Государственная экспертиза проекта освоения лесов
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная экспертиза проекта освоения лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение и расторжение договора аренды лесного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Судебные инстанции при проверке доводов министерства исходили из того, что для удовлетворения заявленных требований необходимо доказать не просто факт нарушения предпринимателем договорных условий, но и существенность таких нарушений, влекущих наступление неблагоприятных последствий, а также невозможность воздействия на арендатора иными способами, не прибегая к прекращению договорных отношений. Суды при разрешении спора установили, что после обращения министерства с иском предпринимателем произведен демонтаж деревянного настила с лестницей на металлических опорах, данный факт зафиксирован в акте выездного обследования территории (лесного участка)... Также предприниматель не имеет задолженности по арендным платежам... В настоящее [время - ред.] на рассмотрении в министерстве находится новый проект освоения лесов. На момент разрешения спора министерством государственная услуга не предоставлена, проект освоения лесов экспертизу до настоящего времени не прошел. Ответчик является заинтересованным лицом в предоставлении документации в срок, которым исполнена обязанность по подготовке и направлению проекта освоения лесов на государственную экспертизу, что подтверждается заявлением... При этом министерством не представлено доказательств того, что отсутствие проекта освоения лесов не позволяет предпринимателю поддерживать лесную инфраструктуру в пригодном для использования состоянии... [и что он - ред.] допускает ухудшение переданного ему в аренду имущества. Принимая во внимание, что договор аренды заключен на длительный (49 лет) срок, обязательства по нему арендатором исполняются, лесной участок освобожден от ранее выявленного сооружения (деревянного настила с лестницей на металлических опорах), судебные инстанции пришли к выводу о несоразмерности такой меры, как расторжение договора, степени нарушенного предпринимателем обязательства..."
(КонсультантПлюс, 2025)Судебные инстанции при проверке доводов министерства исходили из того, что для удовлетворения заявленных требований необходимо доказать не просто факт нарушения предпринимателем договорных условий, но и существенность таких нарушений, влекущих наступление неблагоприятных последствий, а также невозможность воздействия на арендатора иными способами, не прибегая к прекращению договорных отношений. Суды при разрешении спора установили, что после обращения министерства с иском предпринимателем произведен демонтаж деревянного настила с лестницей на металлических опорах, данный факт зафиксирован в акте выездного обследования территории (лесного участка)... Также предприниматель не имеет задолженности по арендным платежам... В настоящее [время - ред.] на рассмотрении в министерстве находится новый проект освоения лесов. На момент разрешения спора министерством государственная услуга не предоставлена, проект освоения лесов экспертизу до настоящего времени не прошел. Ответчик является заинтересованным лицом в предоставлении документации в срок, которым исполнена обязанность по подготовке и направлению проекта освоения лесов на государственную экспертизу, что подтверждается заявлением... При этом министерством не представлено доказательств того, что отсутствие проекта освоения лесов не позволяет предпринимателю поддерживать лесную инфраструктуру в пригодном для использования состоянии... [и что он - ред.] допускает ухудшение переданного ему в аренду имущества. Принимая во внимание, что договор аренды заключен на длительный (49 лет) срок, обязательства по нему арендатором исполняются, лесной участок освобожден от ранее выявленного сооружения (деревянного настила с лестницей на металлических опорах), судебные инстанции пришли к выводу о несоразмерности такой меры, как расторжение договора, степени нарушенного предпринимателем обязательства..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 88 "Проект освоения лесов" ЛК РФ"Кроме того, нормами лесного законодательства предусмотрено, что одного только договора аренды недостаточно для использования лесного участка и заготовки древесины. Из смысла и содержания правовых норм в статьях 9, 24, 26, 29, 71, 72, 88 и 89 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в пункте 4 Правил заготовки древесины (приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 993) следует обязанность арендатора иметь проект освоения лесов и лесную декларацию. Данные документы носят разрешительный характер, так как легитимность им придают только исходящие от государственного органа (Министерства) положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов и решение о приемке лесной декларации, без наличия которых деятельность арендатора на лесном участке будет являться незаконной."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения3.4. Является ли существенным нарушением договора аренды лесного участка неисполнение предусмотренных им работ по охране, защите, воспроизводству лесов или по составлению проекта освоения лесов и получению положительного заключения госэкспертизы на него
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 89. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 89. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов
Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 513
(ред. от 04.09.2023)
"Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2020 N 61516)Зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2020 г. N 61516
