Гарантии прав профсоюзов
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии прав профсоюзов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Создание (ликвидация) профсоюза
(КонсультантПлюс, 2025)...целью создания профсоюзов является представительство и защита социально-трудовых прав и интересов граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности, члены профсоюза должны быть объединены одним родом деятельности и общими производственными и профессиональными интересами, что необходимо отразить в уставе профсоюза.
(КонсультантПлюс, 2025)...целью создания профсоюзов является представительство и защита социально-трудовых прав и интересов граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности, члены профсоюза должны быть объединены одним родом деятельности и общими производственными и профессиональными интересами, что необходимо отразить в уставе профсоюза.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц" ГПК РФ"По смыслу статей 45, 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд прокурора, профессионального союза с заявлением в защиту трудовых прав, свобод и законных интересов работников, работающих у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, начало течения срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора определяется исходя из того, когда о нарушении своего права узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление, если иное не установлено законом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы защиты социально-трудовых прав работников профсоюзами на современном этапе
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4
Статья: Профсоюзы - как они себя чувствуют сегодня: права на бумаге или на деле?
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Профсоюзы - реальная защита трудовых прав
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Профсоюзы - реальная защита трудовых прав
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
(ред. от 29.09.2025)Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 294-ФЗ и Закон N 134-ФЗ не предоставляют право обжаловать действия (бездействие) и решения субъектов контрольно-надзорной деятельности третьим лицам, хотя более широкая формулировка, использованная законодателем в ст. 23 и 24 Закона N 294-ФЗ, допускает возможность подачи жалобы любым юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы (но в соответствии с уставными документами), граждане (не индивидуальные предприниматели) правом на обжалование не наделены. Более того, ст. 23 и 24 указанного законодательного акта по-разному определяют лиц, имеющих право на обжалование. Если в ст. 23 говорится, что в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то в ст. 24 - что юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять защиту исключительно своих прав и законных интересов. Помещение этой нормы в ст. 24, положения которой регламентируют общественную защиту, представляется довольно странным, поскольку рассматриваемая норма касается самозащиты, являющейся предметом ст. 23. Однако такая последовательность изложения норм допускает ограничительную интерпретацию их содержания, свидетельствующую о том, что законодатель не предоставил права на обжалование действий (бездействия) и решений органов контроля (надзора) общественным объединениям граждан, например обществам по защите прав потребителей, экологическим организациям, профсоюзам и т.д.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 294-ФЗ и Закон N 134-ФЗ не предоставляют право обжаловать действия (бездействие) и решения субъектов контрольно-надзорной деятельности третьим лицам, хотя более широкая формулировка, использованная законодателем в ст. 23 и 24 Закона N 294-ФЗ, допускает возможность подачи жалобы любым юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы (но в соответствии с уставными документами), граждане (не индивидуальные предприниматели) правом на обжалование не наделены. Более того, ст. 23 и 24 указанного законодательного акта по-разному определяют лиц, имеющих право на обжалование. Если в ст. 23 говорится, что в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то в ст. 24 - что юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять защиту исключительно своих прав и законных интересов. Помещение этой нормы в ст. 24, положения которой регламентируют общественную защиту, представляется довольно странным, поскольку рассматриваемая норма касается самозащиты, являющейся предметом ст. 23. Однако такая последовательность изложения норм допускает ограничительную интерпретацию их содержания, свидетельствующую о том, что законодатель не предоставил права на обжалование действий (бездействия) и решений органов контроля (надзора) общественным объединениям граждан, например обществам по защите прав потребителей, экологическим организациям, профсоюзам и т.д.
Ситуация: В чем отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Преимуществом трудового договора перед гражданско-правовым также является наличие разнообразных способов защиты трудовых прав, таких как самозащита работниками, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, судебная защита, а также право на обращение в органы прокуратуры. Фактически единственным способом защиты при нарушении условий гражданско-правовых договоров является обращение в суд (ст. 352 ТК РФ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2021).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Преимуществом трудового договора перед гражданско-правовым также является наличие разнообразных способов защиты трудовых прав, таких как самозащита работниками, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, судебная защита, а также право на обращение в органы прокуратуры. Фактически единственным способом защиты при нарушении условий гражданско-правовых договоров является обращение в суд (ст. 352 ТК РФ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2021).
Путеводитель по кадровым вопросам. ПрофсоюзСогласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ) профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
Ситуация: Каков порядок вступления и выхода из профсоюза работника?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)добровольно вышедший из профсоюза теряет право на защиту профсоюза, на пользование его имуществом, льготами. Сумма уплаченных им взносов не возвращается.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)добровольно вышедший из профсоюза теряет право на защиту профсоюза, на пользование его имуществом, льготами. Сумма уплаченных им взносов не возвращается.
Типовая ситуация: Как составить трудовой договор
(Издательство "Главная книга", 2025)объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них, для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
(Издательство "Главная книга", 2025)объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них, для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
Статья: Проблемы реализации защитной функции профсоюзов в новых формах занятости
(Чуча С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Чрезвычайно важно положение п. 2 ст. 45 законопроекта, предусматривающего, что профессиональные союзы осуществляют защиту прав граждан в сфере занятости населения. Эта норма открывает дорогу защитной функции профсоюзов в новых формах занятости, в том числе в самозанятости и платформенной занятости. Если же законодатель дозволяет профсоюзам осуществлять свою защитную функцию в отношении граждан, не состоящих с работодателем в классических трудовых отношениях, то и косвенно предоставляет таким гражданам право на объединение в профессиональные союзы. Сказанное относится не только к водителям легкового такси, заключившим трудовой договор с перевозчиком, но и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки легковым такси самостоятельно при наличии соответствующего разрешения, и к физическим лицам, имеющим соответствующее разрешение и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (ч. 1 ст. 12, п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона о такси), хотя последние и осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 20 Закона о такси) с агрегатором такси (ч. 2 ст. 3 Закона о такси).
(Чуча С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Чрезвычайно важно положение п. 2 ст. 45 законопроекта, предусматривающего, что профессиональные союзы осуществляют защиту прав граждан в сфере занятости населения. Эта норма открывает дорогу защитной функции профсоюзов в новых формах занятости, в том числе в самозанятости и платформенной занятости. Если же законодатель дозволяет профсоюзам осуществлять свою защитную функцию в отношении граждан, не состоящих с работодателем в классических трудовых отношениях, то и косвенно предоставляет таким гражданам право на объединение в профессиональные союзы. Сказанное относится не только к водителям легкового такси, заключившим трудовой договор с перевозчиком, но и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки легковым такси самостоятельно при наличии соответствующего разрешения, и к физическим лицам, имеющим соответствующее разрешение и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (ч. 1 ст. 12, п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона о такси), хотя последние и осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 20 Закона о такси) с агрегатором такси (ч. 2 ст. 3 Закона о такси).