Договор ГПХ с преподавателем
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор ГПХ с преподавателем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ доначислил страховые взносы, сделав вывод, что заключенные учреждением гражданско-правовые договоры на оказание преподавательских услуг являются трудовыми. Суд признал доначисление страховых взносов обоснованным, но снизил штраф в 10 раз, приняв во внимание социальную направленность деятельности учреждения и компенсацию потерь бюджету за счет уплаты пеней.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ доначислил страховые взносы, сделав вывод, что заключенные учреждением гражданско-правовые договоры на оказание преподавательских услуг являются трудовыми. Суд признал доначисление страховых взносов обоснованным, но снизил штраф в 10 раз, приняв во внимание социальную направленность деятельности учреждения и компенсацию потерь бюджету за счет уплаты пеней.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая охрана интеллектуальной собственности представителей профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)В современных условиях институционального развития инноваций и технологий на базе образовательных и научно-исследовательских учреждений, как представляется, основные усилия государства и академического сообщества должны состоять в том, чтобы решение проблем стимулирования инновационной деятельности выстраивалось на основе принципов восстановления лидерства представителей профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников в определении политики по охране интеллектуальной собственности, создаваемой внутри образовательных и научно-исследовательских учреждений. Усиленные административные меры по контролю за результатами интеллектуальной деятельности преподавателей и ученых должны быть предметом обсуждения с точки зрения возможных изменений в подходах к распределению прав на объекты интеллектуальной собственности, на доходы от их использования, к условиям трудовых и гражданско-правовых договоров с преподавателями, научными сотрудниками, которые слишком часто навязываются последним без переговоров или без возможности внесения изменений в предложенные условия. Действительно, в основе обозначенной проблематики лежит административная убежденность в том, что преподаватели, научные сотрудники не являются независимыми учеными, учителями и исследователями, а скорее работниками, ничем не отличающимися от тех, кто работает в коммерческих организациях, деятельность в рамках которых отражает интерес в первую очередь учредителей, инвесторов.
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)В современных условиях институционального развития инноваций и технологий на базе образовательных и научно-исследовательских учреждений, как представляется, основные усилия государства и академического сообщества должны состоять в том, чтобы решение проблем стимулирования инновационной деятельности выстраивалось на основе принципов восстановления лидерства представителей профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников в определении политики по охране интеллектуальной собственности, создаваемой внутри образовательных и научно-исследовательских учреждений. Усиленные административные меры по контролю за результатами интеллектуальной деятельности преподавателей и ученых должны быть предметом обсуждения с точки зрения возможных изменений в подходах к распределению прав на объекты интеллектуальной собственности, на доходы от их использования, к условиям трудовых и гражданско-правовых договоров с преподавателями, научными сотрудниками, которые слишком часто навязываются последним без переговоров или без возможности внесения изменений в предложенные условия. Действительно, в основе обозначенной проблематики лежит административная убежденность в том, что преподаватели, научные сотрудники не являются независимыми учеными, учителями и исследователями, а скорее работниками, ничем не отличающимися от тех, кто работает в коммерческих организациях, деятельность в рамках которых отражает интерес в первую очередь учредителей, инвесторов.
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)5. Наконец, самостоятельного внимания и принципиального решения требует проблема заключения с преподавателями вузов гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Эта проблема носит системный характер. С 2013 г. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит порядок признания гражданско-правовых отношений трудовыми, что позволило сформироваться соответствующей судебной практике (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2024 N 43-КГ23-8-К6, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2023 N 18-КГ23-157-К4, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2023 N 58-КГ22-14-К9). Но эта практика пока что не ориентирована на правовые отношения между педагогами и их работодателями. В этом видится принципиальная проблема: при заключении с педагогом гражданско-правового договора (обычно это договор возмездного оказания услуг) последний не приобретает средств защиты, гарантируемых трудовым законодательством. Есть и сопутствующие проблемы: у педагога-"почасовика" (как его называют на практике) нет ощущения стабильности, принадлежности к профессорско-преподавательскому составу и тем более научной школе, в высшем учебном заведении он ощущает себя "на птичьих правах". Очевидно, что о защите ценностных основ статуса педагога в данном случае говорить не приходится. Данная проблема не может быть решена Конституционным Судом РФ, так как признание гражданско-правовых отношений трудовыми не входит в его компетенцию. Если такие жалобы и доходят до органа конституционного контроля, то он отказывает в их принятии [см., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 892-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мезака Эрнеста Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 19.1 и 282 Трудового кодекса Российской Федерации" // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision759710.pdf (дата обращения: 03.10.2024)]. Поэтому видится необходимой подготовка новых руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, например на уровне его Пленума.
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)5. Наконец, самостоятельного внимания и принципиального решения требует проблема заключения с преподавателями вузов гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Эта проблема носит системный характер. С 2013 г. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит порядок признания гражданско-правовых отношений трудовыми, что позволило сформироваться соответствующей судебной практике (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2024 N 43-КГ23-8-К6, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2023 N 18-КГ23-157-К4, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2023 N 58-КГ22-14-К9). Но эта практика пока что не ориентирована на правовые отношения между педагогами и их работодателями. В этом видится принципиальная проблема: при заключении с педагогом гражданско-правового договора (обычно это договор возмездного оказания услуг) последний не приобретает средств защиты, гарантируемых трудовым законодательством. Есть и сопутствующие проблемы: у педагога-"почасовика" (как его называют на практике) нет ощущения стабильности, принадлежности к профессорско-преподавательскому составу и тем более научной школе, в высшем учебном заведении он ощущает себя "на птичьих правах". Очевидно, что о защите ценностных основ статуса педагога в данном случае говорить не приходится. Данная проблема не может быть решена Конституционным Судом РФ, так как признание гражданско-правовых отношений трудовыми не входит в его компетенцию. Если такие жалобы и доходят до органа конституционного контроля, то он отказывает в их принятии [см., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 892-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мезака Эрнеста Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 19.1 и 282 Трудового кодекса Российской Федерации" // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision759710.pdf (дата обращения: 03.10.2024)]. Поэтому видится необходимой подготовка новых руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, например на уровне его Пленума.
Статья: Нормативное регулирование труда преподавателей: проблемы реализации и пути их решения
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Всего этого, повторим, лишается лицо, исполняющее обязанности преподавателя по договору гражданско-правового характера.
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Всего этого, повторим, лишается лицо, исполняющее обязанности преподавателя по договору гражданско-правового характера.