Должностные обязанности социального педагога
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностные обязанности социального педагога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 30.05.2024 по делу N 33-1521/2024 (УИД 92RS0004-01-2023-002073-16)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с разглашением охраняемой законом тайны.
Обстоятельства: Истец указал, что отсутствуют доказательства факта совершения им дисциплинарных проступков, а также ответчиком нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено в части.Суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования истца о признании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконными и их отмене, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, исходил из недоказанности ответчиком ненадлежащего исполнения должностных обязанностей истцом, не соблюдения трудового распорядка, при этом, выполнение истцом основной и работы по совмещению социального педагога в течение рабочего дня не свидетельствуют о нарушении истцом трудовой дисциплины. Доказательств, подтверждающих распространение истцом конфиденциальной информации, персональных данных работников школы, иных лиц, послужившей основанием для увольнения, ответчиком не предоставлено. Работодателем нарушен порядок применения к работнику дисциплинарного взыскания.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с разглашением охраняемой законом тайны.
Обстоятельства: Истец указал, что отсутствуют доказательства факта совершения им дисциплинарных проступков, а также ответчиком нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено в части.Суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования истца о признании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконными и их отмене, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, исходил из недоказанности ответчиком ненадлежащего исполнения должностных обязанностей истцом, не соблюдения трудового распорядка, при этом, выполнение истцом основной и работы по совмещению социального педагога в течение рабочего дня не свидетельствуют о нарушении истцом трудовой дисциплины. Доказательств, подтверждающих распространение истцом конфиденциальной информации, персональных данных работников школы, иных лиц, послужившей основанием для увольнения, ответчиком не предоставлено. Работодателем нарушен порядок применения к работнику дисциплинарного взыскания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)3) базовый признак должности педагогического работника - педагогическая трудовая функция - непосредственное осуществление работником педагогической деятельности; исходя из системного анализа содержащихся в подзаконных актах описаний должностных обязанностей и трудовых функций педагогических работников, под "педагогической деятельностью" в смысле социально-трудового законодательства предлагаем понимать педагогическое взаимодействие с обучающимися в рамках образовательного процесса;
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)3) базовый признак должности педагогического работника - педагогическая трудовая функция - непосредственное осуществление работником педагогической деятельности; исходя из системного анализа содержащихся в подзаконных актах описаний должностных обязанностей и трудовых функций педагогических работников, под "педагогической деятельностью" в смысле социально-трудового законодательства предлагаем понимать педагогическое взаимодействие с обучающимися в рамках образовательного процесса;
Статья: Институт наставничества в системе координат нормативного регулирования и правоприменения
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)<42> В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по итогам реализации наставничества в 2024 г. достигнуты следующие результаты: создание благоприятного социально-психологического климата и условий для адаптации принятых на кафедру преподавателей; развитие способности научно-педагогических работников самостоятельно, качественно и ответственно исполнять должностные обязанности и соблюдать трудовую дисциплину; развитие личного творческого и педагогического потенциала научно-педагогических работников; повышение уровня включенности нового преподавателя в образовательную, научную и воспитательную работу Университета; формирование активной гражданской и жизненной позиции, антикоррупционного поведения; мотивация научно-педагогических работников к установлению длительных трудовых отношений с Университетом.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)<42> В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по итогам реализации наставничества в 2024 г. достигнуты следующие результаты: создание благоприятного социально-психологического климата и условий для адаптации принятых на кафедру преподавателей; развитие способности научно-педагогических работников самостоятельно, качественно и ответственно исполнять должностные обязанности и соблюдать трудовую дисциплину; развитие личного творческого и педагогического потенциала научно-педагогических работников; повышение уровня включенности нового преподавателя в образовательную, научную и воспитательную работу Университета; формирование активной гражданской и жизненной позиции, антикоррупционного поведения; мотивация научно-педагогических работников к установлению длительных трудовых отношений с Университетом.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2024 N 40-П
"По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой"Таким образом, исходя из предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются статья 129, части первая и третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о включении в состав заработной платы (части заработной платы), не превышающей минимального размера оплаты труда, дополнительной оплаты за выполнение с письменного согласия педагогического работника дополнительной работы, не входящей в его основные должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками по замещаемой им должности, и (или) учебной (преподавательской) работы сверх установленной нормы часов.
"По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой"Таким образом, исходя из предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются статья 129, части первая и третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о включении в состав заработной платы (части заработной платы), не превышающей минимального размера оплаты труда, дополнительной оплаты за выполнение с письменного согласия педагогического работника дополнительной работы, не входящей в его основные должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками по замещаемой им должности, и (или) учебной (преподавательской) работы сверх установленной нормы часов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 N 41-П
"По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной"Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", то согласно сложившейся практике - в том числе на основании пункта 9 раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, - лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.
"По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной"Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", то согласно сложившейся практике - в том числе на основании пункта 9 раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, - лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.
