Форс мажор акты государственных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Форс мажор акты государственных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Подряд: Подрядчик не смог выполнить работы по не зависящим от него причинам. Подрядчик хочет взыскать понесенные расходы
(КонсультантПлюс, 2024)Подрядчиком во исполнение договора подряда понесены расходы. Невозможность исполнения договора, по мнению Подрядчика, возникла по не зависящим от него причинам (издание акта органа государственной власти, который делает невозможным исполнение обязательства; наступление форс-мажорных обстоятельств; неисполнение встречных обязательств по договору Заказчиком). Заказчик не возместил понесенные расходы.
(КонсультантПлюс, 2024)Подрядчиком во исполнение договора подряда понесены расходы. Невозможность исполнения договора, по мнению Подрядчика, возникла по не зависящим от него причинам (издание акта органа государственной власти, который делает невозможным исполнение обязательства; наступление форс-мажорных обстоятельств; неисполнение встречных обязательств по договору Заказчиком). Заказчик не возместил понесенные расходы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2024 N 09АП-36121/2024 по делу N А40-303209/2023
Категория спора: Поставка для государственных и муниципальных нужд (госзакупки).
Требования поставщика: О расторжении договора.
Обстоятельства: Препятствия к исполнению договора на согласованных условиях (в части поставки оборудования определенного иностранного производителя) возникли не только для сторон конкретного обязательства, но и для неопределенного круга лиц в связи с приостановкой поставок товаров на территорию РФ из-за введенных санкционных ограничений, запретом на экспорт оборудования согласно решению уполномоченного органа страны производителя оборудования. На момент заключения договора стороны не могли предвидеть наступление данных обстоятельств, преодолеть их не представляется возможным.
Решение: Удовлетворено.Учитывая введение санкционных ограничений и запретов, прекращение поставок Оборудования иностранным производителем на территорию РФ, возможно квалифицировать возникшие обстоятельства применительно к исполнению Истцом обязательств по Договору, как последствия воздействия обстоятельств непреодолимой силы, которые стороны Договора согласовали в качестве оснований освобождения от ответственности согласно пунктом 6.1. Договора поставки, которым к обстоятельствам непреодолимой силы отнесены, в том числе, принятие органами государственной власти или управления любого уровня актов, повлекших невозможность надлежащего исполнения обязательств по Договору.
Категория спора: Поставка для государственных и муниципальных нужд (госзакупки).
Требования поставщика: О расторжении договора.
Обстоятельства: Препятствия к исполнению договора на согласованных условиях (в части поставки оборудования определенного иностранного производителя) возникли не только для сторон конкретного обязательства, но и для неопределенного круга лиц в связи с приостановкой поставок товаров на территорию РФ из-за введенных санкционных ограничений, запретом на экспорт оборудования согласно решению уполномоченного органа страны производителя оборудования. На момент заключения договора стороны не могли предвидеть наступление данных обстоятельств, преодолеть их не представляется возможным.
Решение: Удовлетворено.Учитывая введение санкционных ограничений и запретов, прекращение поставок Оборудования иностранным производителем на территорию РФ, возможно квалифицировать возникшие обстоятельства применительно к исполнению Истцом обязательств по Договору, как последствия воздействия обстоятельств непреодолимой силы, которые стороны Договора согласовали в качестве оснований освобождения от ответственности согласно пунктом 6.1. Договора поставки, которым к обстоятельствам непреодолимой силы отнесены, в том числе, принятие органами государственной власти или управления любого уровня актов, повлекших невозможность надлежащего исполнения обязательств по Договору.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажоре) в контрактной системе
(Удалихин А.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 12)Ведя речь о правовых актах, следует отметить, что многие заказчики в проектах контрактов указывают, что принятие нормативных правовых актов является действием непреодолимой силы. Вместе с тем автором выявлена судебная практика, указывающая на то, что вступление в силу каких-либо нормативных актов государственных органов не относится к форс-мажору.
(Удалихин А.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 12)Ведя речь о правовых актах, следует отметить, что многие заказчики в проектах контрактов указывают, что принятие нормативных правовых актов является действием непреодолимой силы. Вместе с тем автором выявлена судебная практика, указывающая на то, что вступление в силу каких-либо нормативных актов государственных органов не относится к форс-мажору.
Статья: Временная юридическая невозможность в российской судебной практике
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Хотя нельзя не отметить, что в судебной практике встречаются более жесткие позиции, согласно которым "издание акта государственного органа не является обстоятельством непреодолимой силы" <155>, "финансовые санкции напрямую не относятся ни к форс-мажору (ст. 401 ГК РФ), ни к существенным изменениям обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), а квалифицируются как элемент предпринимательского риска" <156>. В таком случае даже попытки заменить поставляемое оборудование другим не позволят стороне защититься от несения ответственности <157>. В одном из дел суд отметил, что поставщиком выступает ответчик, находящийся на территории Российской Федерации (Белгородская область). То обстоятельство, что поставляемые товары заказаны поставщиком у общества с ограниченной ответственностью "Союз-Спецтехника", находящегося на территории Украины, относится к его коммерческому риску <158>. В некоторых случаях суды прямо указывают, что при возникновении обстоятельств непреодолимой силы возможность замены оборудования иным аналогичным, в том числе произведенным в другой стране, договором не предусмотрена <159>.
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Хотя нельзя не отметить, что в судебной практике встречаются более жесткие позиции, согласно которым "издание акта государственного органа не является обстоятельством непреодолимой силы" <155>, "финансовые санкции напрямую не относятся ни к форс-мажору (ст. 401 ГК РФ), ни к существенным изменениям обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), а квалифицируются как элемент предпринимательского риска" <156>. В таком случае даже попытки заменить поставляемое оборудование другим не позволят стороне защититься от несения ответственности <157>. В одном из дел суд отметил, что поставщиком выступает ответчик, находящийся на территории Российской Федерации (Белгородская область). То обстоятельство, что поставляемые товары заказаны поставщиком у общества с ограниченной ответственностью "Союз-Спецтехника", находящегося на территории Украины, относится к его коммерческому риску <158>. В некоторых случаях суды прямо указывают, что при возникновении обстоятельств непреодолимой силы возможность замены оборудования иным аналогичным, в том числе произведенным в другой стране, договором не предусмотрена <159>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"2. К заявлению страхователя о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 4 статьи 26.2 настоящего Федерального закона, прилагаются заключение о факте наступления в отношении страхователя обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для обращения страхователя с этим заявлением, и акт оценки причиненного страхователю ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(ред. от 29.05.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"2. К заявлению страхователя о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 4 статьи 26.2 настоящего Федерального закона, прилагаются заключение о факте наступления в отношении страхователя обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для обращения страхователя с этим заявлением, и акт оценки причиненного страхователю ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Вопрос 7: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ), в том числе в связи с актом государственного органа (статья 417 ГК РФ), а если возможно - то при каких условиях?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Вопрос 7: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ), в том числе в связи с актом государственного органа (статья 417 ГК РФ), а если возможно - то при каких условиях?