Формирование списка присяжных заседателей

Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование списка присяжных заседателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Присяжные заседатели
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет каждые четыре года список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих на территории муниципального образования граждан и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). Число граждан, подлежащих включению в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, округа и субъекта РФ, составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в соответствующие списки (ч. 4 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).
Статья: История одного несостоявшегося суда присяжных (на примере судебной практики районного суда)
(Бедняков И.Л., Развейкина Н.А.)
("Российский судья", 2023, N 11)
Во-вторых, в УПК РФ не решен вопрос о процессуальной траектории уголовного дела в случае, когда обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом присяжных, однако коллегию по совокупности причин сформировать не удалось, при этом основной и запасной списки районного суда исчерпаны. Наиболее очевидным решением данной проблемы является внесение в закон нормы об изменении территориальной подсудности (институт альтернативной подсудности) при невозможности сформировать коллегию присяжных заседателей в районном (городском, гарнизонном) суде. Например, предусмотреть возможность передачи уголовного дела на рассмотрение суду субъекта, где численность основного и запасного списков в разы превышает районный <8>. Это предложение уже высказывалось в литературе <9>, однако оставлено законодателем без внимания. Более новаторским выглядит предложение узаконить волонтерский принцип формирования запасного списка кандидатов в присяжные заседатели, когда в него включаются сознательные добровольцы, готовые к участию в рассмотрении дела в качестве присяжного <10>. Данное предложение не лишено смысла, поскольку нет оснований полагать, что носители активной гражданской позиции, желающие участвовать в отправлении правосудия, будут менее беспристрастными или менее справедливыми по сравнению с "судьями поневоле". Кроме того, авторский опыт экспериментальных опросов в студенческих группах показывает, что среди студентов-юристов лишь один из десяти готов выступить в роли присяжного заседателя, в то время как среди студентов-психологов эту готовность выражают девять человек из десяти.

Нормативные акты

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей