ЕТС
Подборка наиболее важных документов по запросу ЕТС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Например, минимальные социальные стандарты в области оплаты труда включают минимальный размер оплаты труда, единую тарифную сетку. В области пенсионного обеспечения - минимальные размеры государственных пенсий. В области образования - набор бесплатных услуг за счет госбюджета, нормативы наполняемости классов и групп, нормативы социальной поддержки обучающихся, нормативы числа студентов-бюджетников.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Например, минимальные социальные стандарты в области оплаты труда включают минимальный размер оплаты труда, единую тарифную сетку. В области пенсионного обеспечения - минимальные размеры государственных пенсий. В области образования - набор бесплатных услуг за счет госбюджета, нормативы наполняемости классов и групп, нормативы социальной поддержки обучающихся, нормативы числа студентов-бюджетников.
Статья: Положение об оплате труда в медицинской организации на 2023 год
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
(ред. от 29.09.2025)Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
Статья: Акты социального партнерства и их роль в реализации работниками своих прав на заработную плату
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Между ФГУП и работниками в лице общероссийских профсоюзов ФПАД России и общероссийскими профсоюзами - Федеральным профсоюзом авиационных диспетчеров России (ФПАД России) и Профсоюзом авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России (ПАРРиР России) заключено соглашение (от 30 ноября 2021 г.). Согласно п. 6 соглашения предусмотрено, что работодатель ежегодно проводит в установленных коллективными договорами порядке и сроках индексацию оплаты труда работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги путем увеличения тарифной ставки первого разряда ЕТС в соответствии с Программой деятельности предприятия, на основании ст. 134 ТК РФ, с учетом процента роста индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за предшествующий год, по данным Федеральной службы государственной статистики.
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Между ФГУП и работниками в лице общероссийских профсоюзов ФПАД России и общероссийскими профсоюзами - Федеральным профсоюзом авиационных диспетчеров России (ФПАД России) и Профсоюзом авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России (ПАРРиР России) заключено соглашение (от 30 ноября 2021 г.). Согласно п. 6 соглашения предусмотрено, что работодатель ежегодно проводит в установленных коллективными договорами порядке и сроках индексацию оплаты труда работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги путем увеличения тарифной ставки первого разряда ЕТС в соответствии с Программой деятельности предприятия, на основании ст. 134 ТК РФ, с учетом процента роста индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за предшествующий год, по данным Федеральной службы государственной статистики.
Статья: Статей много, а читать практически нечего, или Есть ли смысл в гонке за публикационной активностью?
(Антипов А.Н., Строгович Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения" (ред. от 08.06.2019) // СЗ РФ. 2009. N 15. Ст. 1841; 2019. N 25. Ст. 3252; Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 979 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312" // СЗ РФ. 2013. N 45. Ст. 5815; Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2014 г. N 162 "Об утверждении порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и порядка подтверждения указанных сведений федеральными органами исполнительной власти в целях мониторинга, порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности в целях оценки, а также состава сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, предоставляемых в целях мониторинга и оценки" (ред. от 03.03.2016) // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (ред. от 31.01.2019) // СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852; 2019. N 4. Ст. 338.
(Антипов А.Н., Строгович Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения" (ред. от 08.06.2019) // СЗ РФ. 2009. N 15. Ст. 1841; 2019. N 25. Ст. 3252; Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 979 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312" // СЗ РФ. 2013. N 45. Ст. 5815; Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2014 г. N 162 "Об утверждении порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и порядка подтверждения указанных сведений федеральными органами исполнительной власти в целях мониторинга, порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности в целях оценки, а также состава сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, предоставляемых в целях мониторинга и оценки" (ред. от 03.03.2016) // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (ред. от 31.01.2019) // СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852; 2019. N 4. Ст. 338.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)"При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)"При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статья: Международно-правовые основания и условия формирования российской системы административно-правового обеспечения авиационной безопасности
(Зайкова С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<1> Конвенция о защите прав человека и основных свобод ЕТС N 005: заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом N 1 (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первый Протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), Протоколом N 7 (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.
(Зайкова С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<1> Конвенция о защите прав человека и основных свобод ЕТС N 005: заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом N 1 (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первый Протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), Протоколом N 7 (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.
Статья: Соотношение зарплат в учреждении: что учесть руководителю?
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)Кассация сочла выводы нижестоящих судов недоказанными. Из норм п. 8(2) Постановления N 583 следует, что Минобороны вправе установить предельное соотношение исходя только из среднемесячной зарплаты гражданского персонала подведомственных федеральных учреждений (то есть без учета денежного довольствия военнослужащих). В приказах министерства, утверждающих предельные пороги, говорится именно о средней зарплате работников военного вуза, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Указывая на незаконность требований контрольной комиссии, суды фактически пришли к выводу о том, что средний заработок руководителя учреждения не превышает предельный порог, однако каких-либо доказательств приведено не было.
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)Кассация сочла выводы нижестоящих судов недоказанными. Из норм п. 8(2) Постановления N 583 следует, что Минобороны вправе установить предельное соотношение исходя только из среднемесячной зарплаты гражданского персонала подведомственных федеральных учреждений (то есть без учета денежного довольствия военнослужащих). В приказах министерства, утверждающих предельные пороги, говорится именно о средней зарплате работников военного вуза, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Указывая на незаконность требований контрольной комиссии, суды фактически пришли к выводу о том, что средний заработок руководителя учреждения не превышает предельный порог, однако каких-либо доказательств приведено не было.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Для указанных работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (см. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений").
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Для указанных работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (см. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений").
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";
Статья: Уголовно-правовые и процессуальные вопросы смертной казни
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)История объявления в России моратория на смертную казнь известна. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в ст. 20 содержит положения о временном характере применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" содержит ссылку на рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы <9>. Правительству Российской Федерации предписывалось в месячный срок подготовить проект федерального закона о присоединении к Протоколу N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ЕТС N 114) <10>. Протокол N 6 Россией подписан 16 апреля 1997 г. <11>, но до настоящего времени не ратифицирован <12>. Более того, Резолюцией Комитета министров Совета Европы от 23 марта 2022 г. "приостановлена" подпись нашей страны под конвенциями и протоколами СЕ, которые не были ратифицированы <13>.
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)История объявления в России моратория на смертную казнь известна. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в ст. 20 содержит положения о временном характере применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" содержит ссылку на рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы <9>. Правительству Российской Федерации предписывалось в месячный срок подготовить проект федерального закона о присоединении к Протоколу N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ЕТС N 114) <10>. Протокол N 6 Россией подписан 16 апреля 1997 г. <11>, но до настоящего времени не ратифицирован <12>. Более того, Резолюцией Комитета министров Совета Европы от 23 марта 2022 г. "приостановлена" подпись нашей страны под конвенциями и протоколами СЕ, которые не были ратифицированы <13>.