Федеральные Клинические рекомендации по анафилактическому шоку
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральные Клинические рекомендации по анафилактическому шоку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Стандартные операционные процедуры в неонатальных отделениях перинатального центра
(Миткинов О.Э., Горбачев В.И.)
("Медицинское право", 2025, N 1)<6> Анафилактический шок. Клинические рекомендации / Н.Г. Астафьева, А.Ж. Баялиева, И.Б. Заболотских [и др.] // Российский аллергологический журнал. 2021. Т. 18. N 1. С. 56 - 72.
(Миткинов О.Э., Горбачев В.И.)
("Медицинское право", 2025, N 1)<6> Анафилактический шок. Клинические рекомендации / Н.Г. Астафьева, А.Ж. Баялиева, И.Б. Заболотских [и др.] // Российский аллергологический журнал. 2021. Т. 18. N 1. С. 56 - 72.
Статья: К вопросу о понятии, характеристике и правовой сути клинических рекомендаций с позиции ретроспективного, нормативного, социологического исследования
(Свередюк М.Г., Якушин С.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)С 2022 г. медицинскую деятельность регламентируют только те клинические рекомендации, которые действительно являются клиническими рекомендациями (т.е. соответствуют требованиям ст. 37 ФЗ N 323-ФЗ) <4>. Иные документы (даже если они названы авторами "национальными", "федеральными", "клиническими" рекомендациями) не имеют никакого отношения к регулированию медицинской деятельности и к оценке ее качества. Их правовой режим Закон не регулирует. Данные документы можно применять наравне с иной профессиональной литературой, публикациями в профессиональных изданиях, но не более того.
(Свередюк М.Г., Якушин С.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)С 2022 г. медицинскую деятельность регламентируют только те клинические рекомендации, которые действительно являются клиническими рекомендациями (т.е. соответствуют требованиям ст. 37 ФЗ N 323-ФЗ) <4>. Иные документы (даже если они названы авторами "национальными", "федеральными", "клиническими" рекомендациями) не имеют никакого отношения к регулированию медицинской деятельности и к оценке ее качества. Их правовой режим Закон не регулирует. Данные документы можно применять наравне с иной профессиональной литературой, публикациями в профессиональных изданиях, но не более того.
Нормативные акты
"Клинические рекомендации "Крапивница"
(одобрены Минздравом России)108. 108. Федеральные клинические рекомендации "Анафилактический шок" - М.: Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов, Общероссийская общественная организация "Федерация анестезиологов и реаниматологов", 2022.
(одобрены Минздравом России)108. 108. Федеральные клинические рекомендации "Анафилактический шок" - М.: Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов, Общероссийская общественная организация "Федерация анестезиологов и реаниматологов", 2022.
<Письмо> Росздравнадзора от 02.11.2015 N 01И-1872/15
"Об обеспечении безопасного применения местных анестетиков"В помощь специалистам здравоохранения Росздравнадзор направляет Федеральные клинические рекомендации по анафилактическому шоку, утвержденные Президиумом Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов 23.12.2013 (приложение - не приводится).
"Об обеспечении безопасного применения местных анестетиков"В помощь специалистам здравоохранения Росздравнадзор направляет Федеральные клинические рекомендации по анафилактическому шоку, утвержденные Президиумом Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов 23.12.2013 (приложение - не приводится).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.
Статья: Конституционно-правовое плацебо: анализ позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 26 сентября 2024 года N 41-П о праве на лекарственное обеспечение орфанных пациентов
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)<40> См.: часть 10 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)<40> См.: часть 10 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Статья: Практика применения Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380
(Александров Г.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 7)Закупался препарат с МНН Линезолид в дозировке 300 мг. Участник закупки обжаловал положения документации в части ее противоречия ПП РФ N 1380 (отсутствовала возможность пересчета). Заказчик указал, что дозировка определена заказчиком в соответствии со схемами лечения пациентов, больных туберкулезом. Так, V режим химиотерапии предусматривает непрерывный ежедневный прием Линезолида в суточной дозе 600 мг в течение 18 месяцев. При этом Федеральные клинические рекомендации содержат алгоритм действий по лечению туберкулеза органов дыхания с множественной и широкой устойчивостью возбудителя, заключающийся в приеме 300 мг Линезолида каждые 12 часов с целью предупреждения возникновения побочной реакции в виде тяжелейшей миелосупрессии. Таким образом, оказание качественной медицинской помощи возможно исключительно при поставке препарата в дозировке 300 мг.