Ситуация: Как составить договор дарения денежных средств между физическими лицами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)работникам образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги, от граждан, которые обслуживаются в этих организациях, или от их родственников;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)работникам образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги, от граждан, которые обслуживаются в этих организациях, или от их родственников;
Статья: Отдельные проблемы, связанные с правом на труд медицинских работников (часть первая)
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Несмотря на подобное упущение, медицинские организации вводят в штат медицинских логопедов, которые, в отличие от логопедов общеобразовательных организаций, не имеют права на сокращенную продолжительность рабочего времени (для логопедов образовательных организаций установлена продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю); им не предоставляется основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней <12>, и при этом они не включены в список медицинских работников, имеющих право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск <13>. Следует обратить внимание на то, что должностные обязанности учителя-логопеда, предусмотренные разд. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н <14>, аналогичны обязанностям логопеда, предусмотренным Положением о логопеде, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 "О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций" <15>.
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Несмотря на подобное упущение, медицинские организации вводят в штат медицинских логопедов, которые, в отличие от логопедов общеобразовательных организаций, не имеют права на сокращенную продолжительность рабочего времени (для логопедов образовательных организаций установлена продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю); им не предоставляется основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней <12>, и при этом они не включены в список медицинских работников, имеющих право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск <13>. Следует обратить внимание на то, что должностные обязанности учителя-логопеда, предусмотренные разд. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н <14>, аналогичны обязанностям логопеда, предусмотренным Положением о логопеде, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 "О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций" <15>.
Статья: За пределами рабочего времени
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 5)<7> В соответствии с п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601, например: педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам и другим.
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 5)<7> В соответствии с п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601, например: педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам и другим.
Статья: Аттестация работников: дефекты дифференцированного подхода
(Парамонова С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Проведение аттестации кандидатов при отборе персонала на локальном уровне не предусмотрено действующим законодательством. По общему правилу кандидаты на трудоустройство оцениваются работодателем в ходе собеседования, в форме которого, кстати, и проводится в настоящее время аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации. Следует отметить, что в общих положениях разделов квалификационного справочника такая аттестация рассматривается как возможность назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки и стажа работы (в ведомственных актах об аттестации эта мысль воспроизводится практически дословно) <7>. При этом мало кто обращает внимание на важную оговорку в справочнике о том, что лица эти должны качественно и в полном объеме выполнять (!) возложенные на них должностные обязанности. Думается, что оценить это можно только тогда, когда лицо, проходящее аттестацию, работает у данного работодателя.
(Парамонова С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Проведение аттестации кандидатов при отборе персонала на локальном уровне не предусмотрено действующим законодательством. По общему правилу кандидаты на трудоустройство оцениваются работодателем в ходе собеседования, в форме которого, кстати, и проводится в настоящее время аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации. Следует отметить, что в общих положениях разделов квалификационного справочника такая аттестация рассматривается как возможность назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки и стажа работы (в ведомственных актах об аттестации эта мысль воспроизводится практически дословно) <7>. При этом мало кто обращает внимание на важную оговорку в справочнике о том, что лица эти должны качественно и в полном объеме выполнять (!) возложенные на них должностные обязанности. Думается, что оценить это можно только тогда, когда лицо, проходящее аттестацию, работает у данного работодателя.
Статья: Выплаты социальному педагогу за счет средств ОМС - это "нецелевка"
(Опарина С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)Проанализировав должностные обязанности социального педагога, такие как осуществление медико-социального патронажа в семье, выявление в ней лиц, имеющих факторы индивидуального и семейного риска и нуждающихся в медико-психолого-социальной помощи и правовой защите, изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности и ее микросреды, условий жизни, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что деятельность социального педагога ни прямо, ни косвенно не связана с оказанием медицинской помощи пациентам в рамках территориальной программы ОМС.
(Опарина С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)Проанализировав должностные обязанности социального педагога, такие как осуществление медико-социального патронажа в семье, выявление в ней лиц, имеющих факторы индивидуального и семейного риска и нуждающихся в медико-психолого-социальной помощи и правовой защите, изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности и ее микросреды, условий жизни, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что деятельность социального педагога ни прямо, ни косвенно не связана с оказанием медицинской помощи пациентам в рамках территориальной программы ОМС.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организации за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, должностными инструкциями, разработанными исходя из соответствующих квалификационных характеристик, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы, - без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организации за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, должностными инструкциями, разработанными исходя из соответствующих квалификационных характеристик, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы, - без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.
Статья: Система субъектов, участвующих в оказании психологической помощи населению
(Исмагилова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)В круг должностных обязанностей психолога учреждения социального обслуживания входит обеспечение психологической поддержки и защиты другим сотрудникам данного учреждения, психологического комфорта клиентов учреждения социального обслуживания.
(Исмагилова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)В круг должностных обязанностей психолога учреждения социального обслуживания входит обеспечение психологической поддержки и защиты другим сотрудникам данного учреждения, психологического комфорта клиентов учреждения социального обслуживания.
Статья: Обзор изменений Трудового кодекса с 1 сентября 2025 года
(Светлова И.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)Кроме названных выше изменений в части работы педагогов, есть и другие изменения для данных специалистов. Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику: на законодательном уровне устанавливается длительность рабочего времени, включающее преподавательскую, воспитательную и другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени.
(Светлова И.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)Кроме названных выше изменений в части работы педагогов, есть и другие изменения для данных специалистов. Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику: на законодательном уровне устанавливается длительность рабочего времени, включающее преподавательскую, воспитательную и другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени.