Гарантийный срок при замене некачественного товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантийный срок при замене некачественного товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Замена товара ненадлежащего качества" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая заявленные С.В. требования судебная коллегия учитывает, что статья 21 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
Важнейшая практика по ст. 475 ГК РФПоследствия передачи технически сложного товара ненадлежащего качества
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как согласовать условие о качестве товара в договоре поставки
(КонсультантПлюс, 2025)4.1.3. Гарантийный срок на товар, предоставляемый взамен некачественного товара
(КонсультантПлюс, 2025)4.1.3. Гарантийный срок на товар, предоставляемый взамен некачественного товара
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)7. Наличие в технически сложном товаре недостатка, повторно проявившегося в период гарантийного срока после проведения мероприятий по его устранению, является самостоятельным основанием для удовлетворения требования о замене некачественного товара. При этом не имеют правового значения возможность устранения такого недостатка, соразмерность расходов и незначительность временных затрат на его устранение, а также отсутствие запрета на эксплуатацию товара при этом недостатке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)7. Наличие в технически сложном товаре недостатка, повторно проявившегося в период гарантийного срока после проведения мероприятий по его устранению, является самостоятельным основанием для удовлетворения требования о замене некачественного товара. При этом не имеют правового значения возможность устранения такого недостатка, соразмерность расходов и незначительность временных затрат на его устранение, а также отсутствие запрета на эксплуатацию товара при этом недостатке.
"Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на ювелирных предприятиях"
(утв. Приказом Роскомдрагмета от 10.09.1996 N 131)К внешнему браку относятся также затраты по ремонту проданной с гарантией продукции, если она вышла из строя ранее гарантийного срока (стоимость замененных деталей по гарантийному сроку службы, а также зарплата рабочих и расходы материалов по исправлению дефектов в изделиях).
(утв. Приказом Роскомдрагмета от 10.09.1996 N 131)К внешнему браку относятся также затраты по ремонту проданной с гарантией продукции, если она вышла из строя ранее гарантийного срока (стоимость замененных деталей по гарантийному сроку службы, а также зарплата рабочих и расходы материалов по исправлению дефектов в изделиях).
Статья: Общая характеристика гарантий качества товара
(Зардов Р.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В общем виде гарантия качества на сегодняшний день представляет собой обещание продавца относительно того, что товар в момент передачи покупателю соответствует установленным требованиям и в пределах разумного срока будет пригодным для обычных целей использования таких товаров (позитивный аспект), в противном случае продавец обязуется заменить или отремонтировать соответствующий товар, предпринять иные необходимые действия в связи с обнаруженными в период гарантийного срока дефектами (негативный аспект). В науке предлагались различные определения данного правового явления, но все они схожим образом определяют суть гарантии продавца, акцентируя внимание на упомянутом негативном аспекте. Так, по мнению Ф. Паризи, под гарантией следует понимать обещание продавца нести определенные обязанности, если качество приобретенного товара не соответствует договорным условиям и разумным ожиданиям покупателя <3>. Е. Лам схожим образом определяет гарантию на товар в качестве договорного обязательства, которое берет на себя производитель в связи с продажей некачественного продукта <4>. К. Вердт понимает под гарантией обещание продавца принять оговоренные в договоре меры в случае ненадлежащего качества купленного товара <5>. Дж. Шривастава и А. Митра полагают, что гарантия на продукт является обещанием, сделанным производителем, исправить проблемы, если продукт выходит из строя в течение указанного периода <6>. Согласно Директиве N 1999/44/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза "О некоторых аспектах продажи потребительских товаров и предоставляемых гарантиях" гарантия представляет собой обязательство продавца или производителя перед потребителем, предоставленное без дополнительной платы, на возмещение уплаченной стоимости или замену, ремонт или транспортировку товара народного потребления в любом случае, если они не удовлетворяют спецификациям, изложенным в гарантийной инструкции или соответствующей рекламе.
(Зардов Р.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В общем виде гарантия качества на сегодняшний день представляет собой обещание продавца относительно того, что товар в момент передачи покупателю соответствует установленным требованиям и в пределах разумного срока будет пригодным для обычных целей использования таких товаров (позитивный аспект), в противном случае продавец обязуется заменить или отремонтировать соответствующий товар, предпринять иные необходимые действия в связи с обнаруженными в период гарантийного срока дефектами (негативный аспект). В науке предлагались различные определения данного правового явления, но все они схожим образом определяют суть гарантии продавца, акцентируя внимание на упомянутом негативном аспекте. Так, по мнению Ф. Паризи, под гарантией следует понимать обещание продавца нести определенные обязанности, если качество приобретенного товара не соответствует договорным условиям и разумным ожиданиям покупателя <3>. Е. Лам схожим образом определяет гарантию на товар в качестве договорного обязательства, которое берет на себя производитель в связи с продажей некачественного продукта <4>. К. Вердт понимает под гарантией обещание продавца принять оговоренные в договоре меры в случае ненадлежащего качества купленного товара <5>. Дж. Шривастава и А. Митра полагают, что гарантия на продукт является обещанием, сделанным производителем, исправить проблемы, если продукт выходит из строя в течение указанного периода <6>. Согласно Директиве N 1999/44/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза "О некоторых аспектах продажи потребительских товаров и предоставляемых гарантиях" гарантия представляет собой обязательство продавца или производителя перед потребителем, предоставленное без дополнительной платы, на возмещение уплаченной стоимости или замену, ремонт или транспортировку товара народного потребления в любом случае, если они не удовлетворяют спецификациям, изложенным в гарантийной инструкции или соответствующей рекламе.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В качестве примера можно привести следующий случай. Покупатель обратился в суд с иском о замене некачественного товара, на который установлен гарантийный срок. Суд определил, что к моменту предъявления иска гарантийный срок истек. Однако в связи с тем, что в ходе эксплуатации товара неоднократно выявлялись его недостатки, что приводило к невозможности использования товара, суд установил возможность продления гарантийного срока на основании п. 2 ст. 471 ГК РФ на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков. Поскольку требования были заявлены в период продления гарантийного срока, иск покупателя был удовлетворен (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2005 по делу N А56-30487/2004).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В качестве примера можно привести следующий случай. Покупатель обратился в суд с иском о замене некачественного товара, на который установлен гарантийный срок. Суд определил, что к моменту предъявления иска гарантийный срок истек. Однако в связи с тем, что в ходе эксплуатации товара неоднократно выявлялись его недостатки, что приводило к невозможности использования товара, суд установил возможность продления гарантийного срока на основании п. 2 ст. 471 ГК РФ на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков. Поскольку требования были заявлены в период продления гарантийного срока, иск покупателя был удовлетворен (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2005 по делу N А56-30487/2004).
Готовое решение: Как отражать возврат товара в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат товара ненадлежащего качества в течение гарантийного срока покупатель в бухгалтерском учете отражает в обычном порядке. Если при этом поставщик заменил вам товар на такой же или аналогичный другой марки (модели, артикула), то получение нового товара отразите как обычное поступление сырья, материалов, товаров и др.
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат товара ненадлежащего качества в течение гарантийного срока покупатель в бухгалтерском учете отражает в обычном порядке. Если при этом поставщик заменил вам товар на такой же или аналогичный другой марки (модели, артикула), то получение нового товара отразите как обычное поступление сырья, материалов, товаров и др.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Разрешая споры об отказе потребителя от исполнения договора розничной купли-продажи технически сложного товара, нужно иметь в виду, что ст. 18 Закона РФ о защите прав потребителей предоставляет потребителю право при обнаружении любых недостатков требовать замены или возвратить товар и потребовать возврата оплаты в течение 15 дней после покупки. Если 15 дней со дня передачи технически сложного товара истекли, то далее в пределах гарантийного срока можно ставить вопрос о расторжении договора или о замене товара, если возник существенный недостаток, или в случае нарушения продавцом установленных сроков ремонта товара; или при отсутствии у потребителя возможности использования товара в общей сложности в течение более чем 30 дней в каждый год гарантийного срока по причине исправления выявленных недостатков в товаре <105>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Разрешая споры об отказе потребителя от исполнения договора розничной купли-продажи технически сложного товара, нужно иметь в виду, что ст. 18 Закона РФ о защите прав потребителей предоставляет потребителю право при обнаружении любых недостатков требовать замены или возвратить товар и потребовать возврата оплаты в течение 15 дней после покупки. Если 15 дней со дня передачи технически сложного товара истекли, то далее в пределах гарантийного срока можно ставить вопрос о расторжении договора или о замене товара, если возник существенный недостаток, или в случае нарушения продавцом установленных сроков ремонта товара; или при отсутствии у потребителя возможности использования товара в общей сложности в течение более чем 30 дней в каждый год гарантийного срока по причине исправления выявленных недостатков в товаре <105>.
Готовое решение: Как учреждению оформить и отразить возврат некачественного основного средства
(КонсультантПлюс, 2025)Требование об отказе от договора и возврате суммы, уплаченной за некачественный товар, вы вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если сроки не установлены, подать требование можно в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара. Более длительные сроки могут быть установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Требование об отказе от договора и возврате суммы, уплаченной за некачественный товар, вы вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если сроки не установлены, подать требование можно в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара. Более длительные сроки могут быть установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Может ли договор содержать условие об уплате поставщиком штрафа в случае поставки некачественного товара
(КонсультантПлюс, 2025)Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходили из того, что с учетом выводов, содержащихся в представленном заключении эксперта, и отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств, их опровергающих, выявленные истцом недостатки являются существенными, что препятствует использованию товара по назначению и свидетельствует о существенном нарушении требований к качеству товара и наличии оснований для замены вышедшего из строя в гарантийный срок товара и взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 7.2 договора.
Может ли договор содержать условие об уплате поставщиком штрафа в случае поставки некачественного товара
(КонсультантПлюс, 2025)Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходили из того, что с учетом выводов, содержащихся в представленном заключении эксперта, и отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств, их опровергающих, выявленные истцом недостатки являются существенными, что препятствует использованию товара по назначению и свидетельствует о существенном нарушении требований к качеству товара и наличии оснований для замены вышедшего из строя в гарантийный срок товара и взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 7.2 договора.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в технически сложном товаре недостатка, повторно проявившегося в период гарантийного срока после проведения мероприятий по его устранению, является самостоятельным основанием для удовлетворения требования о замене некачественного товара. При этом не имеют правового значения возможность устранения такого недостатка, соразмерность расходов и незначительность временных затрат на его устранение, а также отсутствие запрета на эксплуатацию товара при этом недостатке.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в технически сложном товаре недостатка, повторно проявившегося в период гарантийного срока после проведения мероприятий по его устранению, является самостоятельным основанием для удовлетворения требования о замене некачественного товара. При этом не имеют правового значения возможность устранения такого недостатка, соразмерность расходов и незначительность временных затрат на его устранение, а также отсутствие запрета на эксплуатацию товара при этом недостатке.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Общество приобретает товары у изготовителя (резидента иностранного государства) с целью продажи покупателям. По договору поставки с изготовителем последний отгружает 3% от количества товара на замену брака на случай, если таковой будет выявлен, и этим его гарантии ограничиваются (гарантийный срок на товар изготовитель не устанавливает, гарантийный ремонт не производит, устанавливает гарантийный срок и оформляет гарантийный талон покупателям продавец (общество).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Общество приобретает товары у изготовителя (резидента иностранного государства) с целью продажи покупателям. По договору поставки с изготовителем последний отгружает 3% от количества товара на замену брака на случай, если таковой будет выявлен, и этим его гарантии ограничиваются (гарантийный срок на товар изготовитель не устанавливает, гарантийный ремонт не производит, устанавливает гарантийный срок и оформляет гарантийный талон покупателям продавец (общество).
Статья: К вопросу о гарантийном сроке на объекты долевого строительства
(Бова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Считаем, что гарантийный срок носит пресекательный характер для потребителя при обращении к изготовителю с претензиями относительно качества приобретенного товара, то есть после истечения гарантийного срока претензии о ненадлежащем качестве товара удовлетворению не подлежат. Позиция автора находит свое подтверждение в доктрине гражданского права.
(Бова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Считаем, что гарантийный срок носит пресекательный характер для потребителя при обращении к изготовителю с претензиями относительно качества приобретенного товара, то есть после истечения гарантийного срока претензии о ненадлежащем качестве товара удовлетворению не подлежат. Позиция автора находит свое подтверждение в доктрине гражданского права.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)До 01.01.2021 продавец обязан был информировать покупателя о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки) (п. 10 Правил продажи товаров N 612). В соответствии с п. 31 Правил продажи товаров N 2463 при передаче технически сложных товаров бытового назначения, бывших в употреблении, потребителю одновременно передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические и (или) эксплуатационные документы (технический паспорт или иной, заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право потребителя на использование оставшегося гарантийного срока.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)До 01.01.2021 продавец обязан был информировать покупателя о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки) (п. 10 Правил продажи товаров N 612). В соответствии с п. 31 Правил продажи товаров N 2463 при передаче технически сложных товаров бытового назначения, бывших в употреблении, потребителю одновременно передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические и (или) эксплуатационные документы (технический паспорт или иной, заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право потребителя на использование оставшегося гарантийного срока.