Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 5 "Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"При этом из буквального толкования положений части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации и пункта 9 Правил N 377 в их взаимной связи не следует, что в отсутствие в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении необходимых данных по среднемноголетнему уровню воды конкретного водного объекта в период, когда он не покрыт льдом, местоположение береговой линии не подлежит установлению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимосвязь права на биологическую безопасность и права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды как фактор формирования доверия в обществе
(Алешкова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)В современный период правовая политика государства направлена на то, чтобы экологические проблемы, как и в целом информация о состоянии окружающей среды, не замалчивались. Добросовестность определяется как ключевой императив для раскрытия сведений о влиянии деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду. Экологическая информация публикуется в интернете на сайтах органов власти. В целях информирования населения создан и эффективно функционирует Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. В 2020 г. на заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ на тему "Доверие как критический фактор достижения стратегических целей социально-экономического и политического развития государства" особое внимание было уделено институту доверия как условию для оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности <22>. Восьмого октября 2021 г. на 48-й сессии Совет ООН по правам человека одобрил историческую резолюцию, признающую новое всеобщее право человека: право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду <23>. Ожидается, что право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду станет одним из первых универсальных прав человека <24>. Их обеспечение, как и гарантии права на благоприятную окружающую среду и права на биологическую безопасность, зависит от достоверности предоставляемой информации.
(Алешкова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)В современный период правовая политика государства направлена на то, чтобы экологические проблемы, как и в целом информация о состоянии окружающей среды, не замалчивались. Добросовестность определяется как ключевой императив для раскрытия сведений о влиянии деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду. Экологическая информация публикуется в интернете на сайтах органов власти. В целях информирования населения создан и эффективно функционирует Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. В 2020 г. на заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ на тему "Доверие как критический фактор достижения стратегических целей социально-экономического и политического развития государства" особое внимание было уделено институту доверия как условию для оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности <22>. Восьмого октября 2021 г. на 48-й сессии Совет ООН по правам человека одобрил историческую резолюцию, признающую новое всеобщее право человека: право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду <23>. Ожидается, что право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду станет одним из первых универсальных прав человека <24>. Их обеспечение, как и гарантии права на благоприятную окружающую среду и права на биологическую безопасность, зависит от достоверности предоставляемой информации.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Как следует из ч. 3 комментируемой статьи, состав материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также форма и порядок их представления устанавливаются Правительством Российской Федерации. В данном случае имеется в виду Постановление Правительства РФ от 22.04.2017 N 485 (ред. от 19.06.2019) "О составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также о форме и порядке их представления" (вместе с Положением о составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, Правилами представления материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Как следует из ч. 3 комментируемой статьи, состав материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также форма и порядок их представления устанавливаются Правительством Российской Федерации. В данном случае имеется в виду Постановление Правительства РФ от 22.04.2017 N 485 (ред. от 19.06.2019) "О составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также о форме и порядке их представления" (вместе с Положением о составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, Правилами представления материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности).
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О гидрометеорологической службе"Статья 15. Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении
(ред. от 04.08.2023)
"О гидрометеорологической службе"Статья 15. Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В частности, в ФГИС состояния окружающей среды размещаются в том числе сведения, полученные при осуществлении государственного мониторинга водных объектов; информация, включенная в состав Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; информация о радиационной обстановке; информация о расположении мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и пр.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В частности, в ФГИС состояния окружающей среды размещаются в том числе сведения, полученные при осуществлении государственного мониторинга водных объектов; информация, включенная в состав Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; информация о радиационной обстановке; информация о расположении мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и пр.
Статья: Инженерные изыскания для строительства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- недостаточность материалов инженерных изысканий, размещенных в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и государственном водном реестре;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- недостаточность материалов инженерных изысканий, размещенных в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и государственном водном реестре;
Статья: Актуальные задачи охраны земельных и других природных ресурсов в новых субъектах Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Но не только. В целях обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие необходимо выработать и реализовать комплекс организационно-правовых мер, направленных на реализацию требований экологического законодательства по нормированию качества окружающей среды. В этих целях уже в настоящее время следует определить места нахождения эталонных земельных и иных участков для ведения наблюдений природного фона, сбора соответствующих данных о состоянии окружающей среды (отбора проб, измерений химических, физических и др. показателей). Это необходимо и в целях внесения таких сведений в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и иные государственные информационные ресурсы <15>. Такой подход призван обеспечить реализацию конституционного права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции России <16>) и в целом на доступ к экологической информации не только для жителей новых субъектов Федерации, но и для всех граждан России.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Но не только. В целях обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие необходимо выработать и реализовать комплекс организационно-правовых мер, направленных на реализацию требований экологического законодательства по нормированию качества окружающей среды. В этих целях уже в настоящее время следует определить места нахождения эталонных земельных и иных участков для ведения наблюдений природного фона, сбора соответствующих данных о состоянии окружающей среды (отбора проб, измерений химических, физических и др. показателей). Это необходимо и в целях внесения таких сведений в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и иные государственные информационные ресурсы <15>. Такой подход призван обеспечить реализацию конституционного права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции России <16>) и в целом на доступ к экологической информации не только для жителей новых субъектов Федерации, но и для всех граждан России.