(Александров Г.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 7)Закупался препарат с МНН Линезолид в дозировке 300 мг. Участник закупки обжаловал положения документации в части ее противоречия ПП РФ N 1380 (отсутствовала возможность пересчета). Заказчик указал, что дозировка определена заказчиком в соответствии со схемами лечения пациентов, больных туберкулезом. Так, V режим химиотерапии предусматривает непрерывный ежедневный прием Линезолида в суточной дозе 600 мг в течение 18 месяцев. При этом Федеральные клинические рекомендации содержат алгоритм действий по лечению туберкулеза органов дыхания с множественной и широкой устойчивостью возбудителя, заключающийся в приеме 300 мг Линезолида каждые 12 часов с целью предупреждения возникновения побочной реакции в виде тяжелейшей миелосупрессии. Таким образом, оказание качественной медицинской помощи возможно исключительно при поставке препарата в дозировке 300 мг.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Медицинская деятельность связана с высокими рисками для здоровья и жизни пациентов. Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <4> и Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <5> медицинская деятельность отнесена к лицензируемому виду деятельности, к ней предъявляются повышенные требования (соблюдение порядков, действие на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов и др.), в связи с чем не любой хозяйствующий субъект может ею заниматься.
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Медицинская деятельность связана с высокими рисками для здоровья и жизни пациентов. Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <4> и Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <5> медицинская деятельность отнесена к лицензируемому виду деятельности, к ней предъявляются повышенные требования (соблюдение порядков, действие на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов и др.), в связи с чем не любой хозяйствующий субъект может ею заниматься.
Статья: Правовые вопросы толкования и реализация норм, регулирующих применение метода суррогатного материнства
(Толстикова О.М., Костюнина О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)<8> Клинические рекомендации, утвержденные Министерством здравоохранения РФ. URL: https://roag-portal.ru/recommendations_gynecology.
(Толстикова О.М., Костюнина О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)<8> Клинические рекомендации, утвержденные Министерством здравоохранения РФ. URL: https://roag-portal.ru/recommendations_gynecology.
Статья: Юридическая составляющая лечения пациента и медицинская экспертиза
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Статья посвящена исследованию юридической составляющей лечения пациента и медицинской экспертизе качества оказанной медицинской помощи. В работе проанализированы порядки, стандарты медицинской помощи. Особое внимание уделено клиническим рекомендациям, применение которых с 1 января 2024 года стало обязательным для всех медицинских организаций и игнорирование которых может повлечь неблагоприятные последствия в виде ответственности медицинского работника. Указанная законодательная позиция порождает сомнение в статусе клинических рекомендаций как документа, обязательного к применению. Автором предложено в Федеральном законе N 323-ФЗ словосочетание "клинические рекомендации" заменить на словосочетание "клинические требования". Исследуя вопросы медицинской экспертизы качества медицинской помощи и ответственности в случае выявления медицинских ошибок, автор предлагает дополнить уголовный закон специальной нормой, предусматривающей ответственность медицинских работников за неосторожное причинение вреда пациенту вследствие грубых медицинских ошибок.
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Статья посвящена исследованию юридической составляющей лечения пациента и медицинской экспертизе качества оказанной медицинской помощи. В работе проанализированы порядки, стандарты медицинской помощи. Особое внимание уделено клиническим рекомендациям, применение которых с 1 января 2024 года стало обязательным для всех медицинских организаций и игнорирование которых может повлечь неблагоприятные последствия в виде ответственности медицинского работника. Указанная законодательная позиция порождает сомнение в статусе клинических рекомендаций как документа, обязательного к применению. Автором предложено в Федеральном законе N 323-ФЗ словосочетание "клинические рекомендации" заменить на словосочетание "клинические требования". Исследуя вопросы медицинской экспертизы качества медицинской помощи и ответственности в случае выявления медицинских ошибок, автор предлагает дополнить уголовный закон специальной нормой, предусматривающей ответственность медицинских работников за неосторожное причинение вреда пациенту вследствие грубых медицинских ошибок.
Статья: Правовая регламентация применения плацебо
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)Отдельно остановимся на использовании плацебо вне клинических исследований новых препаратов, а в качестве применения метода лечения в отношении больных пациентов. В таких случаях учитываются требования Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <19>: пациент имеет право на лечение и на облегчение боли (п. 5 ст. 19), а лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (п. 2 ст. 70). Плацебо как выбранный врачом метод лечения не должен противоречить порядку оказания медицинской помощи, стандартам медицинской помощи и клиническим рекомендациям. Член-корреспондент АМН СССР С.Д. Носов еще в 1973 г. в актовой речи "Вопросы деонтологии в научно-исследовательской деятельности врача" говорил, что, признавая научную ценность метода плацебо и не отказываясь от его применения, при тяжелом заболевании, в отношении которого имеются проверенные средства лечения, его следует признать недопустимым" <20>.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)Отдельно остановимся на использовании плацебо вне клинических исследований новых препаратов, а в качестве применения метода лечения в отношении больных пациентов. В таких случаях учитываются требования Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <19>: пациент имеет право на лечение и на облегчение боли (п. 5 ст. 19), а лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (п. 2 ст. 70). Плацебо как выбранный врачом метод лечения не должен противоречить порядку оказания медицинской помощи, стандартам медицинской помощи и клиническим рекомендациям. Член-корреспондент АМН СССР С.Д. Носов еще в 1973 г. в актовой речи "Вопросы деонтологии в научно-исследовательской деятельности врача" говорил, что, признавая научную ценность метода плацебо и не отказываясь от его применения, при тяжелом заболевании, в отношении которого имеются проверенные средства лечения, его следует признать недопустимым" <20>.
Статья: Защита права на образование и охрану здоровья обучающихся детей в контексте добровольности туберкулинодиагностики
(Борисова Л.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В-третьих, согласование п. 823 СанПиН 3.3686-21 с нормами федерального законодательства предполагает принятие государством всех возможных мер по повышению мотивации законных представителей детей к их добровольному обследованию на туберкулез. Дело в том, что не обследованного на туберкулез ребенка априори нельзя считать больным или здоровым. Его статус неизвестен, а потому он может представлять потенциальную опасность распространения туберкулезной инфекции, в том числе десятипроцентную вероятность развития активной формы при отсутствии соответствующего лечения (п. 1.1 Клинических рекомендаций "Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях" (утв. Российским обществом фтизиатров 7 марта 2017 г.) <18>). Наличие в коллективе таких детей в первую очередь угрожает здоровью не иммунизированных и ослабленных по здоровью детей, страдающих ожирением, получающих иммуносупрессивную терапию, детей с врожденной ВИЧ-инфекцией, которые могут быть в любом коллективе. Это также повышает риск инфицирования или скрытого развития заболевания туберкулезом у самого необследованного ребенка.
(Борисова Л.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В-третьих, согласование п. 823 СанПиН 3.3686-21 с нормами федерального законодательства предполагает принятие государством всех возможных мер по повышению мотивации законных представителей детей к их добровольному обследованию на туберкулез. Дело в том, что не обследованного на туберкулез ребенка априори нельзя считать больным или здоровым. Его статус неизвестен, а потому он может представлять потенциальную опасность распространения туберкулезной инфекции, в том числе десятипроцентную вероятность развития активной формы при отсутствии соответствующего лечения (п. 1.1 Клинических рекомендаций "Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях" (утв. Российским обществом фтизиатров 7 марта 2017 г.) <18>). Наличие в коллективе таких детей в первую очередь угрожает здоровью не иммунизированных и ослабленных по здоровью детей, страдающих ожирением, получающих иммуносупрессивную терапию, детей с врожденной ВИЧ-инфекцией, которые могут быть в любом коллективе. Это также повышает риск инфицирования или скрытого развития заболевания туберкулезом у самого необследованного ребенка.
Статья: Сложности квалификации преступлений, совершенных в акушерско-гинекологической практике, по статье 238 Уголовного кодекса РФ
(Бреслав И.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Диспозиция ст. 238 УК РФ отсылает к Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", по итогам анализа которых можно говорить о противоречивом содержании понятия "медицинская услуга". Медицинская помощь (как комплекс медицинских услуг) организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи. Медицинская услуга предоставляется для удовлетворения нужд потребителя и носит коммерческий характер. Возникают вопросы: каким требованиям должна отвечать медицинская услуга, характеризующаяся безопасностью для жизни и здоровья потребителя, и как отграничить медицинскую услугу саму по себе от медицинской услуги, оказываемой в рамках медицинской помощи?
(Бреслав И.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Диспозиция ст. 238 УК РФ отсылает к Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", по итогам анализа которых можно говорить о противоречивом содержании понятия "медицинская услуга". Медицинская помощь (как комплекс медицинских услуг) организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи. Медицинская услуга предоставляется для удовлетворения нужд потребителя и носит коммерческий характер. Возникают вопросы: каким требованиям должна отвечать медицинская услуга, характеризующаяся безопасностью для жизни и здоровья потребителя, и как отграничить медицинскую услугу саму по себе от медицинской услуги, оказываемой в рамках медицинской помощи?
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В Определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2020 N 88-6270/2020 признано правомерным привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение Приказов Минздрава России от 20.08.2003 N 415 "Об утверждении протокола ведения больных "Гонококковая инфекция", от 29.12.2012 N 1675н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при неспецифическом и другом уретрите" и Федеральных клинических рекомендаций по ведению больных гонококковой инфекцией.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В Определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2020 N 88-6270/2020 признано правомерным привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение Приказов Минздрава России от 20.08.2003 N 415 "Об утверждении протокола ведения больных "Гонококковая инфекция", от 29.12.2012 N 1675н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при неспецифическом и другом уретрите" и Федеральных клинических рекомендаций по ведению больных гонококковой инфекцией.