Досрочное увольнение с военной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочное увольнение с военной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 51 "Основания увольнения с военной службы" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Таким образом, решение о досрочном увольнении с военной службы не связано с истечением срока контракта, а обусловлено наступлением предусмотренных законом фактических обстоятельств, подтверждающих невозможность продолжения военно-служебных отношений с военнослужащим."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Статус военнослужащих" Федерального закона "О статусе военнослужащих""Закрепляя особенности правового статуса военнослужащего и устанавливая соответствующие требования, федеральный законодатель в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил, что лица, проходящие военную службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. С учетом данного законоположения у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, отсутствует безусловное право на досрочное увольнение с военной службы на основании лишь своего свободного волеизъявления, что отличает военную службу как от работы по трудовому договору, так и от иных видов государственной службы и представляет собой важную особенность ее прохождения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы основания и порядок увольнения с военной службы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Последние пять из указанных оснований дают право военнослужащему на досрочное увольнение с военной службы по призыву при возникновении их в период прохождения военной службы (п. 4 ст. 51 Закона N 53-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Последние пять из указанных оснований дают право военнослужащему на досрочное увольнение с военной службы по призыву при возникновении их в период прохождения военной службы (п. 4 ст. 51 Закона N 53-ФЗ).
Статья: О жилищном обеспечении военнослужащих при увольнении с военной службы (по материалам судебной практики)
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6)По заключению военно-врачебной комиссии от 15 февраля 2021 г. С. признан ограниченно годным к военной службе. В связи с этим 12 апреля 2021 г. С. обратился по команде с рапортом о представлении его к досрочному увольнению с военной службы по состоянию здоровья после предоставления жилищной субсидии. Приказом командира воинской части от 30 апреля 2021 г. С. досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья и с 28 мая 2021 г. исключен из списков личного состава этой воинской части.
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6)По заключению военно-врачебной комиссии от 15 февраля 2021 г. С. признан ограниченно годным к военной службе. В связи с этим 12 апреля 2021 г. С. обратился по команде с рапортом о представлении его к досрочному увольнению с военной службы по состоянию здоровья после предоставления жилищной субсидии. Приказом командира воинской части от 30 апреля 2021 г. С. досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья и с 28 мая 2021 г. исключен из списков личного состава этой воинской части.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняется, что граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, призванные на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы РФ, либо граждане (иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие судимость или совершившие преступления, заключившие контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ, подлежат досрочному увольнению с военной службы только по возрасту, по состоянию здоровья и в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняется, что граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, призванные на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы РФ, либо граждане (иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие судимость или совершившие преступления, заключившие контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ, подлежат досрочному увольнению с военной службы только по возрасту, по состоянию здоровья и в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)д) представленному к досрочному увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" - "з", "л", "м" пункта 1 и подпунктами "в" - "е.2", "з" - "л" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона;
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)д) представленному к досрочному увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" - "з", "л", "м" пункта 1 и подпунктами "в" - "е.2", "з" - "л" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона;
Ситуация: Можно ли получить имущественный вычет при покупке квартиры с использованием средств военной ипотеки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если участник НИС досрочно увольняется с военной службы, он обязан возвратить сумму, выплаченную Минобороны России в погашение ЦЖЗ. Кроме того, при увольнении по некоторым основаниям он также обязан уплатить проценты по этому займу, начисленные со дня увольнения, по ставке, установленной договором ЦЖЗ. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по ЦЖЗ (п. 1 ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 15 Закона N 117-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если участник НИС досрочно увольняется с военной службы, он обязан возвратить сумму, выплаченную Минобороны России в погашение ЦЖЗ. Кроме того, при увольнении по некоторым основаниям он также обязан уплатить проценты по этому займу, начисленные со дня увольнения, по ставке, установленной договором ЦЖЗ. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по ЦЖЗ (п. 1 ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 15 Закона N 117-ФЗ).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В своем Определении от 15 января 2009 г. N 187-О-О <1> Конституционный Суд РФ отметил, что отцам - военнослужащим по контракту отпуск по уходу за ребенком не полагается по причине их специального правового статуса, сопряженного с несением особого вида государственной службы, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства. Такая служба предполагает некоторые ограничения в отношении мужчин - военнослужащих по контракту, в том числе в области осуществления ими обязанностей по воспитанию ребенка (детей). Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель, устанавливая подобные ограничения, действовал в рамках своей дискреции, предоставленной нормами ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, при этом учитывал иные гарантии в отношении отцов - военнослужащих по контракту, в частности: на однократное предоставление дополнительного отпуска до трех месяцев (для решения вопроса об организации ухода за детьми) в случае смерти жены при родах, а также в случае воспитания одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) <2>; на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам (если отец ребенка принимает решение лично осуществлять уход за ним) <3>. Конституционный Суд РФ также обратил внимание, что различия в социальных гарантиях между мужчинами и женщинами, являющимися военнослужащими по контракту, обусловлены не только ограниченным участием женщин в осуществлении военной службы, но прежде всего их особой социальной ролью как матери ребенка, что согласуется с положением ст. 38 Конституции РФ и находит отражение в трудовом и социально-обеспечительном законодательстве по вопросам обеспечения лиц с семейными обязанностями социальными гарантиями <4>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В своем Определении от 15 января 2009 г. N 187-О-О <1> Конституционный Суд РФ отметил, что отцам - военнослужащим по контракту отпуск по уходу за ребенком не полагается по причине их специального правового статуса, сопряженного с несением особого вида государственной службы, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства. Такая служба предполагает некоторые ограничения в отношении мужчин - военнослужащих по контракту, в том числе в области осуществления ими обязанностей по воспитанию ребенка (детей). Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель, устанавливая подобные ограничения, действовал в рамках своей дискреции, предоставленной нормами ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, при этом учитывал иные гарантии в отношении отцов - военнослужащих по контракту, в частности: на однократное предоставление дополнительного отпуска до трех месяцев (для решения вопроса об организации ухода за детьми) в случае смерти жены при родах, а также в случае воспитания одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) <2>; на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам (если отец ребенка принимает решение лично осуществлять уход за ним) <3>. Конституционный Суд РФ также обратил внимание, что различия в социальных гарантиях между мужчинами и женщинами, являющимися военнослужащими по контракту, обусловлены не только ограниченным участием женщин в осуществлении военной службы, но прежде всего их особой социальной ролью как матери ребенка, что согласуется с положением ст. 38 Конституции РФ и находит отражение в трудовом и социально-обеспечительном законодательстве по вопросам обеспечения лиц с семейными обязанностями социальными гарантиями <4>.
Статья: О современных тенденциях разрешения споров в сфере военной службы по материалам военно-судебной практики
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)В силу требований п. 2.2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта осуществляется только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. В соответствии с п. 6 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок аттестации), утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444, заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего. То, что военнослужащий имеет право на личное участие при проведении аттестации (в установленных случаях) на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, следует также из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева" от 21 марта 2013 г. N 6-П. Лишение военнослужащего права на личное участие при проведении в указанном случае аттестации в его отношении является существенным нарушением не только этого его права, но и процедуры аттестации.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)В силу требований п. 2.2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта осуществляется только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. В соответствии с п. 6 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок аттестации), утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444, заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего. То, что военнослужащий имеет право на личное участие при проведении аттестации (в установленных случаях) на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, следует также из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева" от 21 марта 2013 г. N 6-П. Лишение военнослужащего права на личное участие при проведении в указанном случае аттестации в его отношении является существенным нарушением не только этого его права, но и процедуры аттестации.
Статья: О первом опыте заключения локального мирового соглашения с залоговым кредитором в деле о банкротстве гражданина
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Также следует отметить, что судебная практика в целом единообразно придерживалась подхода, согласно которому требования ФГКУ "Росвоенипотека" не подлежат включению в реестр требований кредиторов, если военнослужащий не утрачивает соответствующего статуса, поскольку основанием для истребования средств, предоставленных в качестве целевого займа, является досрочное увольнение с военной службы (часть 2 статьи 15 Закона N 117-ФЗ). При продолжении служебных отношений такого основания не возникает (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А21-1510/2022).
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Также следует отметить, что судебная практика в целом единообразно придерживалась подхода, согласно которому требования ФГКУ "Росвоенипотека" не подлежат включению в реестр требований кредиторов, если военнослужащий не утрачивает соответствующего статуса, поскольку основанием для истребования средств, предоставленных в качестве целевого займа, является досрочное увольнение с военной службы (часть 2 статьи 15 Закона N 117-ФЗ). При продолжении служебных отношений такого основания не возникает (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А21-1510/2022).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Военнослужащий, уже проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с переходом на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов (подп. "б" п. 2 ст. 51 Закона о воинской обязанности).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Военнослужащий, уже проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с переходом на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов (подп. "б" п. 2 ст. 51 Закона о воинской обязанности).
Ситуация: Каков порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет право указанных категорий лиц на прохождение военно-врачебной экспертизы, которая необходима для целей определения, во-первых, годности к военной службе или приравненной к ней службе и, во-вторых, для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет право указанных категорий лиц на прохождение военно-врачебной экспертизы, которая необходима для целей определения, во-первых, годности к военной службе или приравненной к ней службе и, во-вторых, для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
Статья: Материальная ответственность военнослужащих за ущерб имуществу воинской части, ее основания, условия: практика военных судов
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 4)Привлечению к материальной ответственности за незаконное увольнение военнослужащего с военной службы подлежит командир, издавший приказ о применении к военнослужащему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 4)Привлечению к материальной ответственности за незаконное увольнение военнослужащего с военной службы подлежит командир, издавший приказ о применении к военнослужащему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.