Статья: Правовые проблемы установления (уточнения) местоположения береговой линии и хозяйственного использования поверхностных водных объектов
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения <7> предусмотрено, что установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения <7> предусмотрено, что установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Государственный водный реестр включает в себя данные в том числе о ледниках и снежниках. При ведении государственного водного реестра должны использоваться сведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, который предусмотрен в ст. 15 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" <1>. Кроме того, изучаемые гляциологами ледники в советский период фиксировались в ледниковом каталоге (с 1960 по 1970-е гг.). При сборе данных применялись эталонные замеры, аэрофотоснимки, космические снимки <2>. Эта работа была завершена уже в годы существования СНГ. Всего были собраны сведения о 28 700 ледниках.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Государственный водный реестр включает в себя данные в том числе о ледниках и снежниках. При ведении государственного водного реестра должны использоваться сведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, который предусмотрен в ст. 15 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" <1>. Кроме того, изучаемые гляциологами ледники в советский период фиксировались в ледниковом каталоге (с 1960 по 1970-е гг.). При сборе данных применялись эталонные замеры, аэрофотоснимки, космические снимки <2>. Эта работа была завершена уже в годы существования СНГ. Всего были собраны сведения о 28 700 ледниках.
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Понятие поверхностного водного объекта раскрыто в нескольких положениях Водного кодекса Российской Федерации <15> (далее - ВК РФ), отражающих его основные природные и дополнительные формальные юридические признаки. Поверхностные водные объекты с точки зрения описания юридически значимых природных признаков - это такие водоемы и водотоки, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим - это изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. Эти сведения устанавливаются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по результатам мониторинга, проведения гидрохимических и гидроморфологических обследований скопления вод в рельефе местности. Полученные сведения включаются Росгидрометом в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, выступающий дополнительным источником сведений, позволяющих квалифицировать сосредоточение вод в рельефе местности в качестве поверхностного водного объекта.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Понятие поверхностного водного объекта раскрыто в нескольких положениях Водного кодекса Российской Федерации <15> (далее - ВК РФ), отражающих его основные природные и дополнительные формальные юридические признаки. Поверхностные водные объекты с точки зрения описания юридически значимых природных признаков - это такие водоемы и водотоки, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим - это изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. Эти сведения устанавливаются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по результатам мониторинга, проведения гидрохимических и гидроморфологических обследований скопления вод в рельефе местности. Полученные сведения включаются Росгидрометом в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, выступающий дополнительным источником сведений, позволяющих квалифицировать сосредоточение вод в рельефе местности в качестве поверхностного водного объекта.
"Договоры об оказании информационных услуг: монография"
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Хранение информации предполагает обеспечение ее сохранности на материальном носителе или в памяти компьютера, на внешних носителях информации. Так, например, по договору об оказании информационных услуг с участием бюро кредитных историй хранение предполагает обеспечение сохранности всех сведений, входящих в состав соответствующей информации, в электронной форме в базе данных бюро кредитных историй. Хранение документов Госфонда в УГМС и НИУ Росгидромета осуществляется в специализированных хранилищах и помещениях (п. 6.7.1.3 Положения, утв. Приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 07.06.2008 <1>). Административный регламент Росгидромета от 24.04.2008 определяет, что хранение документов в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (ЕГФД) включает деятельность участников ведения ЕГФД по обеспечению сохранности зафиксированной информации в документах на бумажных и технических носителях и деятельность по обеспечению условий хранения документов. При этом обеспечение сохранности информации на бумажных носителях включает: выделение помещения для хранения документов и работы с ними; оборудование архивохранилищ; топографирование архивохранилищ и размещение документов в них; проверку наличия и состояния документов фонда; реставрацию поврежденных и пришедших в негодность документов. В обеспечение сохранности информации на магнитоленточных носителях входят периодическая проверка и регенерация носителей с помощью программных и технических средств (п. 3.3).
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Хранение информации предполагает обеспечение ее сохранности на материальном носителе или в памяти компьютера, на внешних носителях информации. Так, например, по договору об оказании информационных услуг с участием бюро кредитных историй хранение предполагает обеспечение сохранности всех сведений, входящих в состав соответствующей информации, в электронной форме в базе данных бюро кредитных историй. Хранение документов Госфонда в УГМС и НИУ Росгидромета осуществляется в специализированных хранилищах и помещениях (п. 6.7.1.3 Положения, утв. Приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 07.06.2008 <1>). Административный регламент Росгидромета от 24.04.2008 определяет, что хранение документов в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (ЕГФД) включает деятельность участников ведения ЕГФД по обеспечению сохранности зафиксированной информации в документах на бумажных и технических носителях и деятельность по обеспечению условий хранения документов. При этом обеспечение сохранности информации на бумажных носителях включает: выделение помещения для хранения документов и работы с ними; оборудование архивохранилищ; топографирование архивохранилищ и размещение документов в них; проверку наличия и состояния документов фонда; реставрацию поврежденных и пришедших в негодность документов. В обеспечение сохранности информации на магнитоленточных носителях входят периодическая проверка и регенерация носителей с помощью программных и технических средств (п. 3.3).