Енвд пассажирские перевозки физический показатель
Подборка наиболее важных документов по запросу Енвд пассажирские перевозки физический показатель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю ЕНВД, НДФЛ, страховые взносы в связи с занижением налоговой базы при оказании услуг перевозки. Для целей исчисления налога в декларации предприниматель заявил 2 транспортных средства для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест - 37. В ходе налоговой проверки инспекция увеличила физический показатель на 74 посадочных места, поскольку пришла к выводу, что предприниматель осуществлял деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту с использованием шести автобусов (с учетом запасного) нормативной вместимостью 111 пассажирских мест. Для выполнения обязанностей перевозчика по данному маршруту предприниматель на основании договоров аренды использовал в том числе транспортные средства, принадлежащие третьим лицам. Данные транспортные средства были включены в реестр лицензий на перевозку по данному маршруту, заявлялись предпринимателем для получения лицензии на перевозку, а также являлись предметом страхования гражданской ответственности. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что доход, полученный от использования арендованных автомобилей, является личным доходом их собственников, а налоговый орган неправомерно включил в базу по НДФЛ всю сумму вознаграждения, выплаченного при выполнении услуг по перевозке. По мнению предпринимателя, налоговому органу при определении суммы налога следовало применить расчетный метод в соответствии со ст. 31 НК РФ. Кроме того, налогоплательщик заявлял, что в отношении спорных транспортных средств их собственники уже самостоятельно уплатили ЕНВД. Предприниматель не уплачивал НДФЛ, так как полагал, что на основании ст. 346.26 НК РФ необходимо уплачивать ЕНВД, так как услуги оказаны с использованием транспорта, принадлежащего ему на законном основании. Суд отказал налогоплательщику в удовлетворении требований, поскольку предприниматель использовал транспортные средства для перевозки пассажиров по данному маршруту на законных основаниях в качестве арендатора, следовательно, доначисление ему ЕНВД со 111 посадочных мест (применительно к 6 транспортным средствам, в том числе и по запасному автомобилю) является правомерным. Суд также установил, что в рамках договорных правоотношений по перевозке грузов и пассажиров предприниматель исполнял обязанности перевозчика с фактическим предоставлением транспортных средств, не принадлежащих ему ни на праве собственности, ни на праве аренды. Транспортные средства принадлежали иным лицам и в отдельных случаях привлекались для выполнения перевозок. При этом предприниматель осуществлял не посредническую деятельность по организации перевозок, поиску перевозчиков, оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а профессиональную деятельность по перевозке грузов и пассажиров, выступал в качестве исполнителя перевозок. Суд отметил, что в рассматриваемом случае подлежит начислению НДФЛ, поскольку услуги оказаны не собственным транспортом, а с использованием автомобилей, принадлежащих иным лицам, что в силу п. 7 ст. 346.26 НК РФ влечет уплату налога по общей системе налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю ЕНВД, НДФЛ, страховые взносы в связи с занижением налоговой базы при оказании услуг перевозки. Для целей исчисления налога в декларации предприниматель заявил 2 транспортных средства для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест - 37. В ходе налоговой проверки инспекция увеличила физический показатель на 74 посадочных места, поскольку пришла к выводу, что предприниматель осуществлял деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту с использованием шести автобусов (с учетом запасного) нормативной вместимостью 111 пассажирских мест. Для выполнения обязанностей перевозчика по данному маршруту предприниматель на основании договоров аренды использовал в том числе транспортные средства, принадлежащие третьим лицам. Данные транспортные средства были включены в реестр лицензий на перевозку по данному маршруту, заявлялись предпринимателем для получения лицензии на перевозку, а также являлись предметом страхования гражданской ответственности. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что доход, полученный от использования арендованных автомобилей, является личным доходом их собственников, а налоговый орган неправомерно включил в базу по НДФЛ всю сумму вознаграждения, выплаченного при выполнении услуг по перевозке. По мнению предпринимателя, налоговому органу при определении суммы налога следовало применить расчетный метод в соответствии со ст. 31 НК РФ. Кроме того, налогоплательщик заявлял, что в отношении спорных транспортных средств их собственники уже самостоятельно уплатили ЕНВД. Предприниматель не уплачивал НДФЛ, так как полагал, что на основании ст. 346.26 НК РФ необходимо уплачивать ЕНВД, так как услуги оказаны с использованием транспорта, принадлежащего ему на законном основании. Суд отказал налогоплательщику в удовлетворении требований, поскольку предприниматель использовал транспортные средства для перевозки пассажиров по данному маршруту на законных основаниях в качестве арендатора, следовательно, доначисление ему ЕНВД со 111 посадочных мест (применительно к 6 транспортным средствам, в том числе и по запасному автомобилю) является правомерным. Суд также установил, что в рамках договорных правоотношений по перевозке грузов и пассажиров предприниматель исполнял обязанности перевозчика с фактическим предоставлением транспортных средств, не принадлежащих ему ни на праве собственности, ни на праве аренды. Транспортные средства принадлежали иным лицам и в отдельных случаях привлекались для выполнения перевозок. При этом предприниматель осуществлял не посредническую деятельность по организации перевозок, поиску перевозчиков, оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а профессиональную деятельность по перевозке грузов и пассажиров, выступал в качестве исполнителя перевозок. Суд отметил, что в рассматриваемом случае подлежит начислению НДФЛ, поскольку услуги оказаны не собственным транспортом, а с использованием автомобилей, принадлежащих иным лицам, что в силу п. 7 ст. 346.26 НК РФ влечет уплату налога по общей системе налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 10.10.2017 N 306-КГ17-14088 по делу N А06-4310/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судебные инстанции исходили из того, что при исчислении ЕНВД по виду деятельности "оказание услуг по перевозки грузов" физический показатель исчисляется количеством используемых в предпринимательской деятельности грузовых транспортных средств, а при исчислении ЕНВД по виду деятельности "оказание услуг по перевозки пассажиров" физический показатель исчисляется количеством посадочных мест и базовая доходность составляет 1500 рублей.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судебные инстанции исходили из того, что при исчислении ЕНВД по виду деятельности "оказание услуг по перевозки грузов" физический показатель исчисляется количеством используемых в предпринимательской деятельности грузовых транспортных средств, а при исчислении ЕНВД по виду деятельности "оказание услуг по перевозки пассажиров" физический показатель исчисляется количеством посадочных мест и базовая доходность составляет 1500 рублей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расчет физического показателя при перевозке пассажиров
(Мокрецов О.)
("Малая бухгалтерия", 2017, N 5)Для расчета ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест". Однако в Налоговом кодексе не сказано, посадочные места в каких автомобилях нужно учитывать: в фактически эксплуатируемых или во всех транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику? В связи с этим на практике нередко возникают споры с налоговиками. Примером является дело, рассмотренное АС Уральского округа в постановлении от 08.06.2017 N Ф09-2320/17.
(Мокрецов О.)
("Малая бухгалтерия", 2017, N 5)Для расчета ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест". Однако в Налоговом кодексе не сказано, посадочные места в каких автомобилях нужно учитывать: в фактически эксплуатируемых или во всех транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику? В связи с этим на практике нередко возникают споры с налоговиками. Примером является дело, рассмотренное АС Уральского округа в постановлении от 08.06.2017 N Ф09-2320/17.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД (до 01.01.2021)Физическим показателем при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров является количество посадочных мест (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Нормативные акты
<Письмо> Минфина РФ от 14.08.2007 N 03-11-02/230
<О применении отдельных положений глав 26.1, 26.2, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации>7. Поправками, внесенными в ст. 346.29 Кодекса в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров для исчисления единого налога на вмененный доход, установлен физический показатель "посадочное место". Следует иметь в виду, что налогоплательщик определяет количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства.
<О применении отдельных положений глав 26.1, 26.2, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации>7. Поправками, внесенными в ст. 346.29 Кодекса в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров для исчисления единого налога на вмененный доход, установлен физический показатель "посадочное место". Следует иметь в виду, что налогоплательщик определяет количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства.
