Финансовый уполномоченный повторная экспертиза
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовый уполномоченный повторная экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 307 "Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод" УК РФ"Указание суда на недоверие к экспертизе, проведенной по поручению финансового уполномоченного по тому основанию, что эксперт не предупреждался об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ не является основанием для назначения повторной экспертизы, поскольку законом не предусмотрена такая обязанность возложения на независимого эксперта предупреждения об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ в рамках проведения досудебной экспертизы."
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.09.2024 по делу N 33-10423/2023 (УИД 54RS0031-01-2022-001901-35)
Категория спора: ОСАГО.
Требования выгодоприобретателя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании расходов на экспертизу; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Автомобиль истца получил повреждения в результате ДТП. Страховщик ДТП страховым случаем не признал в связи с несоответствием повреждений автомобиля истца обстоятельствам заявленного ДТП.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Заключение ООО "Эксперт права", подготовленное по инициативе финансового уполномоченного, заключение ИП Л., подготовленное истцом, повторной судебной экспертизы ФБУ Сибирский РСЦУ Минюста России, не могут быть признаны в качестве достоверных доказательств, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы ООО "Экспертиза Обстоятельств дорожно-транспортных происшествий", поскольку не содержит графического моделирования столкновения транспортных средств, стадий взаимодействия, в связи с чем, выводы в части механизма дорожно-транспортного происшествия, соответствия повреждений заявленной обстановке дорожно-транспортного происшествия не мотивированы.
Категория спора: ОСАГО.
Требования выгодоприобретателя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании расходов на экспертизу; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Автомобиль истца получил повреждения в результате ДТП. Страховщик ДТП страховым случаем не признал в связи с несоответствием повреждений автомобиля истца обстоятельствам заявленного ДТП.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Заключение ООО "Эксперт права", подготовленное по инициативе финансового уполномоченного, заключение ИП Л., подготовленное истцом, повторной судебной экспертизы ФБУ Сибирский РСЦУ Минюста России, не могут быть признаны в качестве достоверных доказательств, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы ООО "Экспертиза Обстоятельств дорожно-транспортных происшествий", поскольку не содержит графического моделирования столкновения транспортных средств, стадий взаимодействия, в связи с чем, выводы в части механизма дорожно-транспортного происшествия, соответствия повреждений заявленной обстановке дорожно-транспортного происшествия не мотивированы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Последняя инстанция
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)- С.А.: Раньше была экспертиза страховщика, экспертиза истца и судебная экспертиза. В разъяснениях ВС РФ указал, что если при рассмотрении обращения потребителя финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям ст. 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются.
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)- С.А.: Раньше была экспертиза страховщика, экспертиза истца и судебная экспертиза. В разъяснениях ВС РФ указал, что если при рассмотрении обращения потребителя финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям ст. 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются.
Статья: Судебные экспертизы по спорам, вытекающим из договоров страхования транспортных средств
(Филиппов А.Е.)
("Судья", 2021, N 2)Проверяя законность требований потребителя финансовой услуги, суд не должен подменять собой финансового уполномоченного. При наличии объективных причин, обусловливающих необходимость проведения дополнительной или повторной экспертизы, суд проверяет доводы истца о правомерности присужденного ему страхового возмещения с учетом всех обстоятельств дела, в том числе и материалов, представленных финансовым уполномоченным.
(Филиппов А.Е.)
("Судья", 2021, N 2)Проверяя законность требований потребителя финансовой услуги, суд не должен подменять собой финансового уполномоченного. При наличии объективных причин, обусловливающих необходимость проведения дополнительной или повторной экспертизы, суд проверяет доводы истца о правомерности присужденного ему страхового возмещения с учетом всех обстоятельств дела, в том числе и материалов, представленных финансовым уполномоченным.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 19
"О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества"121. Если при рассмотрении обращения страхователя (выгодоприобретателя) финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к правилам о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую о назначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанность обосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя с результатом организованной финансовым уполномоченным независимой экспертизы (оценки), наличие нескольких заключений независимых экспертиз, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются.
"О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества"121. Если при рассмотрении обращения страхователя (выгодоприобретателя) финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к правилам о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую о назначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанность обосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя с результатом организованной финансовым уполномоченным независимой экспертизы (оценки), наличие нескольких заключений независимых экспертиз, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"130. Если при рассмотрении обращения потерпевшего финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям статьи 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую о назначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанность обосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются.
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"130. Если при рассмотрении обращения потерпевшего финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям статьи 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую о назначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанность обосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются.
Статья: Внесудебные экспертные исследования (досудебная экспертиза)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с разъяснением п. 130 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31 если при рассмотрении обращения потерпевшего финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям ст. 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую о назначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанность обосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с разъяснением п. 130 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31 если при рассмотрении обращения потерпевшего финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям ст. 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую о назначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанность обосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются.
Статья: Двухлетие института финансового уполномоченного в России: неочевидные проблемы правоприменения
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Так, например, в имеющихся сегодня Разъяснениях Верховного Суда РФ <6> не содержится ограничений по вопросу переоценки установленных обстоятельств финансовым уполномоченным, кроме одного, в соответствии с которым в рамках данной категории дел суд может решать вопрос о возможности назначения только дополнительной или повторной экспертизы. В то же время практика рассмотрения данной категории дел говорит о том, что суды практически всегда назначают по данным делам повторные или дополнительные автотехнические экспертизы, руководствуясь теми подходами, которые существовали еще до введения в действие Закона о финансовом уполномоченном.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Так, например, в имеющихся сегодня Разъяснениях Верховного Суда РФ <6> не содержится ограничений по вопросу переоценки установленных обстоятельств финансовым уполномоченным, кроме одного, в соответствии с которым в рамках данной категории дел суд может решать вопрос о возможности назначения только дополнительной или повторной экспертизы. В то же время практика рассмотрения данной категории дел говорит о том, что суды практически всегда назначают по данным делам повторные или дополнительные автотехнические экспертизы, руководствуясь теми подходами, которые существовали еще до введения в действие Закона о финансовом уполномоченном.
Статья: Некоторые проблемы применения закона о финансовом уполномоченном в процессе защиты гражданских прав
(Наумов М.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)При этом любые сложности, связанные с необходимостью проведения повторных экспертиз или оспариванием выводов экспертов, судами нивелируются выводом, который был дан самим Верховным Судом РФ о том, что "несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются" <10>.
(Наумов М.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)При этом любые сложности, связанные с необходимостью проведения повторных экспертиз или оспариванием выводов экспертов, судами нивелируются выводом, который был дан самим Верховным Судом РФ о том, что "несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются" <10>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Не предоставляя сторонам информацию о виде (роде) экспертизы, наименовании экспертной организации, месте и времени проведения экспертизы, вопросах, поставленных финансовым уполномоченным перед экспертом, последний ссылается на следующее: 1) согласно ч. 10 ст. 20 Закона N 123-ФЗ финансовый уполномоченный вправе организовывать проведение независимой экспертизы (оценки) по предмету спора для решения вопросов, связанных с рассмотрением обращения. В ней, как и в других статьях Закона N 123-ФЗ, предусмотрены требования о необходимости предоставления сторонам информации о виде (роде) экспертизы, наименовании экспертной организации, месте и времени проведения экспертизы, вопросах, поставленных финансовым уполномоченным перед экспертом; 2) в соответствии с абз. 2 п. 7 Положения N 433-П при организации повторной экспертизы одна сторона (эксперт-техник, экспертная организация) должна быть уведомлена инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Из сказанного финансовый уполномоченный делает вывод, что требования п. 7 Положения N 433-П, предъявляемые к проведению повторной экспертизы, распространяются на правоотношения, возникшие между страховщиком и потерпевшим в рамках Закона N 40-ФЗ, но не Закона N 123-ФЗ.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Не предоставляя сторонам информацию о виде (роде) экспертизы, наименовании экспертной организации, месте и времени проведения экспертизы, вопросах, поставленных финансовым уполномоченным перед экспертом, последний ссылается на следующее: 1) согласно ч. 10 ст. 20 Закона N 123-ФЗ финансовый уполномоченный вправе организовывать проведение независимой экспертизы (оценки) по предмету спора для решения вопросов, связанных с рассмотрением обращения. В ней, как и в других статьях Закона N 123-ФЗ, предусмотрены требования о необходимости предоставления сторонам информации о виде (роде) экспертизы, наименовании экспертной организации, месте и времени проведения экспертизы, вопросах, поставленных финансовым уполномоченным перед экспертом; 2) в соответствии с абз. 2 п. 7 Положения N 433-П при организации повторной экспертизы одна сторона (эксперт-техник, экспертная организация) должна быть уведомлена инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Из сказанного финансовый уполномоченный делает вывод, что требования п. 7 Положения N 433-П, предъявляемые к проведению повторной экспертизы, распространяются на правоотношения, возникшие между страховщиком и потерпевшим в рамках Закона N 40-ФЗ, но не Закона N 123-ФЗ.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)11. Весьма неоднозначной оценки заслуживает введение института финансового уполномоченного. С одной стороны, например, по спорам граждан со страховыми организациями работа финансового уполномоченного разгружает мировых судей. С другой стороны, граждане воспринимают необходимость обращения к финансовому уполномоченному как дополнительную преграду в плане доступа к правосудию. Отдельными аспектами решений финансового уполномоченного остаются недовольны страховые компании (например, речь идет о невозможности снижения финансовым уполномоченным неустойки по ст. 333 ГК РФ), в итоге судебная система все равно нагружается дополнительными спорами, связанными с оспариванием решений финансового уполномоченного.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)11. Весьма неоднозначной оценки заслуживает введение института финансового уполномоченного. С одной стороны, например, по спорам граждан со страховыми организациями работа финансового уполномоченного разгружает мировых судей. С другой стороны, граждане воспринимают необходимость обращения к финансовому уполномоченному как дополнительную преграду в плане доступа к правосудию. Отдельными аспектами решений финансового уполномоченного остаются недовольны страховые компании (например, речь идет о невозможности снижения финансовым уполномоченным неустойки по ст. 333 ГК РФ), в итоге судебная система все равно нагружается дополнительными спорами, связанными с оспариванием решений финансового уполномоченного.
Статья: Рассмотрение страховых споров в судах общей юрисдикции
(Романовский С.В.)
("РГУП", 2022)На это ориентирует и разъяснение, данное Президиумом. В нем, в частности, указывается, что если при рассмотрении обращения потребителя финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям статьи 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую о назначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанность обосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, само по себе безусловным основанием для назначения судебной экспертизы не является.
(Романовский С.В.)
("РГУП", 2022)На это ориентирует и разъяснение, данное Президиумом. В нем, в частности, указывается, что если при рассмотрении обращения потребителя финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям статьи 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую о назначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанность обосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, само по себе безусловным основанием для назначения судебной экспертизы не является.
Статья: Законная сила судебных постановлений и правовая сила АРС-соглашений: допустима ли унификация?
(Стрельцова Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)<33> "Если при рассмотрении обращения потребителя финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям ст. 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы" (Разъяснения по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (утв. Президиумом ВС РФ 18 марта 2020 г) // СПС "КонсультантПлюс").
(Стрельцова Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)<33> "Если при рассмотрении обращения потребителя финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям ст. 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы" (Разъяснения по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (утв. Президиумом ВС РФ 18 марта 2020 г) // СПС "КонсультантПлюс").
Статья: Об использовании досудебных экспертных исследований по гражданским делам
(Зубович М.М., Коршакова К.В., Томбулова Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Исходя из указанных разъяснений, суды при рассмотрении дел данной категории обязаны изучить экспертное исследование, проведенное по поручению финансового уполномоченного, и проверить наличие объективных оснований для назначения по делу в соответствии со ст. 79 ГПК РФ судебной экспертизы применительно к положениям ст. 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы, то есть в случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного исследования, проведенного по поручению финансового уполномоченного, либо в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности данного заключения. Вышеназванные разъяснения не приняты во внимание судьями Волгоградской области, судебные экспертизы назначаются без анализа и оценки исследования, проведенного по поручению финансового уполномоченного, и в отсутствие каких-либо обоснований необходимости в повторном исследовании стоимости ущерба и соответствия повреждений транспортного средства заявленному механизму дорожно-транспортного происшествия. При назначении судебной автотехнической или оценочной экспертизы судам предложено выяснять объективные основания для назначения по делу судебной экспертизы, назначать по делу судебные экспертизы при наличии недостаточной ясности или неполноты экспертного исследования, проведенного по поручению финансового уполномоченного, либо в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности данного заключения <9>. Думается, что аналогичный подход суды должны использовать и при оценке результатов досудебного экспертного исследования, инициированного самим потерпевшим.
(Зубович М.М., Коршакова К.В., Томбулова Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Исходя из указанных разъяснений, суды при рассмотрении дел данной категории обязаны изучить экспертное исследование, проведенное по поручению финансового уполномоченного, и проверить наличие объективных оснований для назначения по делу в соответствии со ст. 79 ГПК РФ судебной экспертизы применительно к положениям ст. 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы, то есть в случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного исследования, проведенного по поручению финансового уполномоченного, либо в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности данного заключения. Вышеназванные разъяснения не приняты во внимание судьями Волгоградской области, судебные экспертизы назначаются без анализа и оценки исследования, проведенного по поручению финансового уполномоченного, и в отсутствие каких-либо обоснований необходимости в повторном исследовании стоимости ущерба и соответствия повреждений транспортного средства заявленному механизму дорожно-транспортного происшествия. При назначении судебной автотехнической или оценочной экспертизы судам предложено выяснять объективные основания для назначения по делу судебной экспертизы, назначать по делу судебные экспертизы при наличии недостаточной ясности или неполноты экспертного исследования, проведенного по поручению финансового уполномоченного, либо в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности данного заключения <9>. Думается, что аналогичный подход суды должны использовать и при оценке результатов досудебного экспертного исследования, инициированного самим потерпевшим.