Географические границы товарного рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Географические границы товарного рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы определения продуктовых границ товарного рынка на оптовых рынках перепродажи товара
(Малкина Н.Л., Шаститко А.А.)
("Закон", 2021, N 3)Здесь стоит отметить, что Порядок анализа рынков не содержит требований определять продуктовые и географические границы товарного рынка одним и тем же методом и на основании мнения покупателей одного и того же уровня. Более того, перечни методов для определения продуктовых и географических границ товарного рынка, перечисленные в п. 3.8 и 4.5 Порядка, различаются, что уже говорит о том, что данные границы рынков могут быть определены одним и тем же методом, по крайней мере, не во всех случаях.
(Малкина Н.Л., Шаститко А.А.)
("Закон", 2021, N 3)Здесь стоит отметить, что Порядок анализа рынков не содержит требований определять продуктовые и географические границы товарного рынка одним и тем же методом и на основании мнения покупателей одного и того же уровня. Более того, перечни методов для определения продуктовых и географических границ товарного рынка, перечисленные в п. 3.8 и 4.5 Порядка, различаются, что уже говорит о том, что данные границы рынков могут быть определены одним и тем же методом, по крайней мере, не во всех случаях.
Статья: Категории "цифровая платформа" и "цифровой товарный рынок" для целей конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Принятие "пятого антимонопольного пакета" и далее Федерального закона "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации" <*> (далее - Закон о платформенной экономике), в которых дается определение цифровой платформы, привело к кардинальному изменению правового регулирования конкурентных отношений. Обращаем внимание, что в качестве первой цели Закона о платформенной экономике названо развитие предпринимательства и конкуренции. С формированием платформенной экономики правовая и экономическая наука столкнулась с необходимостью решения целого ряда сложнейших вопросов, в частности: что есть цифровая платформа для целей конкурентного права? должны ли меняться законодательные подходы к определению продуктовых и географических границ товарного рынка в платформенной экономике? что есть цифровой товарный рынок? В настоящей статье мы попытаемся высказать свой авторский подход по вышеуказанным проблемам.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Принятие "пятого антимонопольного пакета" и далее Федерального закона "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации" <*> (далее - Закон о платформенной экономике), в которых дается определение цифровой платформы, привело к кардинальному изменению правового регулирования конкурентных отношений. Обращаем внимание, что в качестве первой цели Закона о платформенной экономике названо развитие предпринимательства и конкуренции. С формированием платформенной экономики правовая и экономическая наука столкнулась с необходимостью решения целого ряда сложнейших вопросов, в частности: что есть цифровая платформа для целей конкурентного права? должны ли меняться законодательные подходы к определению продуктовых и географических границ товарного рынка в платформенной экономике? что есть цифровой товарный рынок? В настоящей статье мы попытаемся высказать свой авторский подход по вышеуказанным проблемам.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.
Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)IV. Определение географических границ товарного рынка
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)IV. Определение географических границ товарного рынка
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок получения коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок- изменение продуктовых или географических границ товарного рынка;
Статья: Государственный контроль и надзор в области экономики в условиях ее интеграции
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Во-вторых, последующим этапом унификации регулирования выступает установление единых правил контроля в отношении трансграничных рынков. Само понятие трансграничного рынка, а точнее, критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции Евразийской экономической комиссии установлены на уровне ЕАЭС. Согласно данным критериям, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств - членов ЕАЭС <8>. Таким образом, в дополнение к традиционным понятиям внутреннего или национального рынка, внешнего рынка появляется понятие трансграничного рынка. В рамках последнего происходит унификация отдельных разновидностей контроля, в частности контроля в сфере конкурентных отношений (ст. 74 Договора о ЕАЭС <9>). Аналогичные процессы ученые констатируют в Европейском союзе, где национальные государства устанавливают ограничения на реализацию политики в определенных сферах (например, налогово-бюджетной) и делегируют интеграционным институтам контроль над некоторыми областями экономических отношений, такими как торговая политика и антимонопольное регулирование <10>.
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Во-вторых, последующим этапом унификации регулирования выступает установление единых правил контроля в отношении трансграничных рынков. Само понятие трансграничного рынка, а точнее, критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции Евразийской экономической комиссии установлены на уровне ЕАЭС. Согласно данным критериям, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств - членов ЕАЭС <8>. Таким образом, в дополнение к традиционным понятиям внутреннего или национального рынка, внешнего рынка появляется понятие трансграничного рынка. В рамках последнего происходит унификация отдельных разновидностей контроля, в частности контроля в сфере конкурентных отношений (ст. 74 Договора о ЕАЭС <9>). Аналогичные процессы ученые констатируют в Европейском союзе, где национальные государства устанавливают ограничения на реализацию политики в определенных сферах (например, налогово-бюджетной) и делегируют интеграционным институтам контроль над некоторыми областями экономических отношений, такими как торговая политика и антимонопольное регулирование <10>.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Преступные действия [Иванова] и ["Петровой"] привели к ограничению конкуренции на товарном рынке поставки лекарственных препаратов в географических границах Псковской области, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов иных участников рынка, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Действия [Иванова] и ["Петровой"] квалифицированы по ч. 1 ст. 285 УК РФ ("злоупотребление должностными полномочиями") <107>. Фигуранты дела были оштрафованы на 80 000 и 90 000 руб. соответственно <108>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Преступные действия [Иванова] и ["Петровой"] привели к ограничению конкуренции на товарном рынке поставки лекарственных препаратов в географических границах Псковской области, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов иных участников рынка, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Действия [Иванова] и ["Петровой"] квалифицированы по ч. 1 ст. 285 УК РФ ("злоупотребление должностными полномочиями") <107>. Фигуранты дела были оштрафованы на 80 000 и 90 000 руб. соответственно <108>.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)- географические границы товарного рынка (с учетом материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе территорий, определенных в соглашении хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства);
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)- географические границы товарного рынка (с учетом материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе территорий, определенных в соглашении хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства);
Статья: Антиконкурентные практики на цифровых рынках и правовые способы их пресечения
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Географические границы - это территория, в пределах которой потребитель рассматривает поставщиков взаимозаменяемых с точки зрения как технической возможности, так и экономической целесообразности приобретения у них товара. Процедура определения географических границ товарного рынка также включает три последовательных этапа: 1) предварительное определение географических границ товарного рынка; 2) выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара потребителями; 3) определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка (п. 4.1 Приказа ФАС России N 220).
