Договор ресурсоснабжения с управляющей организацией
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор ресурсоснабжения с управляющей организацией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аналогия закона при разрешении жилищных споров
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Активно аналогию жилищного закона в жилищных обязательственных отношениях применяют не только судебные органы, но и органы исполнительной власти. Так, Минстрой России отметил: "Для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в многоквартирных домах, в которых горячая вода приготавливается с помощью оборудования, расположенного в многоквартирном доме и относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающими организациями: договора теплоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по теплоснабжению (для приготовления горячей воды) и договора холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по холодному водоснабжению (в т.ч. для приготовления горячей воды). Такие коммунальные услуги поименованы в п. 55 Правил N 354 и в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) могут предоставляться потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах ресурсоснабжающей организацией в отсутствии лица, управляющего многоквартирным домом (ст. 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ)" <37>.
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Активно аналогию жилищного закона в жилищных обязательственных отношениях применяют не только судебные органы, но и органы исполнительной власти. Так, Минстрой России отметил: "Для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в многоквартирных домах, в которых горячая вода приготавливается с помощью оборудования, расположенного в многоквартирном доме и относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающими организациями: договора теплоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по теплоснабжению (для приготовления горячей воды) и договора холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по холодному водоснабжению (в т.ч. для приготовления горячей воды). Такие коммунальные услуги поименованы в п. 55 Правил N 354 и в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) могут предоставляться потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах ресурсоснабжающей организацией в отсутствии лица, управляющего многоквартирным домом (ст. 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ)" <37>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2, 3. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об условиях, при которых ресурсоснабжающая организация или региональный оператор могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2, 3. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об условиях, при которых ресурсоснабжающая организация или региональный оператор могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия.
(ред. от 04.11.2025)2. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению О.Ю. Шилохвоста, конструкция такого "экономического представительства управляющей организации" не соответствовала закрепленному в законодательстве их статусу как самостоятельных сторон договора энергоснабжения. Поэтому начиная с 2009 г. в судах установилась единообразная практика, согласно которой задолженность граждан перед управляющей компанией по коммунальным платежам не признавалась основанием, освобождающим такую организацию от ответственности перед энергоснабжающими организациями за поставленные коммунальные ресурсы. Это давало последним определенные преимущества, они не были связаны необходимостью непосредственного взаимодействия с гражданами-потребителями. На практике существование управляющей компании отвечало интересам некомпетентных в вопросах энергоснабжения граждан-потребителей, взаимодействие с энергоснабжающей организацией стало прерогативой управляющих компаний. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 <1> были утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые отразили тенденцию к отказу от юридического обособления управляющей компании, от придания ей статуса самостоятельного абонента энергоснабжающей организации, которая вправе требовать от указанной организации оплату за коммунальный ресурс только в той части, в которой этот ресурс оплачен гражданами-потребителями.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению О.Ю. Шилохвоста, конструкция такого "экономического представительства управляющей организации" не соответствовала закрепленному в законодательстве их статусу как самостоятельных сторон договора энергоснабжения. Поэтому начиная с 2009 г. в судах установилась единообразная практика, согласно которой задолженность граждан перед управляющей компанией по коммунальным платежам не признавалась основанием, освобождающим такую организацию от ответственности перед энергоснабжающими организациями за поставленные коммунальные ресурсы. Это давало последним определенные преимущества, они не были связаны необходимостью непосредственного взаимодействия с гражданами-потребителями. На практике существование управляющей компании отвечало интересам некомпетентных в вопросах энергоснабжения граждан-потребителей, взаимодействие с энергоснабжающей организацией стало прерогативой управляющих компаний. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 <1> были утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые отразили тенденцию к отказу от юридического обособления управляющей компании, от придания ей статуса самостоятельного абонента энергоснабжающей организации, которая вправе требовать от указанной организации оплату за коммунальный ресурс только в той части, в которой этот ресурс оплачен гражданами-потребителями.
Статья: Проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (финансово-правовой аспект)
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Ключевые слова: ресурсоснабжающая организация, индивидуальный тепловой пункт, отказ от исполнения договоров ресурсоснабжения, прямые договоры, управляющая компания, тариф, финансовое право.
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Ключевые слова: ресурсоснабжающая организация, индивидуальный тепловой пункт, отказ от исполнения договоров ресурсоснабжения, прямые договоры, управляющая компания, тариф, финансовое право.
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Можно заключить, что с позиции ресурсоснабжающей организации наиболее оправдан переход на прямые договоры ресурсоснабжения при наличии признаков финансово нестабильного (предбанкротного) состояния лиц, управляющих многоквартирным домом, значительной величины задолженности последних перед ресурсоснабжающей организацией. С точки зрения управляющей организации, ТСЖ и кооператива прямые договоры снижают некоторые издержки за счет переноса их на поставщиков ресурсов и собственников помещений в многоквартирном доме. Для управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов переход на прямые договоры оправдан при отсутствии реальной конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и наличии действительной поддержки собственниками помещений такой схемы ресурсоснабжения. Преимущества прямых договоров для собственников помещений сводятся к формальной гарантированности совершения расчетов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией в условиях низкой платежной дисциплины лица, управляющего многоквартирным домом. В целом прямые договоры ресурсоснабжения при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, ТСЖ, кооперативом следует рассматривать скорее как предусмотренный законодательством выход из сложных ситуаций, чем как обычную практику в отсутствие реальных предпосылок.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Можно заключить, что с позиции ресурсоснабжающей организации наиболее оправдан переход на прямые договоры ресурсоснабжения при наличии признаков финансово нестабильного (предбанкротного) состояния лиц, управляющих многоквартирным домом, значительной величины задолженности последних перед ресурсоснабжающей организацией. С точки зрения управляющей организации, ТСЖ и кооператива прямые договоры снижают некоторые издержки за счет переноса их на поставщиков ресурсов и собственников помещений в многоквартирном доме. Для управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов переход на прямые договоры оправдан при отсутствии реальной конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и наличии действительной поддержки собственниками помещений такой схемы ресурсоснабжения. Преимущества прямых договоров для собственников помещений сводятся к формальной гарантированности совершения расчетов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией в условиях низкой платежной дисциплины лица, управляющего многоквартирным домом. В целом прямые договоры ресурсоснабжения при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, ТСЖ, кооперативом следует рассматривать скорее как предусмотренный законодательством выход из сложных ситуаций, чем как обычную практику в отсутствие реальных предпосылок.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если жилищно-коммунальные услуги оказываются ТСЖ (управляющими организациями), заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, то денежные средства, поступающие от собственников жилья (помещений), в состав доходов при применении УСН не включаются (подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если жилищно-коммунальные услуги оказываются ТСЖ (управляющими организациями), заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, то денежные средства, поступающие от собственников жилья (помещений), в состав доходов при применении УСН не включаются (подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Статья: Судебные споры по льготам на оплату коммунальных услуг
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 5)Также в соответствии с ч. 2, 6, 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 Правил N 354 управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 5)Также в соответствии с ч. 2, 6, 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 Правил N 354 управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Если жилищно-коммунальные услуги оказываются ТСЖ (управляющими организациями), заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, то денежные средства, поступающие от собственников жилья (помещений), в состав доходов при применении УСН не включаются (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Если жилищно-коммунальные услуги оказываются ТСЖ (управляющими организациями), заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, то денежные средства, поступающие от собственников жилья (помещений), в состав доходов при применении УСН не включаются (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)По аналогии с порядком, изложенным в ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление МКД, по договору ресурсоснабжения на 12. Если договор ресурсоснабжения исполнялся менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств рассчитывается путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление МКД, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев его действия.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)По аналогии с порядком, изложенным в ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление МКД, по договору ресурсоснабжения на 12. Если договор ресурсоснабжения исполнялся менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств рассчитывается путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление МКД, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев его действия.