(ред. от 04.09.2023)
"Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2020 N 61516)Зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2020 г. N 61516
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере разрешительной деятельности
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, в Сахалинской области по постановлению прокурора за незаконный отказ в выдаче хозяйствующему субъекту лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ было привлечено должностное лицо Управления Росприроднадзора. В Удмуртской Республике в связи с нарушением срока проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по постановлению прокурора заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды был привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, в Сахалинской области по постановлению прокурора за незаконный отказ в выдаче хозяйствующему субъекту лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ было привлечено должностное лицо Управления Росприроднадзора. В Удмуртской Республике в связи с нарушением срока проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по постановлению прокурора заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды был привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда, которые допускаются к строительству на них при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с лесным законодательством форма заявления утверждается органом государственной власти субъекта РФ, утвердившим положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда, которые допускаются к строительству на них при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с лесным законодательством форма заявления утверждается органом государственной власти субъекта РФ, утвердившим положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов;
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендодатель требовать плату по договору аренды, если арендатор не использовал имущество по зависящим от него причинам, не связанным с состоянием имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждение проекта проведения работ по разработке и добыче песчано-гравийной смеси Северного участка N 2 Кошехабльского месторождения, получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, подача в структурное подразделение управления лесной декларации не находятся в зависимости от волеизъявления арендодателя. Возникновению названных условий должны предшествовать активные действия арендатора.
Вправе ли арендодатель требовать плату по договору аренды, если арендатор не использовал имущество по зависящим от него причинам, не связанным с состоянием имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждение проекта проведения работ по разработке и добыче песчано-гравийной смеси Северного участка N 2 Кошехабльского месторождения, получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, подача в структурное подразделение управления лесной декларации не находятся в зависимости от волеизъявления арендодателя. Возникновению названных условий должны предшествовать активные действия арендатора.
Статья: О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением лесного законодательства
(Кудин А.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Проект освоения лесов, согласно частям 1, 2 статьи 89 ЛК РФ, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи.
(Кудин А.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Проект освоения лесов, согласно частям 1, 2 статьи 89 ЛК РФ, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в отношении некапитальных объектов: возведение объекта начато до вступления в силу Распоряжения N 999-р, получено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов, предусматривающий возведение такого объекта.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в отношении некапитальных объектов: возведение объекта начато до вступления в силу Распоряжения N 999-р, получено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов, предусматривающий возведение такого объекта.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Установлено, что возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не предусмотренных Перечнем, утвержденным настоящим распоряжением, допускаются, если такие строения, сооружения предусмотрены Перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р, и до вступления в силу настоящего распоряжения начато их возведение, и указанные строения, сооружения предусмотрены проектом освоения лесов, который получил положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Установлено, что возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не предусмотренных Перечнем, утвержденным настоящим распоряжением, допускаются, если такие строения, сооружения предусмотрены Перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р, и до вступления в силу настоящего распоряжения начато их возведение, и указанные строения, сооружения предусмотрены проектом освоения лесов, который получил положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Пленум Верховного Суда РФ охарактеризовал и критерии незаконности рубки лесных насаждений, к которым отнес: рубку без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Пленум Верховного Суда РФ охарактеризовал и критерии незаконности рубки лесных насаждений, к которым отнес: рубку без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<2> См.: Приказ Минприроды России от 15 февраля 2018 г. N 57 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<2> См.: Приказ Минприроды России от 15 февраля 2018 г. N 57 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда" // СПС "КонсультантПлюс".