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Географические границы - это территория, в пределах которой потребитель рассматривает поставщиков взаимозаменяемых с точки зрения как технической возможности, так и экономической целесообразности приобретения у них товара. Процедура определения географических границ товарного рынка также включает три последовательных этапа: 1) предварительное определение географических границ товарного рынка; 2) выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара потребителями; 3) определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка (п. 4.1 Приказа ФАС России N 220).
Статья: Анализ товарного рынка: методологические вопросы правового регулирования в условиях цифровизации экономики
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)По мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, решающее значение для признания отчета недействительным и, по сути, пересмотра Порядка N 220 в части подходов и методов определения географических границ товарного рынка, имеет то обстоятельство, что в понятии товарного рынка присутствует неудачное слово "может", означающее, что у потребителя всегда присутствует теоретическая и (или) гипотетическая возможность приобретения товара на иной, более обширной территории (как в прошлом, так и в будущем), включение в географические границы рынка не только территорий, на которых фактически осуществляется (осуществлялась) реализация товара, но и тех территорий, на которых теоретически и (или) гипотетически мог реализовываться (либо будет приобретаться в будущем) товар.
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)По мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, решающее значение для признания отчета недействительным и, по сути, пересмотра Порядка N 220 в части подходов и методов определения географических границ товарного рынка, имеет то обстоятельство, что в понятии товарного рынка присутствует неудачное слово "может", означающее, что у потребителя всегда присутствует теоретическая и (или) гипотетическая возможность приобретения товара на иной, более обширной территории (как в прошлом, так и в будущем), включение в географические границы рынка не только территорий, на которых фактически осуществляется (осуществлялась) реализация товара, но и тех территорий, на которых теоретически и (или) гипотетически мог реализовываться (либо будет приобретаться в будущем) товар.
Интервью: Картели в период пандемии (интернет-интервью с А.П. Тенишевым, заведующим кафедрой конкурентного права РАНХиГС)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Пандемия стала катализатором процессов изменения привычных товарных рынков. Вследствие распада сложившихся экономических связей меняются географические границы товарных рынков. Усиливается рыночная власть цифровых гигантов, и появляются монополии совершенно нового типа. Меняется сама природа конкуренции - это требует серьезных теоретических исследований. Появляются новые, не изученные еще наукой виды посягательств на конкуренцию. Это общемировые проблемы. Есть и проблемы насущные: рост цен на продукты питания и медикаменты, стройматериалы и металл, контейнерные перевозки и авиаперелеты. Это далеко не полный перечень. Самое опасное, что работает эффект домино, с этим нельзя справиться только методами мягкого регулирования - нужны и жесткие меры, но точечные и своевременные.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Пандемия стала катализатором процессов изменения привычных товарных рынков. Вследствие распада сложившихся экономических связей меняются географические границы товарных рынков. Усиливается рыночная власть цифровых гигантов, и появляются монополии совершенно нового типа. Меняется сама природа конкуренции - это требует серьезных теоретических исследований. Появляются новые, не изученные еще наукой виды посягательств на конкуренцию. Это общемировые проблемы. Есть и проблемы насущные: рост цен на продукты питания и медикаменты, стройматериалы и металл, контейнерные перевозки и авиаперелеты. Это далеко не полный перечень. Самое опасное, что работает эффект домино, с этим нельзя справиться только методами мягкого регулирования - нужны и жесткие меры, но точечные и своевременные.
Статья: Маркетинговое исследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
Статья: О некоторых вопросах совершенствования института изменения (отмены) предписаний антимонопольного органа в постсанкционных условиях
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Проект) <1>, разработанным ФАС России во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 7 октября 2023 г. N 11401-П9-ММ (далее - Поручение), предлагается расширить основания изменения предписаний антимонопольного органа в рамках контроля экономической концентрации и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (ст. 33 и 51.2 Федерального закона от 26 июля 2023 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <2> (далее - Закон о защите конкуренции). Данный перечень оснований возникновения существенных обстоятельств, в который входили изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения, предлагается дополнить несоответствием ценовых ориентиров предписания условиям обращения товара на товарном рынке.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Проект) <1>, разработанным ФАС России во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 7 октября 2023 г. N 11401-П9-ММ (далее - Поручение), предлагается расширить основания изменения предписаний антимонопольного органа в рамках контроля экономической концентрации и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (ст. 33 и 51.2 Федерального закона от 26 июля 2023 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <2> (далее - Закон о защите конкуренции). Данный перечень оснований возникновения существенных обстоятельств, в который входили изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения, предлагается дополнить несоответствием ценовых ориентиров предписания условиям обращения товара на товарном рынке.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.