императивными возможностями по выполнению поставленных задач, не наделена распорядительно-властными полномочиями. В этом плане при Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики можно сформировать федеральную службу контроля (мониторинга) освоения Арктической зоны и возложить функции по проведению эффективной контрольной деятельности в сфере развития северных и арктических территорий с учетом национальных интересов. В работе данных государственных структур крайне важно обеспечить непосредственное участие заинтересованных представителей гражданского общества, общественных советов, общественных экспертов, научного сообщества.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Государственная политика в Арктической зоне Российской Федерации и молодежная стратегия в Арктике: к постановке проблемы
(Оглезнева Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 10)
В АЗРФ входят, кроме земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане, территории (полностью или частично) девяти субъектов РФ: Республики Карелия, Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Чукотского автономных округов. Несмотря на масштабность задач и целей, поставленных в различных нормативных правовых актах, касающихся освоения Арктики и ее социально-экономического развития, интенсивную работу Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ и других государственных, научных и общественных организаций, законодательное регулирование Арктики остается разрозненным и архаичным. Содержание же разработанного законопроекта "О развитии Арктической зоны Российской Федерации" состоит в инструктивном регулировании (процедур их создания и функционирования) восьми опорных зон развития <3>. Таким образом, сохраняется и закрепляется однобокий подход к освоению арктических территорий преимущественно в качестве ресурсных баз и развития их как промышленно-производственных объектов (в первую очередь в области добычи и переработки полезных ископаемых) на регулярной плановой основе с формированием очагов комплексного освоения, предложенный еще в начале XX века Комиссией по учебным учреждениям и научным предприятиям под руководством В.И. Вернадского <4> и использовавшийся в советский период в качестве основного механизма развития в удаленных и труднодоступных регионах интенсивного промышленного освоения. Хотя к основным целям функционирования опорных зон развития АЗРФ и относится комплексное социально-экономическое развитие арктических субъектов Российской Федерации и АЗРФ в целом, в том числе улучшение качества жизни населения, проживающего и работающего там, "почти две трети всех проектов напрямую связаны с разработкой минерально-сырьевой базы Арктической зоны Российской Федерации" <5>. Согласимся с тем, что "закон об опорных зонах развития... не должен подменять собой Закон об Арктической зоне Российской Федерации, который тоже нужен и не сводим к одному из инструментов развития в некоторых обособленных частях территории Арктической зоны Российской Федерации" <6>. АЗРФ для целей государственной политики должна быть выделена в качестве особого объекта государственного управления, обладающего уникальными географическими, природно-климатическими и социокультурными особенностями. Пока что задачи по развитию АЗРФ решаются разрозненно, не координированно, бессистемно, и под освоением Арктики общество понимает преимущественно экономическое освоение ее богатств, добычу - или, скорее, "выкачивание" - природных ресурсов. Варианты законопроекта были раскритикованы всеми регионами России, потому что там совершенно не была представлена социальная часть, которая касается жизни в условиях Арктики населения, тех людей, для которых это - родная земля и которые не собираются оттуда уезжать. Опыт десяти лет современной государственной политики России в Арктике, дискуссии и споры о содержании и направлении законодательного регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией основных идей и направлений государственной политики в АЗРФ, позволяют сделать вывод, что важнейшей проблемой для полноценного развития российской Арктики остается недостаточность людей, значительный отток населения из региона. Так, например, численность 13 арктических районов Республики Саха (Якутия) за последние 20 лет сократилась со 148 тысяч человек до 68 тысяч <7>; а численность постоянного населения, проживающего во всей российской Арктической зоне, в период с 2014 по 2017 год сократилась с двух миллионов 400 тысяч до двух миллионов 371 тысячи <8>. Огромное количество природных богатств, находящихся в арктических недрах, само по себе не решит задачи социально-экономического развития. Регионы Арктики имеют свои резервы для реализации политики привлечения и закрепления молодежи на этих территориях на основе сбалансированного сочетания материальных и моральных стимулов. К ним можно отнести достаточно развитую систему расселения - наличие городов и крупных городских поселений, - сохранившуюся еще с советского периода освоения Севера. "Привлечение молодежи будет способствовать не только обеспечению регионов трудовыми ресурсами (рабочей силой), но и повышению естественного прироста населения. Важное значение для роста численности населения и уменьшения его миграционного оттока имеет сохранение молодежи, родившейся и получившей специальность или рабочую профессию в этих регионах" <9>.

Нормативные акты: ГОСУДАРСТВЕННая КОМИССИя ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