<Письмо> МНС РФ от 07.05.2004 N 22-1-14/846@
"О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности"По вопросу 2. Для перевода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в количество эксплуатируемых транспортных средств должны включаться все находящиеся на балансе либо арендованные налогоплательщиком транспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов, независимо от фактического их использования для оказания данных услуг. Фактическое использование автомобилей для оказания данных услуг будет учитываться при определении физического показателя, используемого при исчислении суммы единого налога на вмененный доход по данному виду предпринимательской деятельности.
"О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности"По вопросу 2. Для перевода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в количество эксплуатируемых транспортных средств должны включаться все находящиеся на балансе либо арендованные налогоплательщиком транспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов, независимо от фактического их использования для оказания данных услуг. Фактическое использование автомобилей для оказания данных услуг будет учитываться при определении физического показателя, используемого при исчислении суммы единого налога на вмененный доход по данному виду предпринимательской деятельности.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 31.07.2009 N 03-11-09/270
("Консультант", 2009, N 22)В соответствии со ст. 346.29 Налогового кодекса РФ при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по перевозке грузов используется физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов" (6000 руб. за каждый автомобиль). При исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест" (1500 руб. за каждое посадочное место).
("Консультант", 2009, N 22)В соответствии со ст. 346.29 Налогового кодекса РФ при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по перевозке грузов используется физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов" (6000 руб. за каждый автомобиль). При исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест" (1500 руб. за каждое посадочное место).
Статья: Лента новостей от 22.07.2009
("Вмененка", 2009, N 8)При оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров для исчисления ЕНВД применяется физический показатель "количество посадочных мест". В целях гл. 26.3 НК РФ его величина соответствует количеству мест для сидения (за исключением места водителя и кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. Если же такие сведения в техническом паспорте отсутствуют, то количество посадочных мест определяют органы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ. Для этого организация, являющаяся собственником транспортного средства, должна подать соответствующее заявление.
("Вмененка", 2009, N 8)При оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров для исчисления ЕНВД применяется физический показатель "количество посадочных мест". В целях гл. 26.3 НК РФ его величина соответствует количеству мест для сидения (за исключением места водителя и кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. Если же такие сведения в техническом паспорте отсутствуют, то количество посадочных мест определяют органы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ. Для этого организация, являющаяся собственником транспортного средства, должна подать соответствующее заявление.
Статья: Декларация по ЕНВД за II квартал 2015 года
(Баразненок Н.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2015, N 26)Пример 1. Предположим, компания применяет ЕНВД в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Физическим показателем для данного вида деятельности является количество используемых во "вмененных" перевозках автотранспортных средств. Допустим, что в апреле компания для этих целей использовала шесть грузовиков; 24 мая два из них было продано, а 20 июня был приобретен один новый автомобиль.
(Баразненок Н.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2015, N 26)Пример 1. Предположим, компания применяет ЕНВД в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Физическим показателем для данного вида деятельности является количество используемых во "вмененных" перевозках автотранспортных средств. Допустим, что в апреле компания для этих целей использовала шесть грузовиков; 24 мая два из них было продано, а 20 июня был приобретен один новый автомобиль.
Статья: Практика применения ЕНВД: спорные ситуации
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2016, N 26)Собственно говоря, все вышесказанное справедливо и по отношению к данной ситуации. То есть вам также следует, оценив налоговые риски, самостоятельно принять решение об определении физического показателя. Ведь при расчете "вмененного" налога в случае оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест", который, очевидно, зависит от количества ТС, подлежащих учету для целей исчисления ЕНВД. Базовая доходность - 1500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК). Поэтому в первую очередь надлежит правильно "посчитать" количество транспортных средств, используемых во "вмененных" перевозках.
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2016, N 26)Собственно говоря, все вышесказанное справедливо и по отношению к данной ситуации. То есть вам также следует, оценив налоговые риски, самостоятельно принять решение об определении физического показателя. Ведь при расчете "вмененного" налога в случае оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест", который, очевидно, зависит от количества ТС, подлежащих учету для целей исчисления ЕНВД. Базовая доходность - 1500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК). Поэтому в первую очередь надлежит правильно "посчитать" количество транспортных средств, используемых во "вмененных" перевозках.
"Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с применением специальных налоговых режимов (за период с 01.01.2007 по 30.06.2007)"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Минфин России в письме от 23.11.2006 N 03-11-04/3/500 указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ для данного вида предпринимательской деятельности при исчислении суммы единого налога на вмененный доход используется физический показатель "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов".
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Минфин России в письме от 23.11.2006 N 03-11-04/3/500 указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ для данного вида предпринимательской деятельности при исчислении суммы единого налога на вмененный доход используется физический показатель "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов".
"Единый налог на вмененный доход"
(Семенихин В.В.)
("Налоговый вестник", 2009)В соответствии со ст. 346.29 НК РФ, если налогоплательщик оказывает автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, физическим показателем, используемым в целях исчисления ЕНВД, будет признаваться количество посадочных мест. При этом базовая доходность составит 1500 руб. в месяц.
(Семенихин В.В.)
("Налоговый вестник", 2009)В соответствии со ст. 346.29 НК РФ, если налогоплательщик оказывает автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, физическим показателем, используемым в целях исчисления ЕНВД, будет признаваться количество посадочных мест. При этом базовая доходность составит 1500 руб. в месяц.
"Индивидуальный предприниматель: учет, регистрация, налогообложение"
(Кузнецова В.А.)
("Бератор-Паблишинг", 2008)2. С 1 января 2008 г. налогоплательщики, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, при расчете ЕНВД будут использовать физический показатель "посадочное место" (пп. "а" п. 23 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ), а не "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров", как это было ранее (п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ в ред. от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ). Количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) в каждом автотранспортном средстве, используемом для пассажирских перевозок, определяется на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства (Письмо Минфина России от 15 августа 2007 г. N 03-11-05/190, п. 7 Письма Минфина России от 14 августа 2007 г. N 03-11-02/230).
(Кузнецова В.А.)
("Бератор-Паблишинг", 2008)2. С 1 января 2008 г. налогоплательщики, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, при расчете ЕНВД будут использовать физический показатель "посадочное место" (пп. "а" п. 23 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ), а не "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров", как это было ранее (п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ в ред. от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ). Количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) в каждом автотранспортном средстве, используемом для пассажирских перевозок, определяется на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства (Письмо Минфина России от 15 августа 2007 г. N 03-11-05/190, п. 7 Письма Минфина России от 14 августа 2007 г. N 03-11-02/230).
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 31.07.2009 N 03-11-09/270 <О применении ЕНВД при оказании автотранспортных услуг>
(Истокина М.П.)
("Московский бухгалтер", 2009, N 21-22)В соответствии со ст. 346.29 Налогового кодекса РФ при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по перевозке грузов используется физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов" (6000 руб. за каждый автомобиль). При исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест" (1500 за каждое посадочное место).
(Истокина М.П.)
("Московский бухгалтер", 2009, N 21-22)В соответствии со ст. 346.29 Налогового кодекса РФ при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по перевозке грузов используется физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов" (6000 руб. за каждый автомобиль). При исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест" (1500 за каждое посадочное место).
Статья: На заметку "вмененным" перевозчикам
(Панкратова А.В.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5)В гл. 26.3 НК РФ уплата ЕНВД разделена между пассажирскими и грузовыми перевозками (введены разные физические показатели и базовые доходности). Имеет ли право представительный орган муниципального образования установить систему налогообложения в виде ЕНВД только по перевозкам грузов? Справедливо ли обратное утверждение в отношении применения "вмененки" лишь по перевозкам пассажиров? Прежде чем искать ответы на поставленные вопросы, нужно учесть, что пассажирские перевозки согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности <1> разделены на следующие подвиды:
(Панкратова А.В.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5)В гл. 26.3 НК РФ уплата ЕНВД разделена между пассажирскими и грузовыми перевозками (введены разные физические показатели и базовые доходности). Имеет ли право представительный орган муниципального образования установить систему налогообложения в виде ЕНВД только по перевозкам грузов? Справедливо ли обратное утверждение в отношении применения "вмененки" лишь по перевозкам пассажиров? Прежде чем искать ответы на поставленные вопросы, нужно учесть, что пассажирские перевозки согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности <1> разделены на следующие подвиды: