Договор перевозки железнодорожным транспортом
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор перевозки железнодорожным транспортом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с железнодорожной перевозкой и сопутствующими договорами: Перевозчик хочет взыскать штраф за искажение сведений в железнодорожной накладной
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие договора перевозки груза железнодорожным транспортом
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие договора перевозки груза железнодорожным транспортом
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 785. Договор перевозки груза
(ред. от 24.06.2025)Статья 785. Договор перевозки груза
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция);
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция);
Статья: Компетенция судов и подсудность гражданских дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы определения подсудности неоднократно обсуждались в информационных письмах и постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ. В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество"; в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 04.12.2000 N 33/14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей"; в разд. II Постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"; в п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"; в Письме ВАС РФ от 02.04.2004 N С1-7/уп-389 "О некоторых вопросах, связанных с подсудностью споров, вытекающих из договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы определения подсудности неоднократно обсуждались в информационных письмах и постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ. В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество"; в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 04.12.2000 N 33/14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей"; в разд. II Постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"; в п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"; в Письме ВАС РФ от 02.04.2004 N С1-7/уп-389 "О некоторых вопросах, связанных с подсудностью споров, вытекающих из договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом".
Готовое решение: Что учесть грузоотправителю при предъявлении претензии перевозчику в связи с нарушением срока подачи транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из п. 1 ст. 793, а также п. 1 ст. 330, п. 1 ст. 332 ГК РФ можно потребовать неустойку за задержку подачи транспорта, если она установлена законом (например, транспортным уставом) или договором.
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из п. 1 ст. 793, а также п. 1 ст. 330, п. 1 ст. 332 ГК РФ можно потребовать неустойку за задержку подачи транспорта, если она установлена законом (например, транспортным уставом) или договором.
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: юридико-техническая оценка
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Ключевые слова: транспортное право, транспортное законодательство, Устав железнодорожного транспорта, законодательные новеллы, юридическая техника, договор перевозки грузов, железнодорожный транспорт.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Ключевые слова: транспортное право, транспортное законодательство, Устав железнодорожного транспорта, законодательные новеллы, юридическая техника, договор перевозки грузов, железнодорожный транспорт.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Особую группу организационных договоров составляют договоры об организации перевозок на железнодорожном транспорте (ст. 798 ГК РФ, ст. 10 УЖТ РФ, п. 6 Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 10Ц). К этой же группе договоров относятся договоры оказания услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте (ст. 50 УЖТ РФ, п. 1 ст. 12 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", раздел III Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Особую группу организационных договоров составляют договоры об организации перевозок на железнодорожном транспорте (ст. 798 ГК РФ, ст. 10 УЖТ РФ, п. 6 Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 10Ц). К этой же группе договоров относятся договоры оказания услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте (ст. 50 УЖТ РФ, п. 1 ст. 12 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", раздел III Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703).
Статья: Непростая логистика (анализ проблем и споров)
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)На территории одной страны груз можно доставить путем заключения простого договора перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом, где представитель одной компании вручил, а покупатель - принял груз в конечной точке. При такой организации процесса его легко контролировать и (или) распределять ответственность - то, что интересует нас в первую очередь в случае хищения и утери оплаченного груза. Но когда речь идет о сложных перевозках, то тут даже опытные в перевозках предприниматели могут запутаться. В таких случаях компании часто прибегают к услугам транспортно-экспедиционных компаний. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о ТЭД), транспортно-экспедиционная деятельность - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. По сути, такие компании берут на себя все неудобства, связанные с необходимостью перемещения товаров по миру, и несут ответственность перед заказчиком за весь путь товара, если груз повредился или потерялся. При этом заказчику не надо выяснять, какой из перевозчиков виноват. Вместе с тем очень важно, чтобы все ключевые моменты были учтены в договоре транспортной экспедиции.
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)На территории одной страны груз можно доставить путем заключения простого договора перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом, где представитель одной компании вручил, а покупатель - принял груз в конечной точке. При такой организации процесса его легко контролировать и (или) распределять ответственность - то, что интересует нас в первую очередь в случае хищения и утери оплаченного груза. Но когда речь идет о сложных перевозках, то тут даже опытные в перевозках предприниматели могут запутаться. В таких случаях компании часто прибегают к услугам транспортно-экспедиционных компаний. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о ТЭД), транспортно-экспедиционная деятельность - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. По сути, такие компании берут на себя все неудобства, связанные с необходимостью перемещения товаров по миру, и несут ответственность перед заказчиком за весь путь товара, если груз повредился или потерялся. При этом заказчику не надо выяснять, какой из перевозчиков виноват. Вместе с тем очень важно, чтобы все ключевые моменты были учтены в договоре транспортной экспедиции.
Статья: Модели регулирования перевозок железнодорожным транспортом: сравнительный анализ
(Бажина М.А., Туктамышев В.Д.)
("Транспортное право", 2021, N 2)В России понятие перевозчика железнодорожным транспортом дано в нескольких нормативных правовых актах: ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ <4>, ст. 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ <5>. В обоих определениях под перевозчиком понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Единственным различием является то, что в определении, указанном в УЖТ РФ, законодатель наряду с указанными предметами перевозки добавляет еще перевозку не принадлежащего перевозчику порожнего грузового вагона.
(Бажина М.А., Туктамышев В.Д.)
("Транспортное право", 2021, N 2)В России понятие перевозчика железнодорожным транспортом дано в нескольких нормативных правовых актах: ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ <4>, ст. 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ <5>. В обоих определениях под перевозчиком понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Единственным различием является то, что в определении, указанном в УЖТ РФ, законодатель наряду с указанными предметами перевозки добавляет еще перевозку не принадлежащего перевозчику порожнего грузового вагона.
Статья: О правовом регулировании системы динамического ценообразования провозной платы на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)1. Правовая природа СДЦ провозной платы на железнодорожном транспорте. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <5> тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах регулируются государством, а в купейных вагонах и вагонах повышенной комфортности (СВ) устанавливаются перевозчиком на договорной основе и контролируются антимонопольным органом. Схожая формулировка воспроизводится в Постановлении Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" <6>. Получается, что ОАО "РЖД" вправе самостоятельно определять стоимость провозной платы, ее состав, критерии и основания формирования. В то же время оговоримся, что в данном исследовании в первую очередь рассматриваются вопросы, связанные с ценообразованием в купейных вагонах и вагонах повышенной комфортности, размер провозной платы которых, согласно п. 1 ст. 432 и п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГК РФ), относится к существенному условию договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом. Хотя в научной литературе вопрос об относимости размера провозной платы к существенным условиям договора перевозки пассажира носит дискуссионный характер. В одних исследованиях провозная плата применительно к гибкому ценообразованию рассматривается в качестве условия договора перевозки пассажира <8>, а в случае с тарифным ценообразованием таковым не является <9>. Вместе с тем возникает вопрос, какова правовая природа СДЦ и какими документами осуществляется ее правовое регулирование, поскольку последние становятся неотъемлемой частью договорных отношений перевозчика и потребителя железнодорожных услуг.
(Никитина К.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)1. Правовая природа СДЦ провозной платы на железнодорожном транспорте. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <5> тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах регулируются государством, а в купейных вагонах и вагонах повышенной комфортности (СВ) устанавливаются перевозчиком на договорной основе и контролируются антимонопольным органом. Схожая формулировка воспроизводится в Постановлении Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" <6>. Получается, что ОАО "РЖД" вправе самостоятельно определять стоимость провозной платы, ее состав, критерии и основания формирования. В то же время оговоримся, что в данном исследовании в первую очередь рассматриваются вопросы, связанные с ценообразованием в купейных вагонах и вагонах повышенной комфортности, размер провозной платы которых, согласно п. 1 ст. 432 и п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГК РФ), относится к существенному условию договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом. Хотя в научной литературе вопрос об относимости размера провозной платы к существенным условиям договора перевозки пассажира носит дискуссионный характер. В одних исследованиях провозная плата применительно к гибкому ценообразованию рассматривается в качестве условия договора перевозки пассажира <8>, а в случае с тарифным ценообразованием таковым не является <9>. Вместе с тем возникает вопрос, какова правовая природа СДЦ и какими документами осуществляется ее правовое регулирование, поскольку последние становятся неотъемлемой частью договорных отношений перевозчика и потребителя железнодорожных услуг.
Статья: Договорная подсудность
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы подсудности в арбитражном процессе были неоднократно обсуждены в информационных письмах и постановлениях Пленума ВАС РФ. В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество"; в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 04.12.2000 N 33/14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей"; в разд. II Постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"; в п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"; в Письме ВАС РФ от 02.04.2004 N С1-7/уп-389 "О некоторых вопросах, связанных с подсудностью споров, вытекающих из договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом". В случае подачи иска в арбитражный суд в противоречие условию о подсудности, определенному соглашением сторон, арбитражный суд принимает определение о возврате искового заявления на основании пп. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2024 N Ф08-1673/2024 по делу N А32-55534/2021).
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы подсудности в арбитражном процессе были неоднократно обсуждены в информационных письмах и постановлениях Пленума ВАС РФ. В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество"; в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 04.12.2000 N 33/14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей"; в разд. II Постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"; в п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"; в Письме ВАС РФ от 02.04.2004 N С1-7/уп-389 "О некоторых вопросах, связанных с подсудностью споров, вытекающих из договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом". В случае подачи иска в арбитражный суд в противоречие условию о подсудности, определенному соглашением сторон, арбитражный суд принимает определение о возврате искового заявления на основании пп. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2024 N Ф08-1673/2024 по делу N А32-55534/2021).